Подготовка государственным обвинителем свидетелей и потерпевших к допросу в суде первой инстанции
В правоприменительной практике есть проблемы, связанные с представлением показаний свидетелей и потерпевших государственным обвинителем в суде первой инстанции. Одна из них касается возможности подготовки лица к допросу в судебном заседании.
УПК РФ не содержит прямого запрета на общение сторон как между собой, так и с остальными участниками уголовного процесса. Только в п. 1 ч. 4 ст. 57 УПК указывается на то, что эксперт не вправе без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы. Более того, п. 2 ч. 3 ст. 86 УПК даёт возможность защитнику контактировать с участниками уголовного судопроизводства при условии их согласия на такие контакты. Кодекс профессиональной этики адвоката*(1) (далее - КПЭА) позволяет адвокату общаться с процессуальным противником своего доверителя, предусматривая при этом необходимость согласия или присутствия при встречах адвоката этого лица, если таковой участвует в деле (ч. 2 ст. 14 КПЭА). В специальной литературе адвокатам-защитникам указывается на необходимость готовить как доверителей, так и свидетелей защиты к допросу в суде*(2).
Что же касается государственного обвинителя и его участия в подготовке к допросу и самом допросе свидетелей и потерпевших, то здесь всё не так просто. Вопрос о праве государственного обвинителя на подготовку свидетелей и потерпевших обсуждается в научной литературе, и до сих пор среди учёных нет единого мнения. В. Исаенко отмечает, что и судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно*(3). Автор высказывает заслуживающее внимания мнение о необходимости предоставления сторонам симметричных возможностей по подготовке к судебному разбирательству*(4).
Считаем, что необходимо определить общие для государственного обвинителя и защитника правила общения со свидетелями и потерпевшими, соблюдение которых исключало бы сомнения в законности действий указанных лиц. По нашему мнению, одним из важных условий правомерности таких действий должно быть согласие лица на общение. Кроме этого, должны быть определены цели такой подготовки - выяснение вопросов, связанных с содержанием показаний, которые дал или будет давать свидетель или потерпевший; установление причин, по которым эти показания меняются; дополнительное разъяснение процессуальных прав участников уголовного судопроизводства и возможностей по их реализации, процессуальных обязанностей и ответственности за их невыполнение или ненадлежащее выполнение. Полагаем, что в ходе подготовки свидетелей и потерпевших к допросу могут привлекаться специалисты (психологи, педагоги и пр.).
А. Шмарев,
военный прокурор Кировского гарнизона,
кандидат юридических наук
Т. Шмарева,
заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин
Кировского филиала Московского
гуманитарно-экономического института,
кандидат юридических наук
"Законность", N 3, март 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.).
*(2) См.: Игнатов С.Д. Тактика допроса адвокатом-защитником свидетеля в суде по уголовному делу. - Уголовное право, 2004, N 1, с. 70; Защита по уголовному делу: Пособие для адвокатов / Под ред. Е.Ю. Львовой. М.: Юрист, 2002, с. 101; Шмарева Т.А. Участие адвоката-защитника в апелляционном производстве по уголовному делу. М.: Юрлитинформ, 2008, с. 96.
*(3) Один из авторов настоящей статьи в своей практике столкнулся с ситуацией, когда государственному обвинителю решением председательствующего по делу, которое выразилось в даче соответствующего распоряжения судебным приставам, было запрещено контактировать в ходе судебного разбирательства с потерпевшей.
*(4) См.: Исаенко В. Досудебная подготовка потерпевших и свидетелей государственным обвинителем. - Законность, 2011, N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.