Составляем Положение о закупках в образовательном учреждении
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Статьей 15 данного закона предусмотрены случаи осуществления закупочной деятельности бюджетными учреждениями в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ*(1). В статье рассмотрим, что должно сделать бюджетное образовательное учреждение, чтобы воспользоваться такой возможностью.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение при наличии правового акта, принятого в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, вправе осуществлять в соответствующем году закупки:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Требования к Положению о закупках
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
При разработке Положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами (пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ):
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
С официальными разъяснениями по вопросам применения Федерального закона N 223-Ф3 можно ознакомиться в Письме ФАС РФ от 24.12.2012 N ИА/44025/12.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-Ф3 не может быть изменено в текущем году. Правовым актом учреждения в этом случае будет являться Положение о закупке. В силу положений Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" в 2014 году Положение о закупке должно быть разработано и размещено в сети Интернет до 1 апреля 2014 года. Такое разъяснение дано в Письме Минобрнауки РФ от 16.01.2014 N ДЛ-21/03. В этом же письме сообщается, что данным ведомством разработано Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Типовое положение), которым должны руководствоваться бюджетные образовательные учреждения. Рассмотрим, что оно из себя представляет.
Общие положения
В данном разделе Положения о закупке учреждение указывает, какие отношения регулирует данный документ. Эти отношения поименованы в пп. 1-3 п. 2 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
Порядок подготовки процедур закупки
В этом разделе Положения о закупке необходимо указать, что проведение закупки осуществляется на основании утвержденного и размещенного в единой информационной системе или на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru плана закупки товаров, работ, услуг. Он является основным плановым документом в сфере закупок и утверждается не менее чем на год, за исключением планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, которые до 01.01.2015 утверждаются на три года, а после этого срока на пять - семь лет.
Далее необходимо указать, каким распорядительным документом (приказом, распоряжением) создается в учреждении комиссия по осуществлению закупок, определяется порядок ее работы, персональный состав и назначение председателя комиссии. Какие имеются ограничения по включению в состав комиссии тех или иных лиц. Какую основную функцию она выполняет.
Способы закупки и условия их использования
Данная часть документа посвящена способам осуществления закупки и выбора поставщика. В типовом положении поименованы следующие закупочные процедуры:
- закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- запрос цен;
- запрос предложений;
- аукцион;
- конкурс;
- другие способы закупки.
Далее необходимо разъяснить, что означают все эти способы закупок и в каких случаях они применяются.
В заключении данного раздела необходимо указать, что любой способ закупки, предусмотренный Положением о закупке, может проводиться в электронной форме с использованием электронной площадки. Осуществление закупки в электронной форме является обязательным, если заказчиком закупается продукция, включенная в Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.
Правила и процедуры проведения закупки с использованием электронной площадки устанавливаются регламентом работы электронной площадки и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки.
Необходимо также отметить, что процедуры закупки могут проводиться заказчиком в закрытой форме в соответствии с условиями, установленными Положением о закупке.
Требования к участникам закупки
Данный раздел Положения о закупке должен содержать в себе требования к участникам закупки. Среди них в обязательном порядке должны быть:
- соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
- правомочность участника закупки заключать договор;
- отсутствие решения о ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- отсутствие решения о приостановлении деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с налоговым законодательством, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом N 223-Ф3;
- отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
Могут также устанавливаться иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе:
- наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
Требования к участникам закупки, а также единицы измерения требований к участникам закупки указываются заказчиком в документации о закупке.
Содержание извещения о закупке и документации о закупке
Извещение о закупке. В данном разделе сначала перечисляются сведения, которые должны указываться в извещении о закупке, а именно:
- способ и форма закупки;
- реквизиты заказчика;
- предмет договора;
- место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
- сведения о начальной цене договора (лота);
- срок, место и порядок предоставления документации о закупке;
- место и дата рассмотрения заявок (предложений) и подведения итогов;
- сведения о праве заказчика отказаться от процедуры закупки;
- сведения о том, каким товарам отдается приоритет.
Документация о закупке. Далее в п. 27 Типового положения о закупке подробно указано, какие сведения должны содержаться в документации о закупке. В частности, предложено отражать:
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
- сведения о начальной цене договора (цене лота);
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
- место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (в случае проведения закупки в форме конкурса);
- место и дата рассмотрения предложений (заявок) участников закупки и подведения итогов закупки;
- условия допуска к участию в закупке;
- критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- размер обеспечения заявки на участие в закупке, срок и порядок его предоставления участником закупки и возврата заказчиком, в случае если им установлено требование обеспечения заявки на участие в закупке;
- размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления лицом, с которым заключается договор, а также срок и порядок его возврата заказчиком, в случае если им установлено требование обеспечения исполнения договора;
- сведения о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки;
- порядок предоставления преференций, в случае если таковые предоставляются в соответствии с извещением о проведении закупки.
Этот перечень не является закрытым и по своему усмотрению учреждение-заказчик может его расширить в зависимости от способа закупки.
Порядок проведения процедур закупки
Этот раздел посвящен тому, в каком случае и порядке должны проводиться различные способы закупок, а именно:
- закупка у единственного поставщика;
- закупка путем проведения запроса цен;
- закупка путем проведения запроса предложений;
- закупка путем проведения аукциона;
- закупка путем проведения конкурса;
- закрытые процедуры закупки.
С их описанием вы можете ознакомиться в п. 29-77 Типового положения о закупке и выбрать необходимые. Если учреждение предполагает иные способы осуществления закупок, то порядок их проведения тоже необходимо включить в Положение о закупке.
Порядок заключения и исполнения договора
Последний раздел Положения о закупке посвящен порядку заключения и исполнения договора. В нем должно быть указано, что порядок заключения и исполнения договора регулируется ГК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и локальными актами заказчика с учетом Положения о закупке.
Заключение договора. В этом разделе необходимо указать в течение скольких дней заключается договор с победителем.
В порядке заключения договоров необходимо отметить следующие основные моменты:
- договор с участником закупки, обязанным заключить договор, заключается после предоставления им обеспечения исполнения договора;
- если участник закупки, обязанный заключить договор, не предоставил заказчику в указанный срок подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой участник признается уклонившимся от заключения договора. В случае уклонения участника закупки от заключения договора внесенное обеспечение заявки такому участнику закупки не возвращается (если требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке было предусмотрено заказчиком в документации о закупке);
- если участник закупки, обязанный заключить договор, признан уклонившимся от заключения договора, заказчик вправе заключить договор с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер;
- заказчик вправе отказаться от заключения договора с участником закупки, в случаях:
а) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке;
б) представления участником закупки недостоверных сведений в заявке на участие в закупке, а равно в заявке на участие в закупке по первому этапу либо предквалификационной заявке;
в) в случае если договор, заключаемый по итогам процедуры закупки, является крупной сделкой и (или) сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и предварительное согласие и (или) одобрение в совершении такой сделки не получено в соответствии с законодательством РФ.
Внесение изменений в договор. В положении о закупке следует предусмотреть:
- при заключении и исполнении договора не допускается изменение его условий по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, кроме случаев, предусмотренных Положением о закупке;
- при заключении договора между заказчиком и участником закупки, обязанным заключить договор, могут проводиться преддоговорные переговоры (в том числе путем составления протоколов разногласий), направленные на уточнение мелких и несущественных деталей договора. Преддоговорные переговоры должны входить в сроки заключения договоров. В случае если заказчиком в документации о закупке были предусмотрены начальные единичные расценки по отдельным товарам (работам, услугам) их этапам, группам и т.п., заказчик включает соответствующие расценки в текст договора (в смету, спецификацию, иное приложение) с сохранением пропорционального соотношения этих расценок путем применения к начальным единичным расценкам понижающего коэффициента. Понижающий коэффициент рассчитывается путем деления цены, предложенной в ходе процедуры закупки участником закупки, обязанным заключить договор, на начальную цену договора. Заказчик и поставщик вправе согласовать единичные расценки и определить их иным способом;
- заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе изменить:
а) предусмотренный договором объем закупаемой продукции. При этом если объем закупаемой продукции увеличивается, то заказчик по согласованию с участником вправе изменить первоначальную цену договора соответственно изменяемому объему продукции, а при внесении изменений в договор в связи с сокращением объема закупаемой продукции заказчик обязан изменить цену договора указанным образом;
б) сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или просрочкой выполнения заказчиком своих обязательств по договору;
в) цену договора:
- путем ее уменьшения без изменения иных условий исполнения договора;
- в случаях изменения объема закупаемой продукции;
- в случае инфляционного роста цен на основании показателей прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Минэкономразвития либо другими источниками информации, заслуживающими доверия;
- в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов);
- в случае заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Исполнение договора. Типовым положением учреждению рекомендовано включить в Положение о закупке пункт о том, что при исполнении договора по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка (использование) товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с указанными в договоре.
Расторжение договора. Расторжение договора допускается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и договором.
Заключение договоров по крупной сделке и сделке с заинтересованностью. Необходимо предусмотреть условия заключения договоров по крупной сделке и сделке, по которой имеется заинтересованность. В этих случаях такие договоры подлежат предварительному согласованию и (или) одобрению органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя заказчика, и могут быть заключены только после получения соответствующего предварительного согласования и (или) одобрения. Если предварительное согласование и (или) одобрение не получены, заказчик обязан отказаться от заключения договора. В случае если предварительное согласие и (или) одобрение сделки не может быть получено в срок, установленный Положением о закупке, и заказчик заключил договор, то такой договор подлежит последующему одобрению. В случае если сделка не одобрена, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, уведомив об этом поставщика (подрядчика, исполнителя).
К Положению о закупке предлагается сделать приложение, в котором изложен порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений. В нем рекомендуется установить критерии оценки заявок, значимость этих критериев и алгоритм оценки заявок в соответствии с предложенными критериями.
* * *
Таким образом, Положение о закупке в образовательном учреждении должно быть разработано в соответствии Типовым положением, предложенным Минобрнауки, и до 1 апреля 2014 года размещено в сети Интернет. Полный текст Типового положения вместе с приложением размещен на официальном сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф).
О. Лунина,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"