Когда все образуется? Новый опыт профтехобразования
Среднее техническое образование в нашей стране вполне соответствует экономической модели "сырьевого придатка". Больше того: обученных кадров не хватает даже в добывающих отраслях.
По оценкам экспертов Высшей школы экономики, на протяжении всего посткризисного периода 2009-2013 годов отмечается существенное ухудшение взаимодействия предприятий с учреждениями среднего профобразования. Фактически производство самоустранилось от подготовки рабочих и технических кадров. С другой стороны, производственная база колледжей и ПТУ безнадежно устарела (вспомним: когда-то сами предприятия дарили оборудование "подшефным" ПТУ).
Но главная проблема заключается все же в отсутствии обоснованного заказа на подготовку нужных производствам специалистов.
В последнее время решением кадрового вопроса вроде бы озаботились промышленники, представители крупной индустрии. Свои решения предлагают и представители властной вертикали.
Островки опыта
В Калужской области создан автомобильный кластер - работают предприятия "Фольксвагена", "Пежо-Ситроен" и других компаний. Эти предприятия объединили ресурсы, полностью переоборудовали местный колледж и создали передовое образовательное заведение, отвечающее современным требованиям. Учащиеся сегодня осваивают именно те технологии, которые используются на предприятиях, проходят там практику и получают возможность для трудоустройства.
А вот и местный пример: Челябинский трубопрокатный завод в Первоуральске, взявший под свою опеку металлургический колледж и оснастивший его самым современным оборудованием - тем, которое и используется в производстве. Конечно, это потребовало значительных инвестиций, но в нынешних условиях другого выбора нет.
Не без власти
Иногда инициатива в профтехобразовании исходит от местных администраций и соответствующих ведомств. Так, при содействии Комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга и Санкт-Петербургского фонда поддержки промышленности на производственной площадке ОАО "Климов" (завод-производитель вертолетных двигателей) открылся Учебно-производственный центр. Его цель: подготовка высококвалифицированных специалистов по работе с новыми высокоинтеллектуальными станками.
В Сибири пошли по пути специализации образовательных учреждений, создав отраслевые ресурсные центры, куда вошли руководители крупных предприятий. Ключевым отличием и спецификой этих центров стало то, что во главе их стали отраслевые министры. Это позволяет задействовать дополнительный административный ресурс, благодаря которому организовано взаимодействие между образовательными учреждениями и предприятиями. Еще раньше в Новосибирской области профессиональное образование вышло из ведения Министерства образования и вошло в состав Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов. Таким образом, был получен дополнительный "козырь" - использование для организации профориентационной работы центров занятости с их возможностями и мобильными центрами. Здесь также реализуется ведомственно-целевая программа "Агротехническая и политехническая школа", в рамках которой учреждения профобразования пришли в общеобразовательные школы, и теперь осуществляют дополнительную профессиональную подготовку учащихся 10-11-х классов.
По словам заместителя министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Андрея Головина, проблему взаимодействия с работодателями в плане подготовки квалифицированных рабочих кадров в регионе пытаются решить, и создавая так называемые отраслевые координационные советы.
Столичным подход
В столице нашей необъятной Родины реанимацией системы образования занимаются уже десять лет. Еще в 2004 году была принята первая программа модернизации системы профобразования и рабочих кадров. Тогда на основании объединения учреждений среднего и начального профессионального образования были созданы многопрофильные образовательные комплексы профобразования и колледжи. Сегодня в Москве таких организаций начитывается 97. Усилия увенчались успехом: в последнее время отмечен устойчивый рост набора в средние специальные учебные заведения. И это при том, что в Москве более 300 ВУЗов.
Столичные колледжи заинтересовали и работодателей, принявших решение участвовать в создании центров профессиональных квалификаций. Эти центры в ближайшее время будут созданы в 12 ССУЗах Москвы на основе кластерного подхода.
Такие проекты, кончено же, требуют финансирования. За последние годы в систему профобразования Москвы было вложено 7,5 млрд. рублей. Все это возымело свое действие; в некоторых столичных колледжах есть уникальное оборудование, аналогов которому нет не только в учреждениях профобразования, но даже и на предприятиях. Кроме того, реализуется адресно-инвестиционная программа, согласно которой восемь колледжей Москвы ежегодно получают 25 млн. рублей. В столице создана и технология работы с кадровым резервом - Программа повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений, разработанная на основе стандарта деятельности руководителей образовательных учреждений. Документ предусматривает привлечение к программе руководителей органов исполнительной власти и представителей различных ведомств.
И в этом направлении также уже сделаны первые шаги. Так, Департамент градостроительной политики Москвы совместно с учебными заведениями среднего профессионального образования и HR-агентствами запустил экспериментальный проект государственно-частного партнерства (ГЧП) по подготовке кадров для строительной отрасли столицы.
Точка зрения.
Александр Филатов, директор колледжа Метростроя:
- Строительные предприятия сегодня мало заинтересованы в активном развитии образовательного процесса по подготовке кадров, главным образом в силу двух причин.
Во-первых, обучение осуществляется на бюджетной основе и, в любом случае, работодатель получит хоть что-то.
Вторая причина: наличие на рынке труда альтернативной рабочей силы.
В силу этих обстоятельств привязка выпускников учебного заведения к будущему работодателю, как правило, не конкретизирована. Очевидно, что производственным компаниям следует активнее участвовать в процессе становления тех специальностей, которые им необходимы, ведь даже такие универсальные профессии, как штукатур, маляр, плиточник, отделочник, бетонщик, арматурщик имеют свои нюансы - в зависимости от объектов и специфики выполнения работ.
Мы столкнулись с подобной проблемой, когда начали готовить кадры для ОАО "Метрострой". Методических материалов было вполне достаточно для запуска проекта, но для того, чтобы он носил прикладной характер, нам пришлось дорабатывать учебные планы и программы со специалистами технического отдела.
В рамках проекта строительные компании будут делать заявки в колледжи Москвы на подготовку нужных им специалистов. В свою очередь, власти Москвы будут частично субсидировать оплату обучения работников. Остальные деньги заплатит работодатель.
Запуск механизма ГЧП, по замыслу разработчиков, позволит острее реагировать на запросы постоянно меняющегося рынка труда в столице. Строительные колледжи будут готовить специалистов или повышать квалификацию работников по четко сформированному заказу строительных компаний. Эксперты полагают, что такое адресное взаимодействие устранит сложившийся дефицит квалифицированных кадров, а также сократит разрыв между потребностями строительной отрасли города и возможностями учебных заведений по их подготовке.
Идея от НОСТРОЙ
Проблемой подготовки строительных рабочих озаботилось и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), выступившее с инициативой создания т.н. ресурсных центров. Их принципиальным отличием от колледжей и техникумов является оснащенность современным оборудованием, возможность обучения с использованием новейших технологий и так далее.
Более интересна (и более правдоподобна) другая идея: на базе ресурсных центров планируется тестировать системы сертификации рабочих, проводить конкурсы профмастерства, а также вести работу по профориентации. Пока о значимых успехах в этой области говорить рано.
Навстречу друг другу
Однако профтехобразовательные учреждения и бизнес по-прежнему страшно далеки друг от друга. Первоочередная задача, требующая безотлагательного решения, - приведение содержания образования и применяемых технологий в соответствие с современными требованиями к квалификациям со стороны работодателей.
Необходимо законодательно закрепить дополнительные экономические стимулы и преференции, которые, в свою очередь, заинтересовывали бы бизнес в развитии современных форм сотрудничества с ССУЗами и иными учреждениями профобразования. Разработку и "проталкивание" таких законов, как на местном, так и на федеральном уровнях могут взять на себя "регионалы".
Ведь именно система начального и среднего профобразования наиболее перспективна с точки зрения государственно-частного партнерства. Это одна из "точек роста" отечественного образования на ближайшие годы, а может быть, и десятилетия. Сконцентрировав ресурсы - интеллектуальные, финансовые, организационные - вполне возможно за короткое время создать, по сути, принципиально новую систему начального и среднего профессионального образования в России. О том, что такая задача вполне выполнима, свидетельствует опыт многих стран.
А. Толмачев
"Саморегулирование & Бизнес", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.