Без суда
С 1 января 2014 года все налоговые споры, прежде чем отправляться в суд, предварительно нужно попробовать урегулировать в вышестоящем органе. Эти изменения бизнесу "подарил" Закон от 2 июля 2013 года N 153-ФЗ. Марина Скудутис решила узнать, каковы перспективы у досудебного урегулирования фискальных противоречий.
Напомню, что с 1 января 2014 года в вышестоящий налоговый орган обязательно нужно обжаловать как ненормативные акты инспекций, так и действия или бездействие их должностных лиц. Жалобу необходимо подавать через тот орган, акты которого оспариваются, и уже именно эта инстанция отправит бумагу "вверх". Выслать документ можно в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалобу рассмотрят в течение 15 дней после ее получения, однако на решения по результатам проверок отведен один месяц. Кроме того, указанные сроки могут продлить еще на 15 дней и один месяц соответственно.
После того как вышестоящий орган рассмотрит жалобу, заявитель сможет выбрать, как ему действовать дальше. Он может продолжить оспаривание в ФНС либо же обратиться в суд.
Напомню, что раньше обязательная досудебная процедура обжалования была предусмотрена только для решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения, принятых по результатам ревизий. Внимание: исключительно в судебном порядке нужно обжаловать ненормативные акты, принятые Федеральной налоговой службой, а также действия или бездействия ее должностных лиц.
И еще об одном изменении: раньше Налоговый кодекс не позволял компаниям представлять с жалобой дополнительные документы. Теперь таких ограничений нет. Однако подобные бумаги будут рассмотрены только в том случае, если фирма даст пояснения причин, почему она не смогла представить документ своевременно (например, налоговый орган не выставлял требования о предоставлении этих документов или только к моменту подачи обращения получилось восстановить бумаги и т.п.). Если чиновники сочтут причины уважительными, документы будут ими учтены. Может возникнуть вопрос, а зачем введено такое положение об оценке причин? Дело в том, что эта норма призвана исключить недобросовестные действия тех налогоплательщиков, которые намеренно не представили документы в ходе проверки. Начальник управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС Елена Суворова в прошлом году не раз отмечала, что такое ограничение сохранит гарантии судебной защиты прав сторон в налоговых спорах. Кроме того, этот такой порядок, по ее мнению, будет стимулировать налогоплательщиков представлять все доказательства до вынесения решения по проверке и исключит случаи, когда фактически на вышестоящий орган или суд возлагаются не свойственные им функции по проверке достоверности представленных дополнительных доказательств. Таким образом, безоговорочно принимать новые документы не будут, так что "хитрить" бесполезно: если ревизоры сочтут, что документы компания могла представить еще при проведении контрольного мероприятия, то такие бумаги они во внимание не примут.
Что такое жалоба?
Согласно новой редакции статьи 138 НК "жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права". Однако не стоит забывать, что Кодекс содержит еще и определение понятия "апелляционная жалоба". Это - обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, поясню, речь идет об обжаловании результатов налоговых проверок.
Естественно, жалобу нужно подавать в письменной форме. Ее необходимо подписать: сделать это может как лицо, ее подавшее, так и его представитель.
В документе нужно указать:
- Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации;
- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- название инспекции, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- и требования.
Кроме того, в бумаге можно указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Итак, закон разрешает указывать в бумаге максимум информации, поэтому советую этим правом не пренебрегать. Укажите все свои контактные данные, да и документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу, приложить не помешает.
Когда документ подает представитель, то необходимо приложить подтверждающие его полномочия, например, доверенность.
Если не соблюсти какое-то из перечисленных требований, то это не будет являться причиной оставления жалобы без рассмотрения. Однако из этого правила есть исключение: если бумагу не подписать или не подать документы, подтверждающие полномочия, то налоговики ее не рассмотрят.
Статистика и перспективы
Начиная с 2009 года в стране наметилась тенденция по сокращению судебных споров. Многие конфликты так и не доходят до арбитров. Число дел, по данным ВАС, уменьшается в среднем на 16 процентов ежегодно. Это, конечно, облегчает жизнь судьям, а что с налогоплательщиками? Мне представляется, что и для них введение обязательного досудебного урегулирования всех ненормативных актов налоговых органов - не плохо. Суд - это всегда долгий процесс. А вот на административное обжалование отведены строгие сроки, которые налоговики нарушать не могут. Законом специально предусмотрены положения, которые позволяют в случае пропуска чиновниками отведенного срока сразу идти к арбитрам.
Бытует мнение, что органы власти не склонны менять свои решения. Однако статистика показывает, что около 40 процентов жалоб компаний ФНС пересматривает в пользу коммерсантов. А вот дела, которые все-таки доходят до арбитров, больше чем на 70 процентов удовлетворяются в пользу бюджета.
В конце прошлого года во многих регионах прошли семинары, темой которых были основные и приоритетные направления досудебного урегулирования налоговых споров. Такое мероприятие состоялось и в Подмосковье. В ходе него заместитель Руководителя ФНС России Сергей Аракелов отметил, что "задачу повышения качества досудебного урегулирования налоговых споров и сокращения количества поступающих жалоб можно реализовать на основании ретроспективного анализа судебной работы налоговых органов, помогающего выявить причины возникновения конфликтных вопросов с налогоплательщиками и выработать меры по их устранению". Елена Суворова обратила внимание на тот факт, что одним из показателей эффективности работы по досудебному урегулированию налоговых споров должно стать формирование положительной судебной практики, то есть путем доведения до суда лишь перспективных дел. Очевидно, что речь идет о делах, которые Служба скорее всего выиграет. "Введение системы "внутренних пересмотров" позволяет не только создать налогоплательщикам дополнительные гарантии защиты их интересов, снизить количество конфликтов, но и становится серьезным методологическим инструментом для совершенствования всей системы налогового администрирования", - отмечает Елена Суворова. Что же, будем и мы надеяться на то, что введение обязательного досудебного урегулирования всех споров будет на руку не только ФНС, судам, но и налогоплательщикам.
М. Скудутис
"Расчет", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru