Верховный суд о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Президиум ВС РФ 26.02.2014 утвердил обзор судебной практики по вопросам, связанным с оплатой труда, а также с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В статье рассмотрим подробно разъяснения ВС РФ о применении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, исчислении трудового стажа для установления процентной надбавки.
В начале отметим, что гл. 50 ТК РФ установлены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В этой главе сказано, что оплата труда таких работников должна осуществляться с применением районных коэффициентов и процентных надбавок (ст. 315, 316 и 317 ТК РФ).
Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок
Согласно ст. 316 и 317 ТК РФ размер и порядок применения районного коэффициента и процентной надбавки устанавливаются Правительством РФ. Аналогичное правовое регулирование закреплено в Законе РФ N 4520-1*(1). Верховный суд указал, что в настоящее время на федеральном уровне не принято соответствующих постановлений, а это значит, что в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти СССР или органами государственной власти РФ. Таким образом, при отнесении районов к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также при установлении районных коэффициентов и процентных надбавок необходимо руководствоваться:
- Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029";
- Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера";
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера";
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 N 1980-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
При этом арбитры отметили, что органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований соответственно устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов соответственно. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, устанавливаемых входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 316, ст. 317 ТК РФ, ст. 10 Закона РФ N 4520-1).
Таким образом, к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению районные коэффициенты, установленные федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти СССР.
ВС РФ отметил, что суды при рассмотрении споров о размере районных коэффициентов должны принимать во внимание следующее.
1. Установление ряда коэффициентов к заработной плате на территории СССР носило временный характер, и данные коэффициенты могли быть распространены на работников территорий, не относившихся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним.
Например, коэффициент 1,7, предусмотренный Постановлением Совета Министров СССР от 08.07.1974 N 561, устанавливался на время строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит. А Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС N 380/П-18 был установлен районный коэффициент 1,3 по Северобайкальскому району Республики Бурятия, который продолжает действовать в настоящее время.
Следовательно, установление повышенного коэффициента носило временный характер. Данный коэффициент не является районным, который устанавливается в централизованном порядке к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Строительство последнего объекта на Бурятском участке БАМ - Северомуйского тоннеля завершено в 2003 году. Это значит, что при оплате труда работников, трудящихся в указанной местности, необходимо применять коэффициент 1,3, установленный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС N 380/П-18, а не повышенный коэффициент.
2. Независимо от того, где находится организация, к заработной плате работников ее обособленного (структурного) подразделения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки. Данный вывод следует из того, что в Трудовом кодексе не раскрывается понятие "место работы". В теории трудового права под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное (структурное) подразделение. Таким образом, согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ в случае расположения организации и ее обособленного (структурного) подразделения в разных местностях место работы сотрудника уточняется применительно к данному подразделению. При этом согласно ст. 315, 316, 317 ТК РФ при расчете заработной платы должны учитываться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные к заработной плате в районе или местности по месту выполнения работы.
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса, ВС РФ подчеркнул: суды правильно приходят к выводу о том, что независимо от места нахождения организации оплата труда работников ее обособленного (структурного) подразделения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производится с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Например, фактическим местом работы сотрудника было структурное подразделение банка - филиал, расположенный в г. Архангельске, который отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Однако заработную плату этому работнику работодатель выплачивал без применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в данной местности. Он руководствовался тем, что работник состоял в трудовых отношениях с центральным офисом банка, расположенным в г. Москве, соответственно, не было оснований для оплаты труда с применением районного коэффициента и процентной надбавки. С такой оплатой труда сотрудник не был согласен. Удовлетворив требования работника, суд указал, что в целях применения названных льгот под местом расположения организации следует понимать не только место нахождения ее основного офиса, но и все районы, в которых находятся филиалы, представительства и другие обособленные (структурные) подразделения организации.
Приведем другой пример. Сотрудница обратилась в суд с иском к организации о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки, которые не были применены к ее заработной плате. Суд установил, что она работала по трудовому договору в должности территориального менеджера в отделе региональных продаж организации, местом нахождения которого была территория, не относившаяся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Однако свои трудовые обязанности она исполняла в г. Петрозаводске (Республика Карелия), отнесенном Постановлением Правительства РФ от 25.02.1994 N 155 к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Общение с работодателем происходило дистанционно через Интернет. Таким образом, истица осуществляла трудовую функцию по трудовому договору в местности, где к заработной плате применяются районный коэффициент и процентная надбавка. Это значит, что районный коэффициент к ее заработной плате должен быть применен. При этом суд указал, что отсутствие в трудовом договоре условий о применении районного коэффициента и процентной надбавки (в нарушение требований действующего законодательства) не лишает работника права требовать выплаты ему заработной платы, установленной законодательством.
Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в командировках
Верховный суд указал: при направлении сотрудника в служебную командировку необходимо помнить, что районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке. Это следует из положений ст. 167 ТК РФ, в которой сказано, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Кроме того, согласно п. 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, льготы, установленные указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 N 1980-VII, не предоставляются.
Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок совместителям
Согласно разъяснениям ВС РФ работнику, заключившему трудовой договор о работе по совместительству в организации, расположенной в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, оплата труда производится с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок (ст. 285 ТК РФ).
Трудовой стаж для начисления процентной надбавки
ВС РФ обратил внимание на то, что в отличие от районных коэффициентов, начисляемых с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер процентной надбавки зависит от стажа работы на указанных территориях. При рассмотрении споров о размерах процентной надбавки следует помнить, что:
- трудовой стаж, необходимый для начисления процентной надбавки к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 1 июня 1993 года суммируется независимо от сроков перерыва в работе;
- основания для прекращения трудовых отношений не имеют значения для исчисления трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки. Данный вывод следует из того, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Это значит, что право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, ни Трудовой кодекс, ни Закон РФ N 4520-1 не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора и не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях;
- действующее законодательство не предусматривает включения в указанный стаж периодов деятельности, осуществляемой на основании договоров гражданско-правового характера, и периодов индивидуальной трудовой деятельности.
Труд осужденных к лишению свободы
Верховный суд отметил, что за период 2010-2012 годов многие суды рассматривали вопрос о возможности применения процентной надбавки для расчета оплаты труда осужденных к лишению свободы, привлекавшихся к оплачиваемому труду в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период отбывания наказания. В связи с этими обстоятельствами ВС РФ обратил внимание, что при разрешении споров суды должны были учитывать следующее:
- осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер;
- трудовые договоры с осужденными не заключаются, они привлекаются к труду в связи с отбыванием наказания. Это значит, что правоотношения, возникшие между сторонами, не могут быть основаны на трудовом договоре.
Таким образом, у осужденных к лишению свободы отсутствует право на получение процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, поскольку они работают не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду, и администрацией исправительного учреждения в понимании ст. 20 ТК РФ не возникают.
МРОТ и начисление районных коэффициентов и процентных надбавок
При рассмотрении данного вопроса судьи обратили внимание на положения Конституции РФ, в которой сказано, что в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ч. 3 ст. 37). Таким образом, по смыслу приведенных положений МРОТ по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение им трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Частью 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. Кроме того, Трудовым кодексом предусмотрены:
- обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату труда одинаковой ценности (ст. 22);
- зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой им работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132);
- основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130);
- повышенная оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).
При этом заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Таким образом, при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий осуществления трудовой деятельности. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Это значит, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Исходя из приведенных положений трудового законодательства, ВС РФ отметил, что при решении споров о начислении районного коэффициента и процентной надбавки следует учитывать, что:
- работнику, осуществляющему трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирован не только МРОТ, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается применением районного коэффициента и процентной надбавки. Это значит, что заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах;
- ст. 133.1 ТК РФ закреплено, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в данном субъекте РФ. При этом он не может быть ниже МРОТ, предусмотренного федеральным законом. Соответственно, если минимальный размер заработной платы, установленный в субъекте РФ, с учетом всех компенсационных выплат и доплат окажется меньше определенного федеральным законом (с учетом начисления районного коэффициента и процентной надбавки), региональное соглашение не может быть применено.
В заключение отметим: во избежание спорных ситуаций по вопросам применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учреждениям необходимо пользоваться разъяснениями Верховного суда, представленными в рассмотренном обзоре арбитражной практики.
М.Н. Волкова,
эксперт журнала
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"