Является ли информация о деятельности медицинского учреждения, размещенная на его сайте и стендах, рекламой?
Согласно ст. 3 Закона о рекламе*(1) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Является ли информация о деятельности организации, размещенная на ее сайте и стендах, рекламой? Ответим на этот вопрос, руководствуясь законодательством РФ.
В соответствии с п. 11 Правил предоставления платных медицинских услуг*(2) медицинская организация обязана предоставить посредством размещения на своем сайте, а также на информационных стендах (стойках) в такой организации сведения о наименовании, месте нахождения, лицензии, медицинском персонале, перечне платных медицинских услуг с указанием цен. В отдельных случаях при открытии нового медицинского центра, поликлиники, кабинета информация размещается в СМИ. Поскольку ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу установлена административная ответственность в виде наложения внушительных штрафов, у руководителей медицинских учреждений возник вопрос: в каких случаях информация является рекламной, а в каких - нет?
Как следует из определения, приведенного в ст. 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация, адресованная неопределенному кругу лиц, которая направлена на поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке. При этом под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего в связи с реализацией объекта рекламирования.
Такой признак рекламной информации, как ее предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания на некое лицо или неких лиц, для которого (которых) реклама создана и на восприятие которого (которых) направлена (Письмо ФАС РФ от 05.04.2007 N АЦ/4624).
Далее отметим, что согласно п. 2 ст. 2 Закона о рекламе к рекламе не относятся:
- информация, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с нормами законодательства;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информация о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, размещенная на товаре либо его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм информация о наименовании учреждения здравоохранения, месте его нахождения, лицензии, медицинском персонале, перечне платных медицинских услуг с указанием цен не является рекламой.
В то же время необходимо напомнить, что особенности размещения рекламы лекарственных средств, методов лечения, медицинских услуг, медицинской техники регламентированы ст. 24 Закона о рекламе. В соответствии с нормами данной статьи реклама медицинских услуг, в том числе реклама методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации, должна:
не содержать ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате оказания медицинской услуги;
не содержать выражения благодарности физическими лицами в связи с использованием медицинской услуги;
не создавать представления о преимуществах медицинской услуги путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для ее государственной регистрации;
не содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Первые два и последнее требования не относятся к рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий. Кроме того, они не являются рекламой, распространяемой в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и иной рекламой, потребителями которой признаются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Обратим внимание, что Федеральным законом N 317-ФЗ*(3) внесены изменения в ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, устанавливающую перечень товаров, реклама которых допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
В соответствии с внесенными в ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе поправками с 1 января 2014 года не допускается (иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях) реклама:
- лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты;
- медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
- медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.
Следовательно, с 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.
Вместе с тем в силу п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".
Соответственно, запрет на распространение рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Законом о рекламе местах, не применяется в отношении рекламы медицинской деятельности.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н.
Согласно ст. 2 Основ охраны здоровья граждан в РФ*(4) под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, как отметили чиновники ФАС, основываясь на мнении ВАС, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает под действие ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, в том числе в случае, если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию) (например, стоматология, терапия, педиатрия и пр.) (Письмо от 20.01.2014 N АК/1193/14 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе").
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе".
*(2) Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.
*(3) Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"