Особенности финансового обеспечения госзадания
Бюджетные учреждения выполняют государственное (муниципальное) задание (далее - госзадание), финансовое обеспечение которого исходя из п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ*(1) осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Как рассчитываются субсидии на выполнение госзадания? Может ли быть изменено финансирование? Если да, то при каких условиях?
Субсидии бюджетным учреждениям на выполнение госзадания предусмотрены в бюджетах бюджетной системы РФ (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам (далее - услуги), выполнения работ, а также нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (далее - имущество).
Чем работа отличается от услуги?
Поскольку правовое регулирование вопроса о разделении видов деятельности учреждения на услуги и работы недостаточно детально, Минфин в Письме от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 (далее - Письмо) коснулся этого вопроса, предложив следующий подход к разграничению этих понятий.
Услуга: деятельность осуществляется в интересах конкретного потребителя - юридического или физического лица (например, предоставление образования, осуществление книговыдачи, организация трудоустройства, показ спектакля, санаторно-курортное лечение).
Работа: получателем результата является общество в целом (речь идет о так называемой услуге коллективного пользования) либо орган власти (например, выполнение прикладного научного исследования, создание спектакля, организация автотранспортного обслуживания органа власти).
Для услуги, направленной на конкретного потребителя и являющейся типичной, необходимо определить нормативы затрат. Стоимость работ обычно рассчитывается индивидуально, для этих целей определение нормативных затрат не обязательно.
Как рассчитать субсидию на госзадание?
Формула для расчета субсидии:
а) для учреждения, оказывающего услуги и выполняющего работы:
, где
- субсидия на госзадание;
- часть субсидии на оказание услуг (рассчитывается на основе нормативных затрат на оказание услуг и количества соответствующих услуг);
- часть субсидии на выполнение работ;
- общий объем нормативных затрат на содержание имущества (на федеральном уровне - на содержание имущества "в спящем режиме");
б) для учреждения, только оказывающего услуги:
;
в) для учреждения, только выполняющего работы:
.
К сведению. Порядок определения нормативных затрат на содержание имущества "в спящем режиме" отдельно предложен на федеральном уровне - обособляется объем субсидии на содержание имущества, непосредственно не участвующего в оказании услуги. Нормативные затраты на содержание такого имущества должны рассчитываться с учетом затрат на уплату налогов, объектом обложения которым является соответствующее имущество, приобретенное учреждением или закрепленное за ним собственником, а также часть затрат на потребление тепловой и электрической энергии. Специфика выделения затрат на содержание имущества "в спящем режиме" рассмотрена в Методических рекомендациях по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденных Приказом Минфина РФ N 136н, Минэкономразвития РФ N 526 от 29.10.2010.
Объем части субсидии на оказание услуг можно рассчитать по следующей формуле:
, где:
- нормативные затраты на оказание i-й услуги;
- количество i-х услуг, включенных в госзадание учреждения.
Что учитывать при определении нормативных затрат?
Чтобы рассчитать нормативные затраты на оказание i-й услуги, следует исходить из суммы составляющих затрат, необходимых для оказания соответствующей услуги (затраты могут быть связаны как непосредственно с оказанием данной услуги, так и с общехозяйственными нуждами), к которым относятся затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала, затраты на оплату услуг связи, транспорта, коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение) и прочее.
Обратите внимание на то, что при определении нормативных затрат следует учитывать соответствующие госстандарты (требования), санитарные нормы и правила, обязательно использовать утвержденные натуральные нормативы или нормативы затрат в отношении отдельных составляющих нормативных затрат (нормы обеспечения мягким инвентарем, показатели оплаты труда исходя из требований указов Президента РФ от 07.05.2012*(2) и прочее). Если утвержденные нормативы отсутствуют (нет порядка их определения или расчета), то для расчета соответствующих составляющих затрат в составе нормативных затрат можно применять экспертный метод.
Нормативные затраты на оказание соответствующей услуги с учетом общих требований, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, утверждаются учредителем. Данная обязанность введена в БК РФ Законом N 252-ФЗ*(3) для всех публично-правовых образований.
Следует помнить, что положения п. 4 ст. 69.2 БК РФ в части определения нормативных затрат на оказание услуг с учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, должны применяться при расчете объема субсидии на госзадание начиная с госзаданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов).
Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация муниципального образования в отношении соответственно федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта РФ, муниципальных учреждений могут установить иной срок применения указанных положений БК РФ при расчете объема субсидии на госзадание на основании нормативных затрат на оказание услуг. При этом в правовом акте должны быть учтены общие требования, определенные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (но не позднее 01.01.2016).
Утверждение нормативных затрат на выполнение работ является правом, но не обязанностью органа власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Нужно ли корректировать нормативные затраты при расчете объема субсидии?
Должны ли показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовать по объему и назначениям нормативных затрат использованным при расчете субсидии на выполнение госзадания? Законодательством РФ данное требование не установлено.
Следует также обратиться к п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения*(4). Так, если учредитель принимает решение о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением госзадания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на госзадание могут рассчитываться с превышением установленных нормативных затрат. Минфин в Письме указывает, что корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии на госзадание, в соответствии с законодательством РФ не требуется.
Если источником финансового обеспечения бюджетного учреждения являются средства субсидии на госзадание, учитываемые на лицевых счетах данных учреждений, то бюджетное учреждение при осуществлении таких расходов не обязано представлять в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований (в зависимости от того, где открыты счета) документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.
Можно ли перераспределять средства в зависимости от потребностей учреждения?
Закон N 83-ФЗ*(5) не устанавливает запрет на перераспределение средств в зависимости от потребностей учреждения, то есть средства перераспределять можно. Минфин в Письме отмечает, что главной задачей бюджетного учреждения является выполнение госзадания в указанном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не расходование субсидии на госзадание ровно по рассчитанной формуле.
Основанием для предоставления субсидий на госзадание служит соглашение, заключенное бюджетным учреждением с учредителем, являющимся одновременно главным распорядителем бюджетных средств (при условии, что бюджетное учреждение само не является распорядителем бюджетных средств). Правила заключения такого соглашения, его форма и содержание (объемы и сроки перечисления субсидии, порядок изменения объема субсидии, представления отчетности и прочее) определяются в порядке предоставления субсидий на госзадание*(6).
Субсидии не использованы в текущем финансовом году
Учреждение, не использовавшее в текущем финансовом году остатки субсидий на госзадание, в соответствии с ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ в очередном финансовом году может получить эти средства в самостоятельное распоряжение и использовать их в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано.
Куда могут быть израсходованы остатки субсидии на госзадание? Учреждение может потратить их, например, на капремонт имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на капремонт), на приобретение оборудования, на осуществление приносящей доход деятельности, на повышение заработной платы сотрудникам при условии, что направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе.
Учреждение обязано использовать субсидии, в том числе остатки, в соответствии со своим планом финансово-хозяйственной деятельности.
Учредитель не вправе увеличить подведомственному учреждению госзадание либо уменьшить объем субсидии на госзадание, предполагая, что часть услуг (работ) учреждение будет оказывать (выполнять) за счет образовавшихся на начало очередного финансового года остатков субсидии на предыдущее госзадание. Однако учредитель может провести анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Если, например, будет выявлено, что причиной образования остатков явилось снижение спроса на госуслугу, вызванное неэффективной работой учреждения, низким качеством оказания услуг, то в этом случае учредитель может принять решение об одновременном уменьшении объема госзадания и размера субсидии на финансовое обеспечение его выполнения. Кроме того, может быть принято административно-управленческое решение о соответствии руководителя учреждения занимаемой должности.
Целевые межбюджетные трансферты
Иногда источником финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов РФ по предоставлению бюджетным учреждениям субсидий на госзадание являются целевые межбюджетные трансферты. Если эти трансферты не использованы, то они подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены (п. 5 ст. 242 БК РФ).
Однако если целевые межбюджетные трансферты являются источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта РФ на предоставление бюджетным учреждениям субсидий на госзадание (частью такого источника), то неиспользованные остатки указанных субсидий, учтенные на лицевых счетах (счетах) бюджетных учреждений субъекта РФ, не подлежат возврату в бюджет субъекта РФ.
Субсидии уменьшены в текущем финансовом году
Уменьшение объема субсидии на госзадание в течение срока его выполнения также осуществляется только при соответствующей корректировке госзадания, причем не обязательно в сторону уменьшения его объемных показателей (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Например, в госзадании может быть предусмотрен пункт, отражающий информацию о сдаваемом в аренду особо ценном движимом имуществе и недвижимом имуществе, закрепленном за учреждением или приобретенном им за счет средств, предоставленных учредителем на его приобретение. При принятии в течение года такого решения в госзадание (в части данных показателей) будут вноситься изменения, что позволит уменьшить объем субсидии на госзадание в части затрат на содержание этого имущества. Тем самым будет выполнено требование Закона N 7-ФЗ, согласно которому в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет целевых средств, выделенных ему учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
К сведению. Минфин подготовил изменения в законодательстве РФ, согласно которым объем субсидии на госзадание в течение срока его выполнения уменьшается также в случае реализации учреждением имущества, используемого в процессе оказания услуг (выполнения работ) или передачи его в аренду либо в случае изменения параметров объектов имущества, влекущих уменьшение затрат на их содержание.
Субсидии увеличены в текущем финансовом году
Основанием для увеличения в текущем финансовом году объема субсидии на госзадание может служить:
- рост количества оказываемых учреждением услуг;
- увеличение размера нормативных затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда работников учреждения;
- увеличение размера нормативных затрат на содержание имущества в связи с закреплением за учреждением новых объектов недвижимого или особо ценного движимого имущества и прочие аналогичные изменения.
Расходы бюджета формируются в соответствии с расходными обязательствами публично-правового образования, обусловленными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующего бюджета (ст. 65 БК РФ).
Минфин в Письме указывает, что поскольку основаниями возникновения расходных обязательств публично-правового образования, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета, являются положения принятых актов, внесение изменений в закон (решение) о бюджете следует осуществлять после внесения в установленном порядке изменений в госзадание.
Если учреждение досрочно выполнило госзадание, то Минфин рекомендует переутвердить такому учреждению госзадание (внести дополнения), увеличив одновременно объем субсидии на его выполнение, при условии что предоставление услуг необходимо до конца текущего года. Однако если учреждение несанкционированно перевыполнило госзадание, то учредитель вправе не возмещать понесенные расходы.
* * *
Итак, нормативные затраты следует определять не по принципу "сколько требуется для того, чтобы профинансировать все фактические расходы учреждения", а по принципу "сколько требуется для оказания конкретной услуги при прочих равных условиях". Таким образом, субсидия не должна рассчитываться исходя из фактических затрат, "обратным счетом". Чтобы сохранить размер субсидии, учреждение должно полностью и качественно выполнить госзадание.
М.Г. Гусев,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Указы N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 606 "О мерах по реализации демографической политики РФ" и др.
*(3) Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в БК РФ и отдельные законодательные акты РФ".
*(4) Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
*(5) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(6) Данный порядок утверждается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"