Изменения в федеральном законодательстве о контрактной системе
В конце декабря в Закон о контрактной системе*(1), принятый в апреле 2013 года, а также в некоторые другие связанные с ним нормативные правовые акты были внесены изменения*(2). В данной статье приводим обзор этих изменений.
Изменения ссылочного и терминологического характера
Закон N 396-ФЗ вносит изменения в различные нормативные правовые акты, где упоминается законодательство о государственных и муниципальных закупках. Например, если раньше в Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" одна из форм государственной поддержки таких объединений называлась социальным заказом на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", то сейчас этот вид поддержки называется закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд*(3). Другой пример: в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" формулировка такого полномочия РФ в области оказания государственной социальной помощи, как организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, изменена на "осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов"*(4).
Изменения и дополнения по административным нарушениям в сфере государственных и муниципальных закупок и санкциям за их совершение
Новым законодательством о контрактной системе прямо предусматривается, что не только лица, осуществляющие функции члена комиссии по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но и контрактные управляющие, работники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные соответствующими статьями КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица*(5). Назовем такие правонарушения и санкции за их совершение в таблице.
Нарушение | Санкция |
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - поставщик), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (далее - законодательство) (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ) | Штраф 30 000 руб. |
Принятие решения о способе определения поставщика, в том числе решения о закупке ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, в случае если определение поставщика в соответствии с законодательством должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ) | Штраф 50 000 руб. |
Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством, или нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика, возможности заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ) | Штраф 50 000 руб. |
Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией (далее - должностное лицо) сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении конкурса, аукциона* | На должностное лицо штраф 5 000 руб., на юридическое лицо штраф 15 000 руб. |
Нарушение должностными лицами сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении конкурса, аукциона более чем на 2 рабочих дня (ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ) | На должностное лицо штраф 30 000 руб., на юридическое лицо - 100 000 руб. |
Нарушение должностными лицами сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении запроса котировок или предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика не более чем на 1 рабочий день (ч. 1.2 ст. 7.30 КоАП РФ) | На должностное лицо штраф 3 000 руб., на юридическое лицо - 10 000 руб. |
Нарушение должностными лицами сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика более чем на 1 рабочий день (ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ) | На должностное лицо штраф 15 000 руб., на юридическое лицо - 50 000 руб. |
Размещение должностными лицами в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством, либо нарушение указанными лицами порядка представления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ) | На должностное лицо штраф 15 000 руб., на юридическое лицо - 50 000 руб. |
Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке ТРУ не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта (далее - Н(М)Ц), но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. |
Нарушение предусмотренных законодательством требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 10 000 руб. |
Неразмещение должностными лицами в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ) | На должностное лицо штраф 50 000 руб., на юридическое лицо - 500 000 руб. |
Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика не предусмотренных законодательством информации и документов (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо в размере 1% Н(М)Ц, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. |
Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, или включение в состав одного лота, объекта закупки ТРУ технологически и функционально не связанных между собой (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо в размере 1% Н(М)Ц, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб. |
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 3 000 руб. |
Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным законодательством, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений (ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо в размере 5% Н(М)Ц, но не более 30 000 руб. |
Признание победителя определения поставщика с нарушением требований законодательства (ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 50 000 руб. |
Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика, за исключением случаев, когда законодательством допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 30 000 руб. |
Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством (ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф 300 000 руб. |
Осуществление закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством** | Штраф 50 000 руб. |
Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня (ч. 13 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 3 000 руб. |
Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на 2 рабочих дня (ч. 14 ст. 7.30 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 30 000 руб. |
Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 1 ст. 7.31 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 50 000 руб. |
Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков, или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 20 000 руб. |
Нарушение должностными лицами заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или оператором электронной площадки установленных законодательством порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, не более чем на 3 рабочих дня (ч. 1 ст. 7.31.1 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 5 000 руб., на юридическое лицо - 30 000 руб. |
Нарушение должностными лицами заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или оператором электронной площадки установленных законодательством порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, более чем на 3 рабочих дня (ч. 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 15 000 руб., на юридическое лицо - 90 000 руб. |
Нарушение оператором электронной площадки установленных законодательством порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ) | Штраф 15 000 руб. |
Нарушение оператором электронной площадки установленного законодательством порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч. 4 ст. 7.31.1 КоАП РФ) | Штраф 15 000 руб. |
Нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством (ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ) | Штраф 15 000 руб. |
Разглашение оператором электронной площадки или его должностным лицом информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона (ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 50 000 руб., на юридическое лицо - 250 000 руб. |
Заключение контракта по результатам определения поставщика с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством заключается контракт (ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо в размере 1% Н(М)Ц, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб., на юридическое лицо - в размере 1% Н(М)Ц, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. |
Заключение контракта по результатам определения поставщика с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо и юридическое лицо в размере двукратного объема дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен ТРУ явившихся предметом нарушения, количество, объем которых уменьшены |
Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта (ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 50 000 руб. |
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен ТРУ если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 20 000 руб., на юридическое лицо - 200 000 руб. |
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен ТРУ если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо и юридическое лицо в размере двукратного объема дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен ТРУ явившихся предметом нарушения, количество, объем которых уменьшены |
Нарушение установленного порядка расторжения заказчиком контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 50 000 руб., на юридическое лицо - 200 000 руб. |
Нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты ТРУ для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования (ст. 7.32.1 КоАП РФ) | Штраф от 30 000 до 50 000 руб. |
Невыполнение должностными лицами заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ) | Штраф на должностное лицо 50 000 руб., на юридическое лицо - 500 000 руб. |
* Часть 1 ст. 7.30 КоАП РФ. До ввода в эксплуатацию ЕИС административная ответственность в отношении размещения информации в данной системе применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, на официальном сайте в Интернете http://www.zakupki.gov.ru. ** Часть 11 ст. 7.30 КоАП РФ. Временем совершения данного административного правонарушения является дата окончания календарного года. |
В прошлом номере журнала было рассказано преимущественно о поправках в КоАП РФ. Но и в сам Закон о контрактной системе внесены многочисленные корректировки. Некоторые просто исправляют явные оговорки (например, в статье, где речь идет об электронном аукционе, встречалось слово "конкурс" - сейчас оно заменено на "электронный аукцион" (ч. 14 ст. 70 *(6)), а некоторые вносят заметные смысловые новации. Об этих новациях и пойдет речь ниже.
Сфера применения закона
Расширен перечень случаев, на которые не распространяется рассматриваемый закон - добавлены (п. 3-5 ч. 2 ст. 1):
- закупка драгметаллов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
- назначение адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ (ранее такая закупка должна была осуществляться у единственного поставщика);
- привлечение адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в РФ".
Электронный документооборот
Определено, что электронный документооборот в контрактной системе относится к электронным документам, предусмотренным не только самим рассматриваемым законом, но и в целом законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе (ч. 1 ст. 5).
Финансирование
Если ранее бюджетное учреждение было вправе осуществлять закупки, используя положения Закона N 223-ФЗ*(7), в том числе за счет средств грантов международных организаций, получивших право предоставлять гранты в установленном Правительством РФ порядке *(8), то сейчас этот порядок должен быть установлен законом РФ (п. 1 ч. 2 ст. 15). Пока такой порядок федеральным законом не установлен.
Добавлено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, используя положения Закона N 223-ФЗ за счет средств от приносящей доходы деятельности, в том числе в рамках пред/усмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 15). Важная смысловая новация здесь то, что формулировка явным образом подразумевает: бюджетное учреждение может заниматься приносящей доход деятельностью не только в рамках основных видов деятельности. Однако следует отметить, что в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе оказывать только те платные услуги и выполнять только те платные работы, которые относятся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом*(9). Таким образом, между двумя федеральными законами сейчас имеется противоречие.
Планирование
Из содержания плана закупок исключено описание объекта и (или) объектов закупки, а также объем закупаемого товара, работы или услуги (далее - ТРУ) (п. 3 ч. 2 ст. 17).
Установлено, что методики и нормативы строительных работ, которые используются при применении проектно-сметного метода определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) могут быть утверждены не только соответствующим федеральным органом исполнительной власти, но и органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ч. 9 ст. 22).
Внесено добавление, что в дополнение к федеральным методическим рекомендациям по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - поставщик)*(10), высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ может установить аналогичные рекомендации, в том числе по обоснованию и применению иных методов определения цены контракта (ч. 20.1 ст. 22).
Осуществление закупок
Добавлено положение, что организатором совместного конкурса или аукциона может выступать не только один из заказчиков, но и уполномоченный орган или уполномоченное учреждение (ч. 2 ст. 25).
В соглашении между заказчиками о проведении совместного конкурса или аукциона с 01.01.2015 должен будет указываться идентификационный код совместной закупки (п. 1.1 ч. 2 ст. 25), место, условия и сроки исполнения в отношении каждого заказчика (п. 2 ч. 2 ст. 25). Начальные цены контрактов должны указываться и обосновываться каждым заказчиком по отдельности (п. 3 ч. 2 ст. 25), порядок и сроки разработки должны указываться не только в отношении документации о закупке, но и в отношении извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместном закрытом конкурсе или аукционе (п. 7 ч. 2 ст. 25).
Требование о квотировании установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком) теперь не будет распространяться на закупки услуг по предоставлению кредитов, закупки ТРУ, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ч. 1 ст. 30).
Из числа единых требований к участникам закупки исключено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки*(11), - установление такого требования стало опять правом заказчика (ч. 1.1 ст. 31). Наряду с этим в состав обязательных требований включено требование об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
К сведению. Под конфликтами интересов понимаются случаи, когда руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий:
1) состоит в браке с физическим лицом, являющимся выгодоприобретателем, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, гендиректором, управляющим, президентом и др.), членом коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, гендиректором) учреждения или унитарного предприятия, индивидуальным предпринимателем - участниками закупки;
2) является близким родственником, полнородным и неполнородным братом и сестрой, усыновителем или усыновленным указанных физических лиц, при этом под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества (п. 9 ч. 1 ст. 31).
Если при проведении конкурсов по заключению контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг предложение участника конкурса на 25% и более ниже НМЦК, величина значимости критерия "цена контракта" должна устанавливаться равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок (ч. 6 ст. 32 и ч. 8 ст. 37).
Заказчик в определенных случаях лишился права заключать договор с поставщиком в устной форме (ч. 15 ст. 34).
Исключена обязанность участника закупки, с которым заключается контракт, в определенных случаях предоставлять заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества, членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления юрлиц - участников закупки*(12).
Личная заинтересованность должностных лиц заказчика в заключении и исполнении контракта, из-за которой суд может признать контракт недействительным, теперь не будет коррелировать с наличием родственных связей между этими лицами и должностными лицами исполнителя контракта (ч. 22 ст. 34).
При заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в контракт должно включаться дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины (ч. 28 ст. 34).
Участник закупки может подтверждать свою добросовестность в рамках применения антидемпинговых мер, предъявляя сведения о государственных или муниципальных контрактах, исполнявшихся им в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе (ч. 3 ст. 37).
Информирование лица об отказе в приеме его банковской гарантии с указанием причин этого отказа теперь должно производиться обязательно в письменной форме или в форме электронного документа (ч. 7 ст. 45).
Перечень иных документов, которые включаются в реестр банковских гарантий, должен будет устанавливаться Правительством РФ (п. 6 ч. 9 ст. 45).
В извещение о проведении открытого конкурса теперь должны включаться сведения о реквизитах счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников конкурса (п. 9 ч. 3 ст. 49).
Определение поставщиков
В состав заявки на участие в открытом конкурсе должен включаться идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 51).
Информация о производителе товара становится обязательной частью предложения участника закупки в отношении объекта закупки (п. 2 ч. 2 ст. 51).
Если в конкурсной документации критерием оценки заявок является квалификация участника, заявка участника может содержать документы, подтверждающие его квалификацию, но данное требование не обязательно (п. 6 ч. 2 ст. 51).
Теперь конкурсная комиссия обязана отстранить участника на любом этапе проведения открытого конкурса, если обнаружится, что информация, предоставленная им, недостоверна (ч. 3.1 ст. 53).
По новым правилам к протоколам рассмотрения заявок на участие в конкурсе должны прилагаться все сведения и документы, поданные участником в составе заявки (ч. 12 ст. 53).
Максимальный срок подписания победителем конкурса контракта после подведения итогов конкурса сокращен с 15 до 10 дней (ч. 3 ст. 54).
Если участник, заявке которого присвоен второй номер, не предоставит заказчику в установленный срок подписанные экземпляры контракта и обеспечения исполнения контракта, он не будет считаться уклонившимся от заключения контракта (ч. 6 ст. 54).
При этом конкурс признается несостоявшимся, и это будет основанием для внесения изменений в план-график и проведения повторного конкурса (п. 2.1 ч. 2 ст. 55).
Если объект закупки включен в перечни ТРУ, закупка которых должна проводиться через электронный аукцион, но одновременно с этим Закон о контрактной системе устанавливает, что такие ТРУ закупаются через запрос котировок, запрос предложений или у единственного поставщика, то заказчик в данном случае получает право не проводить электронный аукцион (ч. 2 ст. 59).
Оператором электронной площадки сейчас не может быть ИП - только юрлицо (ч. 4 ст. 59).
Проведение конкурса и аукциона
В извещении о проведении электронного аукциона теперь не обязательно указывать реквизиты счета для внесения обеспечения заявок (п. 4 ч. 5 ст. 63). При проведении электронного аукциона на закупку товаров указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы допустимо (ч. 3 ст. 66).
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона (п. 1 ч. 5 ст. 66).
Если победитель электронного аукциона уклонился от заключения контракта и аукцион признан несостоявшимся, повторная закупка должна проводиться путем запроса предложений (ч. 4 ст. 71).
Запрос котировок
В извещении о проведении запроса котировок сейчас не обязательно указывать требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике запроса котировок, учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок (для юрлица) (п. 1 ч. 1 ст. 73).
Заявка на участие в запросе котировок должна содержать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок (п. 4 ч. 3 ст. 73).
Запрос предложений
Заказчик утратил право заключать договор энергоснабжения или договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии, а также контракт на оказание преподавательских услуг и услуг экскурсовода (гида) физлицами через запрос предложений*(13). Такие договоры и контракты заключаются через закупку у единственного поставщика (п. 29 и 33 ч. 1 ст. 93). Наряду с этим через запрос предложений сейчас осуществляются закупки услуг по защите интересов РФ в случае подачи физлицами и (или) юрлицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов (п. 10 ч. 2 ст. 83).
Итоги проведения запроса предложений должны сейчас размещаться в ЕИС не в течение часа после проведения, а в день вскрытия конвертов с заявками на участие и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (ч. 13 ст. 83).
Если все присутствующие при проведении запроса предложений участники отказались направить окончательное предложение, то окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений (ч. 14 ст. 83).
Контракт с победителем запроса предложений заключается только после предоставления им обеспечения исполнения контракта в предусмотренных случаях. При этом если победителем не исполнено данное требование, он признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 17 ст. 83).
Если федеральный орган исполнительной власти проводит запрос предложений на лечение гражданина РФ в иностранной организации за пределами территории РФ и запрос признается несостоявшимся, то закупка осуществляется у единственного поставщика, повторный запрос не проводится (ч. 19 ст. 83).
Закрытые способы определения поставщиков
Установлено, что срок действия решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков, не должен превышать 90 календарных дней с даты принятия решения до даты направления приглашений (ч. 4 ст. 84).
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием сейчас должен составляться не в трех, а в двух экземплярах (ч. 13 ст. 85).
Теперь допускается взимать плату с участников закрытого аукциона за предоставление документации о закрытом аукционе (ч. 2 ст. 86).
Закупка у единственного поставщика
При закупке для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ в таких правовых актах, сейчас можно, но не обязательно указывать предельный срок, на который заключается контракт, и предусматривать обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта (п. 2 ч. 1 ст. 93).
Расширен перечень случаев закупки ТРУ у единственного поставщика - теперь к таким случаям в числе прочего относятся (п. 29-34 ч. 1 ст. 93):
- заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии;
- определение поставщика распоряжением Правительства РФ по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении закупок бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов в органы власти, и определенных референдумов;
- заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд недвижимости, определенной в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов в государственную или муниципальную собственность;
- аренда недвижимости для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд;
- заключение контракта на оказание преподавательских, экскурсионных услуг физлицами;
- заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, если запрос предложений признан несостоявшимся.
Исполнение, изменение и расторжение контракта
К числу случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении теперь относится ситуация, когда контракт заключается с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ: здесь цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если данная возможность была предусмотрена контрактом (п. 7 ч. 1 ст. 95).
Ослаблены условия по установлению требований к обеспечению контракта: если раньше заказчик мог не устанавливать такое требование только в отдельных случаях закупки у единственного поставщика, то сейчас это возможно при закупке путем запроса котировок, а также в отдельных случаях при запросе предложений (ч. 2 ст. 96).
Контроль в сфере закупок
Из компетенции органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - финконтроль) исключен контроль за формированием планов закупок (п. 1 ч. 8 ст. 99).
Установлено, что порядок контроля за соблюдением Закона о контрактной системе органами финконтроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), устанавливается в соответствии с общими требованиями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, а также то, что данный орган проводит проверки осуществления этого контроля органами (ч. 11.1 и 11.2 ст. 99).
В ЕИС должна размещаться информация о проведении проверок не только контрольными органами в сфере закупок, но и органами финконтроля (ч. 21 ст. 99).
Уточнено, что предписания должностных лиц органов финконтроля, касающиеся контроля за обоснованием, нормированием закупок, НМЦК должны выдаваться до начала соответствующих закупок (п. 3 ч. 27 ст. 99).
Должностные лица органов финконтроля получили право обращаться в суд с исками о признании закупок недействительными в соответствии с ГК РФ (п. 5 ч. 27 ст. 99).
Уточнено, что не требуется согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в контрольные органы жалобах, для размещения сведений о них в ЕИС (ч. 18 ст. 105).
Уведомление о поступлении жалобы, ее содержании, времени и месте ее рассмотрения должно теперь рассылаться контрольным органом в сфере закупок не всем заинтересованным лицам, а именно участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия которых обжалуются (ч. 1 ст. 106).
Заключительные положения
Установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию ЕИС ведет официальный сайт, в том числе обслуживает его пользователей, и развивает сайт в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, до ввода в эксплуатацию ЕИС обслуживает официальный сайт, в том числе обеспечивает его бесперебойное функционирование, развитие (ч. 5 ст. 112).
Лицо, имеющее профобразование или дополнительное профобразование в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, может быть работником контрактной службы или контрактным управляющим не до 01.01.2016, а до 01.01.2017 (ч. 23 ст. 112).
Уточнено, что порядок проведения электронных аукционов на электронных площадках, прошедших отбор ранее вступления в силу Закона о контрактной системе, должен соответствовать требованиям данного закона (ч. 10 ст. 112).
Уточнен порядок использования электронных подписей (ЭП), в частности (ч. 5.1-5.2 ст. 112):
- федеральный орган исполнительной власти, выполняющий кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, обеспечивает пользователей сертификатами ключей проверки ЭП и средствами ЭП до того, как будет установлен порядок использования усиленных неквалифицированных ЭП в ЕИС и взаимодействие удостоверяющих центров с ЕИС, а также требования к сертификатам используемых в ЕИС ключей проверки ЭП и ключей усиленных неквалифицированных ЭП;
- электронный документ, подписанный ЭП, признается электронным документом, подписанным усиленной неквалифицированной ЭП, в течение срока действия сертификата ключа проверки ЭП, но не позднее даты ввода в эксплуатацию ЕИС. Сертификат выдается федеральным органом исполнительной власти, выполняющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Уточнен порядок регистрации заказчиков в Интернете, в частности (ч. 5.3-5.4 ст. 112):
- до ввода в эксплуатацию ЕИС регистрация на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, выполняющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- до установления порядка регистрации регистрация на названном сайте осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
* * *
Следует учитывать сроки вступления в силу некоторых изменений. Так, до 31.03.2014 заказчики могут не создавать контрактные службы (ч. 28 ст. 112). Включение банковских гарантий в реестр банковских гарантий требуется с 31.03.2014 (ч. 1.1 ст. 114). А требования к нормированию закупок и банковскому сопровождению контрактов вступают в силу с 01.07.2014 (ч. 1.2 ст. 114).
Изменения в антимонопольном законодательстве
Антимонопольные требования, изложенные в федеральном законодательстве, теперь относятся не только к торгам и запросу котировок, но и к новой форме осуществления закупок - запросу предложений*(14). Кроме того, антимонопольные запреты действуют и в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Запрет установлен на следующие действия:
- координация организаторами торгов, запроса котировок, предложений или заказчиками деятельности их участников;
- создание участнику торгов, запроса котировок, предложений или нескольким участникам преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок, предложений;
- участие организаторов или заказчиков и (или) их работников в торгах и запросах (ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Кроме того, порядок рассмотрения жалоб на нарушения процедуры торгов и заключения договоров, которое осуществляет ФАС в силу антимонопольного законодательства, сейчас распространяется и на организацию и проведение закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Изменения в законодательстве о закупках отдельными видами юридических лиц
Поскольку с принятием Закона о контрактной системе бюджетные учреждения получили право при отдельных видах закупок использовать положения другого закона - Закона N 223-ФЗ, в последний документ были внесены изменения, которые обосновывают такое право (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
Также сейчас определено, что если бюджетное учреждение планирует пользоваться при отдельных видах закупок нормами данного закона, то положение о закупке утверждается его учредителем (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Правительство РФ теперь имеет право установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета (п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). При этом у участника закупки появилось право обжаловать в антимонопольном органе действия заказчика в случае неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), а в состав ежемесячного отчета теперь должны входить сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Также отметим, что с 01.01.2015 заказчики должны представлять установленные сведения о заключенных договорах и документы в реестр договоров, который будет вести Федеральное казначейство (ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
"Руководитель бюджетной организации", N 3-5, март-май 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 396-ФЗ).
*(3) Статья 3 Закона N 396-ФЗ.
*(4) Статья 9 Закона N 396-ФЗ.
*(5) Статья 2.4 КоАП РФ.
*(6) Здесь и далее в скобках - ссылки на Закон о контрактной системе.
*(7) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(8) Правила получения международными организациями права на предоставление грантов на территории РФ на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2013 N 367.
*(9) Часть 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(10) Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567.
*(11) Утратил силу п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
*(12) Утратили силу ч. 19-21 ст. 34 Закона о контрактной системе.
*(13) Утратили силу п. 1 и 4 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе.
*(14) Статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"