Специальная оценка условий труда
Вопросам охраны труда традиционно уделяется большое внимание со стороны государства. Одним из последних принятых документов, которым должны руководствоваться учреждения, заботясь о безопасности сотрудников на их рабочих местах, является Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ). Ранее учреждениям предписывалось проводить аттестацию рабочих мест в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Приказ N 342н). Рассмотрим в статье, что такое специальная оценка условий труда и в каком порядке она должна проводиться.
С 1 января 2014 года организации и учреждения вместо аттестации рабочих мест должны проводить процедуру специальной оценки условий труда. Статьей 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий на каждом рабочем месте и проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ.
Особенности специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда - это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонений их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
По результатам оценки рабочему месту присваивается класс условий труда. По степени вредности и опасности условия труда делятся на 4 класса (ст. 14 Федерального закона N 426-ФЗ):
- оптимальные (1-й класс), при которых вредные и опасные производственные факторы отсутствуют или не превышают предельно допустимых норм;
- допустимые (2-й класс), при которых вредные и опасные производственные факторы воздействуют на работника в пределах установленных нормативов;
- вредные (3-й класс), при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами. Данный класс в свою очередь подразделяется еще на 3 подкласса по степени вредности (по мере увеличения степени вредности: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4);
- опасные (4-й класс), при которых на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, способные создать угрозу жизни работника или обуславливающие высокий риск развития острого профессионального заболевания.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ спецоценка не проводится в отношении условий труда надомников и дистанционных работников.
В особом порядке проводится оценка условий труда государственных и муниципальных служащих. Действие Федерального закона N 426-ФЗ на них не распространяется. Во всех остальных случаях следует руководствоваться вышеназванным законом.
Напомним, что ранее в соответствии с Приказом N 342н не оценивались условия на рабочих местах (не проводилась их аттестация), на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют копировально-множительную и иную офисную технику настольного типа, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Федеральным законом N 426-ФЗ таких исключений не предусмотрено. Однако на основании Методики проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика), утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н, рабочие места поименованной выше категории работников не подлежат и спецоценке.
Вместе с тем на защиту офисных работников ранее становился тот же Минтруд. Он в Письме от 08.04.2013 N 15-1-859 указал на необходимость проведения аттестации рабочего места тех работников, которые заняты на работе с ПЭВМ более 50% своего рабочего времени, поскольку в силу п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н эти работники должны проходить обязательные периодические медицинские осмотры.
Иными словами, шанс установить, насколько является безопасным рабочее место у работников, которые весь свой трудовой день проводят за компьютером, все-таки есть.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ спецоценка должна проводиться один раз в пять лет, если не возникнет обстоятельств, требующих внепланового проведения данного мероприятия. Поводом для проведения внеплановой специальной оценки условий труда могут быть (ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ):
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение предписания трудовой инспекции о проведении спецоценки в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Федерального закона N 426-ФЗ;
- изменение технологического процесса, замена оборудования;
- изменение состава сырья и материалов, используемых в процессе производства;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профессиональное заболевание;
- предложение профсоюзной организации или иного представительного органа трудового коллектива о проведении внеплановой спецоценки.
Одним из первых вопросов у учреждений может возникнуть такой: как поступить, если ранее уже была проведена аттестация рабочих мест? Разъяснения по приведенному вопросу отражены в п. 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ, где сказано, что если рабочие места прошли аттестацию в соответствии с Приказом N 342н, то спецоценка в отношении них проводится через пять лет, если не возникнет обстоятельств, требующих внеплановой организации такого мероприятия.
Если рабочие места не проходили аттестацию и работа на них не связана с воздействием вредных и опасных производственных факторов, то их спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (п. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ).
Проводить спецоценку могут организации, аккредитованные на этот вид деятельности (специализированные организации).
Права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей спецпроверку
Проведение спецпроверки затрагивает интересы работодателя, работников и специализированной организации. Каждый из этих участников имеет определенные права и обязанности, которые предусмотрены ст. 4-6 Федерального закона N 426-ФЗ.
Работодатель обязан:
- обеспечить проведение спецоценки (в том числе - при необходимости - внеплановой);
- предоставить организации, проводящей спецоценку, все необходимые для этого сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах;
- не предпринимать действий, препятствующих проведению объективной спецоценки;
- ознакомить работника с результатами проведенной спецоценки его рабочего места в письменной форме и дать разъяснения по возникающим в связи с этим вопросам;
- реализовать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов спецоценки.
Работодатель имеет право:
- требовать от организации, проводящей спецоценку, обоснования ее результатов;
- при необходимости проводить внеплановую спецоценку;
- требовать от организации, проводящей спецоценку, документы, подтверждающие право на ее проведение;
- обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку.
Работник учреждения обязан ознакомиться с результатами проведенной спецоценки его рабочего места. Он может присутствовать при ее проведении, обращаться за разъяснениями по вопросу проведения данного мероприятия относительно его рабочего места к работодателю и (или) представителю специализированной организации, обжаловать результаты ее проведения.
Специализированная организация обязана:
- представлять по требованию работодателя, работников обоснования результатов проведенной спецоценки и давать разъяснения по возникающим при этом вопросам;
- предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие право на ее проведение;
- применять утвержденные и аттестованные в соответствии с законодательством методы исследований и измерений;
- не приступать к проведению спецоценки при непредоставлении работодателем необходимых сведений, документов и информации, характеризующих условия труда и соответствующих разъяснений, а также в случае отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований и измерений;
- хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной при проведении спецоценки.
Организация, проводящая спецоценку, вправе отказаться от ее проведения, если в ее ходе может возникнуть угроза жизни и здоровью работников организации. За организацией закреплено право обжаловать предписания должностных лиц, уполномоченных на проведение надзора за соблюдением трудового законодательства.
Порядок проведения спецоценки
Ранее мы уже отметили, что обязанность по организации спецоценки возлагается на работодателя. Спецоценка проводится на основании гражданско-правового договора со специализированной организацией за плату в соответствии с Методикой.
Подготовительные мероприятия
Проведению спецоценки предшествуют подготовительные мероприятия:
- утверждается график проведения спецоценки;
- в учреждении создается комиссия по проведению спецоценки с нечетным числом ее членов. В состав данной комиссии включаются специалисты по охране труда, представители профсоюза организации или иного представительного органа работников. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя;
- до начала выполнения работ по спецоценке комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (с указанием аналогичных рабочих мест).
Под аналогичными рабочими местами в этом случае подразумеваются рабочие места, расположенные в одном или нескольких однотипных помещениях с одинаковой системой вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, на которых трудятся работники одинаковой профессии, должности, специальности и выполняют однотипные трудовые функции (п. 6 ст. 9 Федерального закона N 426-ФЗ).
Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов
По окончании подготовительных мероприятий начинается процедура идентификации (выявления) потенциально вредных и опасных производственных факторов согласно Методике. Названная процедура непосредственно связана с проведением спецоценки. Идентификацию проводят эксперты специализированной организации, а результаты утверждаются комиссией по спецоценке, сформированной в учреждении.
До получения новой аккредитации спецоценку будут проводить организации, имеющие лицензию на оказание услуг по аттестации рабочих мест.
Декларирование соответствия условий труда
Если в ходе идентификации вредные и опасные производственные факторы не выявлены, работодатель обязан подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям в территориальный орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Такая декларация действительна в течении пяти лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. По истечении срока действия она может быть автоматически продлена на следующие пять лет при условии, что на задекларированных рабочих местах не происходило несчастных случаев и не выявлено профзаболеваний. Форма декларации разработана и утверждена Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
Обратите внимание! Если в период действия декларации с работником, рабочее место которого задекларировано как безопасное, произойдет несчастный случай на производстве или у него выявится профессиональное заболевание, то в отношении названного рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая спецоценка.
Исследования и измерения
В силу ст. 12 Федерального закона N 426-ФЗ выявленные вредные и опасные производственные факторы подлежат исследованиям и измерениям. Эти процедуры проводятся специалистами специализированных центров с использованием испытательных лабораторий (центров). Проверке подвергаются:
1. Физические факторы среды:
- шум;
- неионизирующее излучение;
- вибрация;
- электрическое и магнитное поля;
- ионизирующее излучение;
- параметры микроклимата (температура и влажность воздуха, скорость его движения, инфракрасное излучение);
- параметры световой среды.
2. Химические факторы среды (химические вещества и смеси в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников).
3. Биологические факторы среды (микроорганизмы, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы).
4. Тяжесть и напряженность трудового процесса.
Результаты проведенных исследований и измерений оформляются протоколами в отношении каждого из вредных факторов. По этим результатам эксперт специализированной организации принимает решение об отнесении условий труда на обследованном рабочем месте к определенному классу опасности.
Отчет о результатах спецоценки
По результатам проведенной спецоценки специализированная организация составляет отчет. В него должны быть включены:
- сведения об организации, проводящей спецоценку;
- перечень рабочих мест, в отношении которых проводилась проверка, с указанием выявленных на них вредных факторов;
- карты спецоценки с указанием класса условий труда;
- протоколы проведения исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов;
- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений из-за угрозы жизни и здоровью работников и экспертов, проводящих спецоценку (при наличии такого решения);
- сводная ведомость специальной оценки условий труда;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка;
- заключения эксперта специализированной организации, проводящей спецоценку.
Форма отчета и инструкция по его заполнению приведены в приложениях 3 и 4 к Методике. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем.
В течение 30 дней со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить всех работников под подпись с результатами проведенной спецоценки. Сводные данные о ее проведении должны быть размещены в Интернете на официальном сайте учреждения.
Применение результатов спецоценки
Полученные результаты спецоценки условий труда могут быть использованы учреждением в различных целях. С учетом полученных результатов работодатель должен предпринять меры по улучшению условий труда своих работников, обеспечению их средствами индивидуальной и коллективной защиты, организации предварительных и периодических медицинских осмотров, установлению работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ.
С учетом классов и подклассов условий труда определяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" при установлении оптимального (1-й класс) и допустимого (2-й класс) классов условий труда дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд не устанавливается. В отношении вредных и опасных условий он равен:
- для подкласса 3.1 - 2%;
- для подкласса 3.2 - 4%;
- для подкласса 3.3 - 6%;
- для подкласса 3.4 - 7%;
- для класса 4 - 8%.
Согласно результатам спецоценки производится расчет скидок или, наоборот, надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Данные, полученные при проведении спецоценки, могут быть использованы при решении вопросов о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на них вредных и опасных производственных факторов, при рассмотрении и урегулировании разногласий между работниками и работодателями, связанными с обеспечением безопасных условий труда.
Статьей 7 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено, что полученные результаты спецоценки могут применяться также:
- при обосновании финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- при подготовке статистической отчетности об условиях труда;
- при оценке уровней профессиональных рисков и иных целей.
Экспертиза качества спецоценки
В некоторых случаях может быть проведена экспертиза качества спецоценки. Одним из таких случаев на основании пп. 1 п. 2 ст. 24 Федерального закона N 426-ФЗ является представление территориальных органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в рамках контроля (надзора) за исполнением требований рассматриваемого нами федерального закона.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 24 Федерального закона N 426-ФЗ другим основанием для проведения экспертизы может являться заявление работников, профсоюзов, их объединений, а также работодателей и страховщиков, поданное в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества спецоценки.
* * *
Обобщим основные моменты. С 1 января 2014 года осуществляется постепенный переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. В отношении тех рабочих мест, которые прошли данную аттестацию, в течение пяти лет действует полученное по ним заключение и не требуется немедленного проведения спецоценки. К контролю за проведением названного мероприятия допущены работодатели, работники и профсоюзные объединения. Результаты полученной спецоценки могут быть широко использованы в деятельности учреждений.
О. Марова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"