Административная ответственность за нарушения в сфере закупок
С 1 января 2014 года государственные (муниципальные) учреждения при осуществлении закупок обязаны руководствоваться Федеральным законом N 44-ФЗ*(1). За несоблюдение или нарушение норм данного закона при осуществлении закупочной деятельности для сторон, в ней участвующих, предусмотрена административная ответственность. В статье расскажем о лицах, которые могут привлекаться к ответственности, мерах и порядке применения в отношении них норм КоАП РФ.
Федеральным законом N 44-ФЗ регулируются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) за счет средств соответствующих бюджетов. С целью сохранения административной ответственности и предупреждения совершения административных правонарушений при осуществлении закупок Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в нормы КоАП РФ.
Кто несет административную ответственность?
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29-7.32, п. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ как должностные лица могут быть привлечены:
- лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- контрактные управляющие;
- работники контрактной службы.
В силу п. 1 ст. 2.10 КоАП РФ за все административные правонарушения по названным статьям КоАП РФ несут ответственность и юридические лица.
Контрольный орган в сфере закупок
В соответствии с п. 1, 2 ст. 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных п. 1-2.1 ст. 7.29, п. 1-4, 6-8, 10, 11, 13, 14 ст. 7.30, п. 2 ст. 7.31, ст. 7.31.1, 7.32, п. 11 ст. 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), п. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), от имени контрольного органа имеют право:
- руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
- руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
- руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
- руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;
- руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.
Нарушения и меры ответственности
Рассмотрим, какие меры административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе предусмотрены КоАП РФ.
Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика.
Административное правонарушение | Пункт, статья КоАП РФ | Мера ответственности (штраф), руб. |
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований законодательства о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ | на должностных лиц - 30 000 | |
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика в соответствии с законодательством о контрактной системе должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона | на должностных лиц - 50 000 | |
Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, или нарушение порядка и сроков направления в органы, осуществляющие контроль в сфере закупок, информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) | на должностных лиц - 50 000 |
Нарушения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Административное правонарушение | Пункт, статья КоАП РФ | Мера ответственности (штраф), руб. |
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 1.2 и 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ: - не более чем на два рабочих дня; | на должностных лиц - 5 000; на юридических лиц - 15 000 | |
- более чем на два рабочих дня | на должностных лиц - 30 000; на юридических лиц - 100 000 | |
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): - не более чем на один рабочий день; | на должностных лиц - 3 000; на юридических лиц - 10 000 | |
- более чем на один рабочий день | на должностных лиц - 15 000; на юридических лиц - 50 000 | |
Размещение в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных п. 1-1.3 ст. 7.30 КоАП РФ | на должностных лиц - 15 000; на юридических лиц - 50 000 | |
Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара (работы, услуги) не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе, признание заявки на участие в конкурсе, аукционе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной(аукционной) документации, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией | на должностных лиц - в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), но не менее 5000 и не более 30 000 | |
Нарушение предусмотренных законодательством о контрактной системе требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | на должностных лиц - 10 000 | |
Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством о контрактной системе | на должностных лиц - 50 000; на юридических лиц - 500 000 | |
Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренных законодательством о контрактной системе информации и документов | на должностных лиц - в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, но не менее 5000 и не более 30 000 | |
Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о контрактной системе, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой | на должностных лиц - в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 | |
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ | на должностных лиц - 3 000 | |
Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений | на должностных лиц - в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000 | |
Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства о контрактной системе | на должностных лиц - 50 000 | |
Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством о контрактной системе допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | на должностных лиц - 30 000 | |
Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения электронного аукциона, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством о контрактной системе | 300 000 | |
Осуществление закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере меньше предусмотренного законодательством о контрактной системе | на должностных лиц - 50 000 | |
Нарушение сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений: - не более чем на два рабочих дня; | на должностных лиц - 3 000 | |
- более чем на два рабочих дня | на должностных лиц - 30 000 | |
* До ввода в эксплуатацию ЕИС административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. ** Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного данным пунктом, является дата окончания календарного года. |
Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков.
Административное правонарушение | Пункт, статья КоАП РФ | Мера ответственности (штраф), руб. |
Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | на должностных лиц - 50 000 | |
Ненаправление, несвоевременное направление в орган, осуществляющий контроль в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством о контрактной системе, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию | на должностных лиц - 20 000 |
Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка проведения электронного аукциона.
Административное правонарушение | Пункт, статья КоАП РФ | Мера ответственности (штраф), руб. |
Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): - не более чем на три рабочих дня; | на должностных лиц - 5 000; на юридических лиц - 30 000 | |
- более чем на три рабочих дня | на должностных лиц - 15 000; на юридических лиц - 90 000 | |
Нарушение оператором электронной площадки: - порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах; | 15 000 | |
- порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; | 15 000 | |
- правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством о контрактной системе | 15 000 | |
Разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона | на должностных лиц - 50 000; на юридических лиц - 250 000 |
Нарушение порядка заключения, изменения контракта.
Административное правонарушение | Пункт, статья КоАП РФ | Мера ответственности (штраф), руб. |
Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт | на должностных лиц - в размере 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.; на юридических лиц - в размере 1% НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. | |
Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | на должностных и юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств бюджета или цен товаров (работ, услуг), количество, объем которых уменьшены | |
Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта | на должностных лиц - 15 000 руб. | |
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством о контрактной системе | на должностных лиц - 20 000 руб.; на юридических лиц - 200 000 руб. | |
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством о контрактной системе и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств бюджета или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | на должностных и юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств бюджета или цен товаров (работ, услуг), количество, объем которых уменьшены | |
Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта | на должностных лиц - 50 000 руб.; на юридических лиц - 200 000 руб. |
Иные нарушения законодательства о контрактной системе.
Административное правонарушение | Пункт, статья КоАП РФ | Мера ответственности (штраф), руб. |
Осуществление закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности | на должностных лиц - 30 000; на юридических лиц - 100 000 | |
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в п. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ | на должностных лиц - 50 000; на юридических лиц - 500 000 | |
Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством о контрактной системе, либо представление заведомо недостоверной информации и документов | на должностных лиц - 15 000; на юридических лиц - 100 000 |
Применение норм КоАП РФ при нарушениях в сфере закупок
До вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок государственные (муниципальные) учреждения руководствовались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ). За нарушения данного закона тоже была предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. В связи с тем, что с 01.01.2014 нормы КоАП РФ изменились, возникают вопросы по его применению в отношении нарушений Федерального закона N 94-ФЗ, выявленных после 1 января 2014 года. В данном случае необходимо руководствоваться разъяснениями ФАС, которые приведены в Письме от 23.01.2014 N ИА/2111/14. В нем указано, что так как объектом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.29-7.32, п. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ в редакции, действующей как до, так и после 01.01.2014, являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов, то вне зависимости от времени выявления таких нарушений применяются положения этих статей КоАП РФ.
Антимонопольное ведомство также поясняет, что согласно п. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения такого правонарушения вне зависимости от времени его выявления.
Таким образом, если нарушение законодательства о размещении заказов совершено до 01.01.2014, должностному лицу при выявлении подобного нарушения необходимо применять нормы КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014, если же нарушение совершено после 01.01.2014, необходимо применять нормы КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014.
О. Лунина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"