Можно ли включать в себестоимость грузовых (пассажирских) перевозок и соответственно в тарифы стоимость использования аппаратуры ГЛОНАСС, датчиков по расходу топлива и иной аппаратуры?
В Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок*(1), нет прямого ответа на этот вопрос. В период ее разработки еще не было системы спутникового слежения и контроля за работой автотранспорта. Тем не менее в документе поименованы затраты, включаемые в себестоимость перевозок. В первую очередь это затраты, непосредственно связанные с процессом перевозок грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг автомобильного транспорта. К ним относятся расходы по обеспечению требований качества транспортного обслуживания согласно обязательствам перевозчика по договору (правилам) перевозок, включая требования сохранности грузов (багажа пассажиров), соблюдения расписания движения (графиков доставки грузов), безопасности процесса перевозок для окружающей среды, а также по эксплуатации технологических средств связи. Сюда вполне можно включить затраты на приобретение аппаратуры системы ГЛОНАСС, списываемые через амортизационные отчисления соответствующих объектов ОС, а также на текущее обслуживание данной системы слежения и контроля. При этом капитальные затраты по приобретению системы ГЛОНАСС могут быть квалифицированы как затраты по вводу в действие нового (поступившего на баланс предприятия) подвижного состава автомобильного транспорта и иных основных фондов.
Если обратиться к отраслевой Инструкции об учете доходов и расходов*(2), то затраты, непосредственно связанные с процессом перевозок грузов и пассажиров, выполнением (оказанием) других работ (услуг) автомобильного транспорта, относятся к расходам по обычным видам деятельности. Приведя нормы предыдущего документа, автор наглядно показал, что расходы по оборудованию ТС аппаратурой слежения и контроля, по ее дальнейшей эксплуатации и обслуживанию связаны с процессом перевозок. Особенно это касается пассажирских перевозок, где наличие ТС, оснащенных аппаратурой системы ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS), является одним из лицензионных условий осуществления деятельности на законных основаниях. Поэтому включение рассматриваемых затрат в состав расходов по обычным видам деятельности, формирующих себестоимость транспортных услуг, обоснован с точки зрения отраслевого законодательства. Единственное, нужно правильно распределить данные расходы по осуществляемым видам деятельности, чтобы стоимость аппаратуры систем слежения и контроля (цена обслуживания) относилась именно к тем перевозкам, где она используется. Иными словами, порядок ценообразования (тарифов) напрямую зависит от объективности калькулирования себестоимости каждого вида транспортных услуг.
Л.А. Козырева,
эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2012 г.
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом 29.08.1995.
*(2) Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"