Турагентство направляет менеджеров в рекламный тур, чтобы они сами ознакомились с новым маршрутом и рассказали о нем клиентам. По мнению бухгалтера агентства, это рабочие командировки и относить их следует к затратам по основной деятельности. Обычно данные туры предоставляются как комплексные услуги (с проживанием, питанием). Как правильно учитывать такие затраты? Как объяснить налоговикам, что это необходимые затраты для целей налогообложения (УСНО)?
Для того чтобы разобраться с учетом и налогообложением, нужно представлять, что такое рекламный тур. Его четкого определения в законодательстве нет, есть упоминание в отраслевом ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования"*(1). Стандарт устанавливает общие требования к туристским услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды. Итак, в стандарте сказано, что продвижение тура осуществляется на основе, включающей:
- рекламу тура, участие в специализированных выставках, ярмарках;
- организацию (участие в) ознакомительных (рекламных) туров (ах).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что рекламный (ознакомительный) тур связан с продвижением туристских продуктов. А это, в свою очередь, комплекс мер, направленных на реализацию таких продуктов (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.). Такое определение есть в ст. 1 Закона об основах туристской деятельности в РФ. Перечень мероприятий по продвижению турпродуктов открыт, следовательно, в него можно включить и проведение рекламного тура.
Учет расходов по участию в ознакомительных турах, равно как и других рекламных расходов, ведется либо на счете 44 "Расходы на продажу", либо на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Ведь согласно Инструкции по применению Плана счетов организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 "Общехозяйственные расходы" для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Турагентства - это продавцы, но достаточно специфических продуктов, потому они вправе сделать выбор из двух указанных счетов бухгалтерского учета. Выбор закрепляется в учетной политике.
Для целей налогообложения бухгалтер также вправе выбрать основание, по которому он может учесть расходы на проведение рекламного тура в уменьшение единого налога, уплачиваемого при применении УСНО (при выборе объекта налогообложения "доходы минус расходы"). Ведь не секрет, что многие турагентства пользуются преимуществами именно данного спецрежима, а выбор названного объекта налогообложения, пусть и добавляет работы бухгалтеру, позволяет минимизировать налоговую нагрузку за счет учета как можно большего числа затрат.
Список разрешенных расходов "упрощенца" приведен в ст. 346.16 НК РФ. Если внимательно его изучить, то можно выбрать два наиболее подходящих варианта: налоговый учет стоимости рекламного тура в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) или включение рассматриваемых затрат в состав командировочных расходов (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Кроме того, расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены так, как это предусмотрено для учета затрат при расчете налога на прибыль (при применении традиционной системы налогообложения). А в пункте 2 ст. 346.16 НК РФ сказано, что отдельные виды затрат, в том числе и указанные выше, принимаются для "упрощенного" налогообложения в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций. Заметим, в ст. 264 НК РФ в числе прочих упомянуты расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Они как раз подходят к рекламному туру, однако в списке разрешенных расходов "упрощенца" их нет. Поэтому бухгалтеру ничего не остается, как выбрать из двух вышеописанных вариантов (материальные затраты или командировочные расходы).
Первый вид расходов удобен тем, что в него можно включить практически все затраты, понесенные турфирмой на рекламный тур*(2). Командировочными можно считать только те затраты, которые поименованы в пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Единственное - здесь могут возникнуть трудности с экономическим оправданием затрат: командировка вызывает сомнения в производственной направленности, если по итогам поездки не будет установлено деловых контактов или заключено новых соглашений. Поскольку тур является рекламным (ознакомительным), такие цели он не преследует, а значит, бухгалтеру нужно будет привести дополнительные аргументы: например, после поездки в рекламный тур сотрудник продал больше туристских продуктов в данном направлении или же, вернувшись из рекламного тура, предложил руководству компании реализовать более выгодные туристские продукты. Как видим, поле для экономического и налогового обоснования рекламных туров есть, бухгалтеру нужно только выбрать вариант исходя их конкретных обстоятельств. Остается добавить: финансовое и налоговое ведомства пока не высказывались по поводу налогообложения рекламного тура (в распоряжении автора подобных писем нет), но всегда следует помнить, что разъяснения чиновников носят рекомендательный характер, в то время как главными считаются нормы налогового законодательства.
Л.А. Козырева,
эксперт журнала
"Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2012 г.
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст.
*(2) Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007, 24.05.2007 N А41-К2-3612/06.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"