Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (далее - Закон N 273-ФЗ) гарантируется "на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые". Однако п. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ определяет, что "обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является получением второго или последующего высшего образования по следующим образовательным программам высшего образования:
1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра..."
Возможно ли получение второго высшего образования за счет средств бюджетных ассигнований?
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые*(1).
При этом, как Вы верно указали в вопросе, Закон N 273-ФЗ также предусматривает, что обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата или программам специалитета является получением второго или последующего высшего образования лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра (п. 1 ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
По нашему мнению, данная норма не противоречит установленному ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ общему правилу о бесплатности высшего образования, получаемого впервые. Мы полагаем, что ее необходимо толковать в связи с иными положениями Закона N 273-ФЗ, а именно с нормами, касающимися полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Так, федеральные органы государственной власти в сфере образования осуществляют, помимо прочего, организацию предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 273-ФЗ), а также осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 273-ФЗ). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ), вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). В свою очередь, органы местного самоуправления городских округов, осуществляющие функции и полномочия учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ), вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования (ч. 4 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Из данных норм следует, что публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования), учреждая образовательные организации, не лишены возможности принимать на себя за счет собственного бюджета больший объем обязательств, чем это предусмотрено действующим законодательством, а именно предоставлять в данных организациях высшее образование лицам, уже его получившим, на бесплатной основе (за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно). На наш взгляд, именно такой случай предусмотрен в п. 1 ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ.
Иными словами, в ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ закреплена общая гарантия, распространяющаяся на любые образовательные организации высшего образования; а в п. 1 ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ - частный случай, когда публично-правовое образование - учредитель конкретной образовательной организации принял на себя дополнительное обязательство (сверх гарантированного ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ) по предоставлению высшего образования по программам бакалавриата или программам специалитета лицам, имеющим диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, в данной организации на бесплатной основе.
Однако, к сожалению, каких-либо материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики ввиду непродолжительного действия Закона N 273-ФЗ нам обнаружить не удалось. Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией органов государственной власти. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации, уполномоченное давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности (п. 6.5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
Ответ прошел контроль качества
26 марта 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичные условия для получения гражданином РФ высшего образования на бесплатной основе предусматривались в п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 г., согласно которому государство гарантировало гражданам на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получал впервые.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 22 мая 1996 г. N 70-О разъяснил, что право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных прав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного высшего образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.