Автономное учреждение установило в своем положении о закупке, что вправе осуществлять закупки без проведения конкурентных процедур при условии, что сумма закупки не превышает 1 млн. руб. Не противоречит ли это положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ)? Появились ли с 1 января 2014 года какие-либо ограничения для автономных учреждений по суммам осуществляемых таким образом закупок?
В федеральном законе, указанном в вопросе, не устанавливаются какие-либо конкретные условия, при которых автономное учреждение обязано применять для закупки товаров, работ или услуг именно конкурентные процедуры. В законе лишь говорится о том, что в своем положении о закупке учреждение должно предусматривать применение при закупках таких способов, как конкурс и аукцион (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Никаких изменений в этом отношении в приведенном федеральном законе с 1 января 2014 года не появилось.
Отметим, что на практике нередко встречаются ситуации, когда в своих положениях о закупке автономные учреждения устанавливают очень высокие пороги сумм закупки, при которых применяются конкурс или аукцион, - закупок такой стоимости в деятельности учреждения по факту может и не быть, что в принципе делает конкурс и аукцион номинальными способами закупки. Для реальных же закупок используются другие конкурентные процедуры (например, запросы цен, сравнения цен, запросы предложений). Или все закупки, совершаемые автономным учреждением, вообще осуществляются у единственного поставщика - этот способ закупки также предусмотрен приведенным законом (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Но следует учитывать, что такая конструкция может концептуально противоречить одному из четырех принципов осуществления закупок, а именно принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Автономному учреждению нужно быть готовым к тому, что возражения против этой конструкции, основанные на необходимости соблюдения данного принципа, могут исходить как от членов наблюдательного совета (он в силу п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ утверждает положение о закупке АУ), так и от контрольных органов, в частности, от Федеральной антимонопольной службы.
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 марта 2014 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"