От устава к стандарту
Любая деятельность требует определенного порядка, регламента и условий для ее исполнения. Товары, материалы и услуги должны производиться и оказываться в строгом соответствии с установленными стандартами и регламентами. для строительства и проектирования наличие стандартов и общих правил является гарантией безопасности и качества. Любопытно вспомнить, как и когда появились нынешние правила, стандарты, ту и регламенты.
Самые первые строительные профессиональные стандарты можно отыскать и в Книге Книг, и в Кодексе Хаммурапи - это самые первые, дошедшие до наших дней, документы, содержащие предписания строителям и предусматривающие гражданскую ответственность при несчастных случаях.
В России первый строительный устав появился еще при Ярославе Мудром. Он определял местность и материалы, пригодные для строительства, высоту построек, давал рекомендации по расположению помещений в зданиях. Именно тогда возникла практика приглашения для строительства иностранных архитекторов, ставшая нормой в XVII-XIX вв.
При Петре I началось серьезное реформирование сфер промышленности и строительства. Строительство каменных городов с использованием принудительного труда стало весьма популярным и востребованным (указ 1721 г. разрешал использовать труд крепостных в строительстве и промышленном производстве). Позднее, в 1737 г. в России был издан Строительный кодекс "Должность архитектурной экспедиции", содержащий правила практики строительства, теоретические установки (в частности, обязательную регулярность застройки), порядок предварительного рассмотрения и утверждения проектов зданий, возводимых за государственный счет. Помимо этого в Европе, а вслед за ней и в России, невероятно популярным стало девятикнижие Франциска Филиппа Флоринуса (так называемая "Флоринова экономия"). В России это руководство по ведению хозяйства, строительству, устройству садов и уходу за домашними животными было переведено с немецкого языка на русский и переиздано пять раз с 1738 по 1794 гг.
В 1811 году Инженерным департаментом при Военном министерстве был впервые разработан нормативный справочник "Урочный реестр по части гражданской архитектуры, или описание разных работ, входящих в состав каменных зданий, с показанием, какие именно при оных встречаются и сколько полагается на производство их вольнонаемных и рабочих людей". Здесь впервые были определены нормы выработки и нормы расхода материалов на единицу работ. Вскоре после первого Урочного реестра был создан "Урочный реестр, по которому при крепостях в летнее, осеннее и зимнее время солдатам и вольным рабочим людям фортификационные работы исправлять". Урочные реестры неоднократно пересматривалось с целью их уточнения, а главным образом, снижения норм. В 1869 г. "Урочное положение" было утверждено правительством. Этот нормативный документ охватывал все вопросы строительного производства, регламентировал внедрение новой техники, повышение качества и снижение стоимости строительства.
В 1857 г. Министерство внутренних дел России издало "Строительный устав". В нем содержались некоторые количественные нормативы, обязательные к применению в проектировании: ограничения высот деревянных зданий и др. В 1887 г. Устав был включен в Свод законов Российской империи. Наряду с Уставом действовало Урочное положение для строительных рабочих, вошедшее в Собрание узаконений и распоряжений Правительства.
Октябрьская революция привела к последовательному уничтожению и старой инженерной школы, и специалистов - их объявили "вредителями" и в большинстве случаев репрессировали или лишали работы.
Окончание Гражданской войны, подавление мятежей и НЭП дали толчок к развитию гражданского, промышленного строительства и, как следствие, к формированию новых стандартов. До середины 20-х гг. в советской России были предприняты попытки адаптировать "Урочное положение" к новым требованиям времени. В этот период, когда стартовали грандиозные советские стройки, экономика страны требовала огромное количество квалифицированных и компетентных специалистов, и советским правительством было принято решение о приглашении инженеров из-за рубежа.
Наша справка. Первые американские небоскребы строились "по старинке", но уже в 1899 г. Парк Роу Билдинг высотой 118 м стал "испытательной площадкой" для новых технологий. Опыт строительства предыдущих высоток показал, что многие аспекты организации строительства нужно пересматривать. Главным образом это касалось методов контроля и планирования, отчетности и учета ресурсов.
Отныне управление строительным проектом должно было иметь двухуровневую структуру: в совет директоров входили подрядчик-руководитель (владелец), представители инвесторов и залоговых компаний, архитектор и структурный инженер, крупнейшие поставщики. На втором уровне находился наемный управляющий (руководитель проекта) со своим оперативным штабом.
Сжатые сроки и масштаб проекта заставляли проводить обязательные собрания совета один или два раза в неделю. На место квартальной и годовой отчетности пришли еженедельные сводки о затратах и степени готовности, предоставляемые руководителем проекта, бухгалтерией подрядчика и независимым оценщиком.
План поставок и взаимодействие с поставщиками осуществлялись руководителем проекта. Подчиненные ему табельщики и оценщики рассчитывали расходы на материалы и трудозатраты, сортировали первичную документацию, передавали данные в головную контору. Но крупные сделки заключались уже не на площадке - этим занимался верхний уровень. Личное участие владельцев, банкиров, инвесторов защищало ресурсы от хищения и позволяло согласовать с профсоюзами расценки, режим труда и проверить степень готовности.
Изменилась и организация учета. Если раньше вся оперативная отчетность отправлялась в контору генподрядчика, то теперь она поступала непосредственно на стройплощадку, к руководителю проекта. Накопительный учет затрат вели в основном кассовым способом. Методом начисления учитывали только крупные поставки, например, стекла или стали. Первичную документацию сортировали по видам работ и хранили в 16-ящичных шкафах. В первом ящике находилась проектно-сметная документация, остальные были выделены под 15 участков работ. Такое разделение затрат используется по сей день и лежит в основе современных счетных классификаторов (например, в CSI Masterformat).
Кстати, начислению зарплаты рабочим уделялось большое внимание, так как забастовки могли задержать строительство. В табелях прописывалось не только начало и окончание рабочего дня, но и перемещение рабочих с одного участка на другой. Работодатели оплачивали страховку от несчастных случаев на производстве, причем страховые ставки зависели от места работы на стройплощадке: для монтажников-высотников процент был выше, чем для маляров на внутренних работах. Приходилось контролировать счета не только своих рабочих, но и сторонних - их зарплату рассчитывали по отработанному времени.
Американский стандарт
Первые СНиПы (в нынешнем понимании) появились в США 1918-1930 годах. Это были не просто документы, регламентирующие гражданское, в том числе многоэтажное, строительство, - это был "золотой стандарт" организации строительства, включавший в себя как учет ресурсов, так и управленческие решения. В годы советской индустриализации эти стандарты были по возможности внедрены в СССР, где и дожили, пожалуй, до 90-х (изрядно обогащенные после войны немецким опытом).
Основной особенностью строительства в США была экономия времени и средств, что достигалось за счет ускорения проектных и строительно-монтажных работ, применения новых строительных материалов и механизации труда. Чертежи и планы создавались одновременно с рытьем котлована, материалы отправлялись по звонку, без бюрократической волокиты.
Приемами американской стандартизации заинтересовалось советское правительство: ускорение процессов, в том числе и в промышленном строительстве, было необходимо для эпохи "пятилеток". В 1928-1933 гг. в СССР планировалось построить более 500 предприятий, колоссальных по своему размаху, например, Сталинградский тракторный завод и Магнитогорский металлургический комбинат. Одним из требований было снижение себестоимости строительства вдвое. К работе были привлечены зарубежные специалисты. Проектирование Сталинградского завода было осуществлено фирмой знаменитого американского архитектора Альберта Кана "Альберт Кан Инкорпорейтед" (известного по своей работе на строительстве детройтского "автокластера").
Наша справка. Альберт Кан (1869-1942) - американский архитектор, организатор массового промышленного строительства. Работал преимущественно в Детройте. В 1919 году спроектировал самый большой офисный комплекс в мире - штаб-квартиру корпорации General Motors.
В 1928 г. был приглашен советским правительством для проведения индустриализации в СССР. В 1929 году Альберт Кан с 25 инженерами прибыл в Москву, и в течение двух лет подготовил более 4000 специалистов, спроектировал и организовал строительство 521 (по другим данным - 571) завода по всей стране. В первую очередь, это тракторные (танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Томске; самолетостроительные заводы в Краматорске и Томске; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Сольде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде.
Каном был предложен диаметрально противоположный подход - он пошел не от технологии к архитектурной форме, а от универсального пространства к размещению технологии. Он придумал способ быстрого создания из стандартных деталей универсального строительного объема, в который затем мог вписываться практически без проблем любой производственный процесс. Особенность его подхода заключалась в создании внутрицехового пространства за счет крупноразмерной стандартной сетки пролетов на железобетонных или металлических колоннах шагом 12х12 или 15х15 м и другим подобным, кратным трем метрам.
Типовым здесь было все: окна, фонари, двери, ворота, перемычки, водостоки, душевые кабины, подкрановые фермы, балки, колонны, фундаментные стаканы и так далее. Они не чертились, не рассчитывались и не изготавливались применительно к каждому проекту, а выпускались промышленным способом по определенным типоразмерам.
Элементы подбирались по каталогам и складывались воедино - таким образом "конструировались" проекты конкретных цехов, а из них, опять же по стандартным схемам, "компоновался" затем и весь завод. Это давало большой выигрыш времени. Чертежи фасадов выполнялись условно - на них изображался не внешний вид, который не был очень важен, а способ "раскладки" по наружной стене ее типовых элементов.
Однако советское строительство не было готово к переменам "на новый лад": не хватало квалифицированных рабочих и современной техники, инфраструктуру можно было назвать отсталой, не было собственного производства материалов, не существовало единых, предпочтительных стандартов, проектные решения принимались ситуативно и бессистемно.
В результате "американского влияния" в отечественную практику промышленного проектирования были привнесены жесткие требования использования деталей и узлов повторного применения, принципы модульной координации, была отработана и законодательно утверждена идея стандартизации чертежей, к примеру, отработаны и зафиксированы единые правила оформления рабочих чертежей и т.п.
"Стандартизация" и "унификация" - понятия, в поздние советские годы, доведенные до абсурда, - были жизненно необходимы в те годы для обеспечения требуемых объемов промышленного строительства. Принципы проектирования генеральных планов заводов-гигантов оказались решающими для выполнения планов первых пятилеток и базовыми для нескольких последующих десятилетий.
Интересно, что из истории советского промышленного проектирования имя Альберта Кана практически бесследно исчезло и надежно укрыто под вывеской советского проектного института "Госпроектстрой", специально созданного в 1930 г. для "снятия слепка" с инновационной методики разработки проектов, опробованной и внедренной Альбертом Каном в США.
Именно в это время формируются строительные нормы и правила в уже привычном нам виде. Скорее всего, именно из пересмотренных норм "Урочного положения" и привнесенных на советскую почву иностранных правил и родился новый по форме и содержанию сборник - "Свод производственных строительных норм" (1927-1930 гг.). Наличие множества формул и узкоспециальной терминологии делало "Свод" малодоступным для широкого применения. В связи с этим в 1931 г. были введены в действие Единые нормы выработки и расценки на строительные работы, разработанные методами технического нормирования и соответствовавшие уровню строительного производства того времени.
Долгожданный ГОСТ
С середины 30-х гг. начинают широко издаваться ведомственные нормативные документы, вступающие в противоречие или не согласованные друг с другом, создающие разнобой в проектно-строительной сфере. Эта ситуация не улучшала положения, более того, она значительно мешала созданию единого Кодекса, содержащего единые требования и регламентировавшего ответственность за их нарушение.
Деятельность по созданию отечественного всеобщего нормативного документа активно продолжилась в послевоенные годы, после утверждения Советом министров СССР основных принципов нового "Урочного положения", разработанного комиссией под руководством А.Н. Косыгина. Положение должно было содержать кодекс общеобязательных строительных норм и правил по всем этапам проектно-строительной деятельности - от генерального плана и выбора архитектурного решения до расчета конструкций и производства строительных работ. Его целью было внедрение новой техники, повышение качества и снижение стоимости строительства. Оно рассматривалось как единый законодательный документ, с введением которого отменялись все ранее действовавшие нормы, технические условия, инструкции и пр. В "Урочное положение" в качестве базы для координации размеров в строительстве была положена единая модульная система (ЕМС), разработанная в 1944-1945 гг. комиссией технического совета Минтяжстроя под председательством Л.А. Серка.
Первый СНиП (Строительные нормы и правила) вступил в силу 1 января 1955 года и состоял из 4-х частей, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства.
Оформленная и официально закрепленная советская система государственных стандартов регламентировала качества и свойства выпускаемой продукции, тогда как нормами определялся процесс ее производства и трудовые отношения в целом.
Центральное место в системе отводилось Государственным стандартам СССР (ГОСТ), несоблюдение которых считалось преступлением. Их общее число доходило до 30 тысяч, они имели сложную систему классификации и охватывали все сферы экономики.
Существовали и Отраслевые стандарты, которые принимались и вводились отдельными министерствами. В брежневскую эпоху ОСТы стали превращать в полноценные ГОСТы.
Министерствами с подачи организаций, находившихся в прямом подчинении, утверждались и Технические условия (ТУ). Если вдруг продукция (от мыла до танка) не имела своего персонального ГОСТа или ОСТа, для нее непременно утверждали ТУ или аналогичные им ТТ (Технические Требования). Для всех ОСТов и ТУ существовал отдельный Указатель, который переиздавался редко и в библиотеках всегда отсутствовал. ТУ впоследствии также были переведены в состав ГОСТов. И, наконец, любая советская организация имела право в установленном порядке вводить собственные Стандарты предприятия (СТп), не противоречившие государственным, а также инструкции, регламентировавшие почти любые телодвижения. Трагедией нормотворчества были взаимные нестыковки и двойные толкования. Случалось, что одна инструкция по умолчанию соглашалась на то, что другая допускала лишь в крайнем случае, а третья и вовсе категорически запрещала.
Первый масштабный пересмотр СНиП был проведен в 1960-х годах с учетом всех изменений и дополнений. Каждая глава стала издаваться отдельно. Ей присваивалось буквенно-цифровое обозначение. По виду эти шифры от десятилетия к десятилетию менялись, но крайне незначительно. Начиная с 1980-х годов, они выглядели как "СНиП 2.02.03-81".
За много лет было внесено множество изменений и корректировок. Например, самая крупная и уникальная по содержанию сметно-нормативная база была выпущена в составе СНиП IV-84. Она насчитывала более 300 тысяч норм и цен и, разумеется, появление электронно-вычислительной техники не могло не отразиться на этом процессе. Первая сметная программа - легендарная АВС - появилась еще в Советском Союзе.
Что стоим, кого ждем?
Несмотря на то, что российская (советская) система стандартизации в целом была признана на международном уровне (Международный союз строителей при ООН в 1992 г. признал сложившуюся советскую систему технического регулирования в строительстве одной из самых прогрессивных), назрела необходимость изменения структуры норм и правил. Развал Советского Союза и длительный кризис в строительстве привели к частичной отмене и пересмотру СНиПов, действовавших на протяжении более чем 40 лет.
Принятие в декабре 2002 г. Федерального закона "О техническом регулировании" определило новую систему стандартизации и сертификации. В это же время перестали быть обязательными нормы и правила в части, касающейся безопасности сооружений и зданий. В соответствии с законом были разработаны технические регламенты, однако они устанавливали лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность, единство измерений, за исключением отдельных случаев, когда надо установить требования непосредственно "к исполнению продукции".
Постепенно сложилась ситуация, когда органы экспертизы и надзора по-прежнему руководствовались СНиПами, а строители и проектировщики - собственными нормативными актами. Это не замедлило сказаться на качестве строительства и безопасности возводимых зданий. Многие громкие трагедии, уносившие человеческие жизни, по большей части связаны именно с несоблюдением правил безопасности и ошибками, допущенными при проектировании или строительных работах.
В закон "О техническом регулировании" неоднократно вносились поправки, а в 2009 г. был принят Федеральный закон N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Таким образом, прежние нормативные акты оказались неактуальными, а новой единой системы правил и стандартов не появилось.
В 10-х годах, когда строительство "пошло в плюс", остро встал вопрос о необходимости приведения старых норм в соответствие с реалиями нашего времени, разработке новых правил и гармонизации их с существующими европейскими стандартами.
Возникла серьезная полемика среди профессионалов. С одной стороны, прежние нормы и правила не учитывают современные материалы и технологии, изменения и особенности климата, требования к процессам. Это вызывает затруднения с приходом на российский строительный рынок иностранных компаний. Сама же работа по осовремениванию СНиП потребует немало времени и средств. С другой стороны, переход России на еврокоды полностью невозможен, поскольку это потребует пересмотра законодательства страны.
Министерство регионального развития РФ разработало Комплексную программу действий по гармонизации российской и европейской систем технического нормирования в строительстве на период 2010-2014 гг. Программа предусматривает глобальное обновление нормативной базы строительной отрасли. При активном участии и поддержке Национального объединения строителей было обозначено три основных направления работы: создание перечней нормативов обязательного и добровольного применения, актуализация СНиП, национальных и межгосударственных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций (СРО), а также гармонизация российских норм с европейскими и международными нормативными документами.
Эта же Комплексная программа легла в основу Программы мероприятий по гармонизации нормативных документов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и стандартов Европейского Союза в области строительства на период 2010-2014 гг. Программу одобрили руководители профильных министерств и ведомств государств - участников Таможенного союза в апреле 2011 года.
Раскадровка кодов
Обязательства по актуализации сводов стандартов и правил взяло на себя в 2011-2012 гг. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Для этой работы были привлечены ведущие НИИ в области строительства и строительного сообщества. Только в указанный период были разработаны и утверждены 86 стандартов на правила выполнения работ (сейчас в разработке находится еще более 80 стандартов), было актуализировано 83 свода правил (СНиП) обязательного применения. Была проведена колоссальная работа по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу по основным показателям и разработка национальных приложений по 55-ти частям Еврокодов. Работа по актуализации норм и правил не прекращается.
Российские национальные профессиональные объединения участвовали в этот период в разработке и продвижении технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". Регламент прошел процедуру согласования, был одобрен российской Правительственной комиссией по техническому регулированию и рассмотрен Евразийской экономической комиссией.
В июне 2012 года был утвержден новый Порядок разработки технических регламентов Таможенного союза, который предусматривает существенное усиление роли бизнес-сообщества в разработке технических регламентов и перечней нормативных документов для них.
Наша справка. В настоящее время действуют 10 еврокодов:
- Еврокод 0. Основные положения по проектированию строительных конструкций.
- Еврокод 1. Воздействия на строительные конструкции.
- Еврокод 2. Проектирование бетонных и железобетонных конструкций.
- Еврокод 3. Проектирование стальных конструкций.
- Еврокод 4. Проектирование сталебетонных конструкций.
- Еврокод 5. Проектирование деревянных конструкций.
- Еврокод 6. Проектирование конструкций из каменной кладки.
- Еврокод 7. Геотехническое проектирование.
- Еврокод 8. Проектирование с учетом сейсмических воздействий.
- Еврокод 9. Проектирование конструкций из алюминия.
Обращение к системе еврокодов имеет значение в части освоения положительного опыта по внедрению новых технологий и подходов к строительству и проектированию. Современные еврокоды имеют ряд концептуальных отличий от нормативных документов, принятых в российской практике. В частности, они не устанавливают требований к используемым технологиям, а лишь определяют перечень допустимых к применению материалов. В еврокодах не установлены требования к выполнению инженерно-геологических изысканий, не включены нормы проектирования зданий и сооружений разного функционального назначения. В них закреплены исключительно параметры, которые должны быть обеспечены в итоге. В такой ситуации особая ответственность возлагается на проектировщиков. Наконец, еврокоды не учитывают российские климатические и геофизические условия.
Система введения в действие еврокодов в европейских странах предусматривает определенный срок (до 5 лет), в течение которого они действуют в данной стране наряду с национальными стандартами (или нормами). В этот период проектировщикам дано право пользоваться либо национальным, либо европейским стандартом (нормами). Одновременно должны быть установлены необходимые ограничения и дополнения, учитывающие особенности законодательства и природных условий страны. Такие особенности образуют дополнение к тексту еврокода или отдельный выпуск, публикуемый в качестве национального стандарта, который помещается в приложение к еврокоду.
Чтобы полностью перевести Россию на еврокоды, потребуется целый комплекс масштабных мероприятий:
- пересмотр российского законодательства в области технического регулирования в соответствии с требованиями директив ЕС;
- разработка новых, предусмотренных национальной системой стандартизации Российской Федерации, процедур введения в действие еврокодов в качестве национальных стандартов (сводов правил) РФ;
- переработка и переиздание большого количества взаимосвязанных строительных норм и правил с использованием принятой в еврокодах терминологии и других их положений;
- корректировка и переиздание всех учебников и учебных пособий, программного обеспечения строительного проектирования для высших и средних учебных заведений;
- переоснащение испытательных лабораторий;
- переподготовка специалистов по строительному проектированию и по экспертизе проектной документации.
Т. Бронникова,
А. Егоров
"Саморегулирование & Бизнес", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.