Аттестация - в прошлом, а специальная оценка - в настоящем
Трудовое законодательство - одно из немногих законодательств, в нормативные акты которого практически не вносятся изменения, в отличие, например, от правовых актов бухгалтерского учета и налогообложения. Тем не менее и в системе правовых норм, регулирующих отношения между работодателем и работником, могут иногда происходить кардинальные изменения. Например, не так давно был принят Закон о специальной оценке условий труда*(1), согласно которому привычную аттестацию рабочих мест заменит совершенно новая процедура. В чем преимущества и недостатки этой процедуры? Как проводить специальную оценку и что для этого нужно сделать казенному учреждению?
Немного предыстории
Последние несколько лет трудоемкий и обременительный для учреждений и организаций порядок проведения аттестации рабочих мест, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Приказ N 342н), не выдерживал никакой критики. Это подтвердила проведенная Минэкономразвития экспертиза (Заключение от 12.05.2012 "Об экспертизе Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"). Эксперты указали на необоснованные требования, предъявляемые к проведению аттестации всех рабочих мест, включая те, по которым статистически не доказаны случаи возникновения ущерба и вреда работникам. В частности, сама по себе процедура аттестации полностью не гарантирует безопасности работникам, поэтому нет необходимости проводить ее с периодичностью не реже одного раза в пять лет.
Далее Минтруд провел работу над ошибками и Приказом от 12.12.2012 N 590н внес поправки в Приказ N 342н, сократившие перечень оснований и рабочих мест, по которым и для которых нужна оценка условий труда. Вопрос периодичности проведения аттестации был отдан на откуп работодателю, который мог обойтись без этого мероприятия, если по результатам проведения предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми). Но на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда или при наличии факторов, в случае возникновения которых сотрудники проходят медицинские осмотры (обследования), как и раньше, обязательно было проведение аттестации не реже одного раза в пять лет.
Поправки действовали ровно год, затем федеральный законодатель решил произвести полную "перезагрузку", чтобы избавить работодателей от лишних измерений и исследований рабочих мест. Дело в том, что помимо проведения аттестации в законодательстве предусмотрено проведение такой процедуры, как специальная оценка условий труда, которая согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах*(2) должна осуществляться в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам. Но это еще не все. Вероятно, отдельные работодатели сталкивались и с государственной экспертизой условий труда, осуществляемой органом власти, уполномоченным на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства (ст. 216.1 ТК РФ) в целях оценки соответствия объекта экспертизы нормативным требованиям охраны труда.
Чтобы по нескольку раз не делать необходимые в случае проведения этих процедур измерения, указанные процедуры должны быть объединены и унифицированы, с тем чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты исследования для этого могли использоваться как для обеспечения охраны труда, так и для иных предусмотренных целей.
Что такое специальная оценка?
Это комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника (п. 1 ст. 3 Закона о специальной оценке условий труда). Эталоном, с которым сравниваются результаты проведения специальной оценки, являются санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к условиям труда, предусмотренные СанПиНами главного государственного санитарного врача РФ, принятыми во исполнение ст. 25 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения*(3).
Проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Пока таких правовых актов не принято. Казенным учреждениям, где работают государственные и муниципальные служащие, при проведении специальной оценки нужно исходить из общих норм Закона о специальной оценке условий труда.
Как проводится специальная оценка?
Для наглядности выделим на схеме основные этапы проведения этого мероприятия.
Организация проведения оценки |
Подготовка к проведению оценки |
Идентификация вредных и (или) опасных факторов |
Декларирование соответствия условий труда нормативам |
Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов |
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, в то время как сама специальная оценка проводится экспертами сторонних организаций, удовлетворяющими требованиям ст. 19, 20 Закона о специальной оценке условий труда. Если мероприятие касается условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, то оценивающим условия труда экспертам нужно учитывать нормы законодательства об охране соответствующей тайны.
Эксперты сторонней организации занимаются двумя основными мероприятиями: идентификацией и исследованиями (испытаниями, измерениями) вредных и опасных факторов. Очевидно, что экспертам понадобится помощь, которую получить они смогут от создаваемой работодателем комиссии. В ее состав включаются специалист по охране труда, представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Что же должна сделать комиссия? Во-первых, утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест, на которые заключение выдается без оценки. Во-вторых, комиссия утверждает результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, полученные от экспертов по проведению специальной оценки. В-третьих, по результатам идентификации комиссией формируется перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям. В-четвертых, если вредные или опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, то условия труда признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения таких факторов на рабочем месте не проводятся. В-пятых, при наличии угроз для экспертов комиссия вправе отнести рабочие места, которым дается оценка, к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Кроме этого, комиссия уполномочена подписывать и утверждать отчет о проведении специальной оценки условий труда, на основании которого принимаются соответствующие меры по обеспечению безопасности труда на рабочих местах.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов подразумевает сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Министерством труда и социальной защиты. Мероприятие не проводится на рабочих местах, где сотрудники имеют право на досрочную пенсию или где персоналу предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на рабочих местах, где по результатам ранее проведенных аттестаций были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Кроме этого, если в казенном учреждении была ранее проведена аттестация, то в течение пяти лет со дня ее завершения в отношении соответствующих рабочих мест вообще не требуется проводить специальную оценку условий труда.
Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда проводится в отношении рабочих мест, на которых не выявлены (не идентифицированы) вредные или опасные производственные факторы. По сути, декларирование заменяет ранее применявшуюся сертификацию организации работ по охране труда и позволяет не проводить основной этап специальной оценки - исследование и измерение потенциально вредных и опасных факторов. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям разрабатывает и утверждает Минтруд. Срок действия декларации соответствия условий труда - 5 лет. Однако если в этот период произошел несчастный случай на производстве или выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных или опасных факторов, то действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Исследования (испытания) и измерения проводятся только в отношении идентифицированных на рабочих места вредных и опасных факторов. Различают неблагоприятные факторы производственной среды и трудового процесса. К первому виду вредных и опасных факторов относят:
- физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение);
- химические факторы - вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом или для контроля содержания которых используют химический анализ;
- биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
Ко второму виду вредных и (или) опасных факторов трудового процесса относят:
- тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
- напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
На основании перечисленных факторов по степени вредности и (или) опасности экспертом привлеченной организации классифицируются условия труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) (ст. 14 Закона о специальной оценке условий труда).
Как используются результаты специальной оценки?
Изначально определение класса условий труда нужно для принятия мер по улучшению условий труда работников и обеспечению безопасности таких условий. Если опасность условий труда подтверждена результатами специальной оценки или заключением государственной экспертизы условий труда, то дополнительные гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ). Также по результатам проведения специальной оценки работники будут обеспечиваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, будут назначаться и проводиться медицинские осмотры и устанавливаться гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда. На основе результатов проведения оценки условий труда будут рассчитываться скидки (надбавки) к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, будет определяться дополнительный тариф пенсионных взносов с учетом класса условий труда на рабочем месте, а также обосновываться финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств внебюджетных фондов. Главное, чтобы результаты проведения специальной оценки были точными и объективными, позволяющими использовать их во всех перечисленных целях.
О финансировании
В общем случае обязанности работодателя по охране труда выполняются им за счет его же источников (ст. 212 ТК РФ), то же самое сказано в ст. 8 Закона о специальной оценке условий труда: организация и финансирование проведения специальной оценки условий труда осуществляются за счет работодателя. В то же время по результатам проведения данных мероприятий казенное учреждение имеет право обосновать финансирование проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств, предназначенных на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако воспользоваться этим источником финансирования не так просто.
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний установлены в подзаконном акте, в частности в Приказе Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н. В связи с отменой аттестации рабочих мест и введением специальной оценки условий труда изменения в данный документ пока не вносились, хотя Федеральным законом N 421-ФЗ*(4) внесены поправки во многие нормативные акты. Как и раньше, приказом предусмотрено, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а не проведение специальной оценки условий труда.
Еще одним документом, в который нужно внести изменения, является расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (ф. 4-ФСС), утвержденный Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 N 107н. В расчете есть табл. 10 разд. 2, где приводятся данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, о количестве рабочих мест, аттестованных по условиям труда, в том числе отнесенных по условиям труда к вредным и опасным классам. В рекомендациях по заполнению этой таблицы ф. 4-ФСС остались ссылки на документы, оформляемые в ходе проведения аттестации рабочих мест. С 2014 года такие документы не являются действительными, поэтому в скором будущем нужно ждать изменений ф. 4-ФСС. При этом работодателю придется оплачивать проведение специальной оценки условий труда за свой счет, и только после того, как расходы будут осуществлены, можно будет попробовать компенсировать их за счет уменьшения страховых взносов, перечисляемых в ФСС. Но опять же сделать это можно будет только после внесения необходимых изменений в перечисленные подзаконные нормативные акты: в ф. 4-ФСС и правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Только тогда казенное учреждение, выступающее в роли страхователя, сможет отчитаться о проведенных мероприятиях, связанных с охраной труда и обеспечением безопасности рабочих мест.
Какая предусмотрена ответственность?
Административная ответственность за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест ранее не предусматривалась, была лишь общая норма о санкциях за несоблюдение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ). С 1 января 2015 года будет введена ответственность за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, причем как для работодателя, так и для экспертов-оценщиков, которые халатно отнесутся к своим обязанностями. Кроме того, изменится сама ст. 5.27 КоАП РФ. Сейчас в ней содержится общая формулировка: предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. В редакции Федерального закона N 421-ФЗ названная статья будет устанавливать ответственность только за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Нарушителям законодательства об охране труда нужно будет изучить другие статьи КоАП РФ.
В частности, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влекут предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 60 тыс. до 80 тыс. руб. (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
За совершение такого правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, предусмотрены штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет - для должностных лиц либо штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток - для юридических лиц (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
При этом ст. 19.5 КоАП РФ дополнена ч. 2.3, устанавливающей штраф за невыполнение в определенный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Для должностных лиц предусмотрены либо штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для юридических лиц - штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Для экспертов, проводящих специальную оценку условий труда с нарушениями, ответственность определена ст. 14.54 КоАП РФ. Штраф составит для должностных лиц от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; для юридических лиц - от 70 тыс. до 100 тыс. руб. За повторное нарушение для должностных лиц штраф составит от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или предусмотрена дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом напоминаем, что все перечисленные штрафные санкции вступают в силу с 2015 года. Текущий год является переходным периодом, в течение которого Закон о специальной оценке условий труда будет дополняться подзаконными актами, разрешающими все организационные и практические вопросы проведения данного мероприятия в федеральных (муниципальных) учреждениях и организациях.
Автор рискнет предположить, что в переходный период работодателей могут оштрафовать не за непроведение специальной оценки, а за нарушение законодательства об охране труда в целом, в том числе за непринятие мер по созданию безопасных условий труда и невыплату компенсаций за вредные и опасные факторы на рабочих местах.
* * *
В целом проведение специальной оценки условий труда - не такая уж простая процедура. Надеемся, что статья поможет читателю решить основные вопросы: нужно ли в казенных учреждениях проводить специальную оценку условий труда, в каком объеме и с какой периодичностью следует это делать? Если будут найдены ответы на данные вопросы, то все другие неясности могут быть разрешены в рабочем порядке.
И. Дубовик,
эксперт журнала "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"