Защита персональных данных при формировании органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) на Генеральную прокуратуру РФ возложена функция по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и размещению его на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов проверок и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям контролирующих органов о проведении совместных плановых проверок.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов (далее - Правила), а также Типовая форма плана.
Типовая форма предусматривает указание в ежегодном плане фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, а также его места жительства.
Вместе с тем в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определённых и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, не совместимая с целями сбора персональных данных. Содержание и объём обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Статьёй 6 Федерального закона N 152-ФЗ определено, что обработка персональных данных допускается в том числе для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Таким образом, в целях осуществления надзора органы государственного контроля (надзора) правомерно осуществляют сбор указанной информации об индивидуальных предпринимателях для включения её в ежегодный план проверок.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся различные сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе его фамилия, имя, отчество; место его жительства в РФ; данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории России; дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации; идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учёт индивидуального предпринимателя в налоговом органе и другие.
Статьёй 6 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен (сведения о месте жительства; о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица).
С учётом изложенного к общедоступным сведениям не относятся лишь место жительства индивидуального предпринимателя и сведения из документа, удостоверяющего личность физического лица.
Вместе с тем постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1248 в Типовую форму добавлена графа "адрес места жительства индивидуального предпринимателя".
Таким образом, во исполнение указанной нормы органы государственного контроля (надзора) заведомо нарушают законодательство о персональных данных, если указывают сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в ежегодных планах без предварительного получения его согласия. В то же время получить согласие индивидуального предпринимателя на обработку его персональных данных зачастую бывает проблематично, поскольку такое согласие в силу разных причин не даётся.
В свою очередь, отсутствие согласия на обработку персональных данных не является для органов прокуратуры основанием для исключения проверки из проекта ежегодного плана на стадии формирования.
Полагаем, что Типовая форма в действующей редакции (с требованием указания места жительства индивидуального предпринимателя) не обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в то же время создаёт дополнительные проблемы органам контроля при формировании ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем подлежит корректировке. Кроме того, плановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя проводится по месту фактического осуществления им деятельности, сведения о нём также предусмотрены Типовой формой.
Г. Оленева,
прокурор отдела по надзору
за исполнением федерального
законодательства управления
Генеральной прокуратуры РФ
в Дальневосточном федеральном округе
"Законность", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.