Учебные семинары по поддержанию государственного обвинения
Приказом Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" обращено особое внимание на необходимость повышения профессионального уровня государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах.
В рамках работы по повышению профессионального мастерства государственных обвинителей прокуратурой Омской области в ноябре 2013 года был проведён очередной пятидневный семинар для молодых работников по отработке практических навыков поддержания государственного обвинения.
В условиях состязательного судопроизводства, динамично изменяющегося законодательства, несмотря на возросшую нагрузку в работе, подготовка и обучение молодых государственных обвинителей - одно из приоритетных направлений в деятельности отраслевого управления прокуратуры области.
Учебное мероприятие проводилось в прокуратуре области уже в девятый раз. Первые два семинара, в ноябре 2005 года и июле 2006 года, были организованы на базе Омского юридического института с участием представителей службы государственных атторнеев США. Федеральные прокуроры поделились своим опытом обучения молодых коллег участию в судебных заседаниях. В основе предложенной ими методики лежит индивидуальный подход к каждому сотруднику, который предполагает не только непосредственную передачу теоретического материала, но и его практическое закрепление на семинарских занятиях, проводимых сразу после лекций, в малых группах с разбором действий каждого участника.
Предложенный опыт был опробован прокуратурой Омской области для проведения последующих семинаров и обучения государственных обвинителей и, на наш взгляд, оказался весьма эффективным.
Как и прежде, в этот раз проведению семинара предшествовала работа по подбору слушателей из числа помощников горрайпрокуроров, определению уровня их теоретических знаний, а также подготовке методического и учебного материала.
В выборе кандидатов для участия в семинаре приоритет отдавался молодым работникам, привлекающимся к поддержанию государственного обвинения, однако не имеющим достаточного опыта.
Так, из числа участников семинара 18 человек имели стаж работы в прокуратуре менее одного года, из них 5 работали в должности менее месяца. По распределению обязанностей 15 человек специализировались на уголовно-судебном направлении, 9 - на постоянной основе осуществляли надзор за исполнением федерального законодательства и законодательства о несовершеннолетних, но также привлекались к поддержанию государственного обвинения.
За две недели до начала семинара с целью определения акцентов в подготовке лекционных материалов со слушателями было проведено собеседование.
С учётом результатов собеседования участники семинара были разделены на 3 малые группы по 8 человек, при этом в каждую из групп были включены как работники, имеющие непродолжительный стаж работы, так и те, кто уже принимал участие в рассмотрении уголовных дел судами.
Для участия в семинаре всем слушателям были выданы подготовленные отраслевым управлением учебные уголовные дела с неоднозначной доказательственной базой. Так, из практики судов Омской области было отобрано уголовное дело в отношении сотрудника милиции С., совершившего угон и оспаривавшего причастность к преступлению, а также дело по факту умышленного убийства, где действия обвиняемого граничили с необходимой обороной.
Проведению семинара предшествовала подготовка необходимого методического материала для использования на учебных занятиях. Прокурорами отраслевого управления были также разработаны схемы по порядку проведения судебного разбирательства, тактике представления доказательств обвинения, допустимости материалов оперативно-розыскной деятельности, сборники с образцами апелляционных представлений и примерами выступлений государственных обвинителей в прениях сторон, т.е. документы, используемые прокурорами при работе в суде.
Разработанная программа семинара включала в себя лекционный материал, проведение практических занятий в малых группах, встречи с опытными государственными обвинителями и представителями судейского корпуса.
Необходимо отметить, что обучение молодых работников проходило в доброжелательной атмосфере. В перерывах между занятиями были предусмотрены "кофе-паузы". Слушатели в свободной обстановке делились впечатлениями, дискутировали, задавали инструкторам интересующие их вопросы, возникающие в том числе в текущей, повседневной работе.
Всего слушателям было представлено 15 лекций.
Тематика лекционных занятий предусматривала освоение обучающимися действий государственного обвинителя в различных стадиях судебного разбирательства. Указанным вопросам были посвящены следующие лекции: "Предварительное слушание. Роль прокурора в исследовании доказательств. Изложение государственным обвинителем существа предъявленного обвинения", "Допрос потерпевшего и свидетелей", "Допрос подсудимого", "Работа с заключениями экспертов в судебном процессе. Допрос эксперта", "Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам", "Представление суду вещественных доказательств", "Выступление обвинителя в судебных прениях. Характеристика основных элементов обвинительной речи".
Кроме того, вниманию слушателей были предложены также следующие темы: "Досудебная подготовка к процессу. Методика изучения материалов уголовного дела", "Допустимость доказательств. Устранение государственным обвинителем ошибок, допущенных в ходе предварительного расследования", "Участие прокурора в судебном разбирательстве в порядке главы 40 и главы 40.1 УПК РФ", "Требования, предъявляемые к государственному обвинителю в соответствии с отраслевыми приказами", "Нравственные основы прокурорской деятельности. Этика поведения прокурора в судебном процессе. Тактические особенности поддержания государственного обвинения".
Ежегодно тематика лекций видоизменяется с учётом пожеланий слушателей и уровня их теоретической подготовки. В этот раз список лекций был пополнен темами об участии государственного обвинителя в апелляционном судопроизводстве и о порядке подготовки апелляционных представлений. Введение этих лекционных тем было обусловлено изменениями с 1 января 2013 г. процедуры апелляционного рассмотрения уголовных дел и оснований для оспаривания не вступивших в законную силу решений по уголовным делам.
Все выступления по обозначенной выше тематике были подготовлены прокурорами уголовно-судебного управления.
После того, как участникам семинара был представлен теоретический материал, они удалялись для проведения практических занятий в малых группах с инструкторами, функции которых выполняли начальник отраслевого управления и начальники отделов управления.
Практические занятия в малых группах проводились по темам: допустимость доказательств, изложение государственным обвинителем существа предъявленного обвинения, допрос потерпевшего и свидетеля, допрос подсудимого, заключения экспертов и пояснения специалистов в судебном процессе, выступление государственного обвинителя в судебных прениях, использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам.
На семинарском занятии, посвящённом допустимости доказательств, со слушателями были разобраны правовые ситуации, в которых при производстве следственных действий органами предварительного расследования допускались нарушения УПК. При этом работники совместно с инструкторами оценивали, к чему могут привести подобные недостатки, влекут ли они признание доказательств недопустимыми, а также какие есть способы их устранения. Следует отметить, что правовые ситуации для обсуждения в ходе семинарских занятий были построены с учётом изменений, внесённых в уголовно-процессуальное законодательство Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ, относительно участия в следственных действиях понятых, а также перечня доказательств, сбор которых возможен до возбуждения уголовного дела.
Традиционно много времени (5 часов) было отведено на отработку навыков проведения допросов потерпевших, свидетелей и подсудимых, поскольку даже при наличии знаний о порядке проведения допроса применять их на практике наши молодые работники не умеют, особенно, когда речь идёт о возможности использования в суде методик ведения "перекрёстных" и "шахматных" допросов. Участники работали в парах, один выступал в роли государственного обвинителя, другой - в роли допрашиваемого лица, после чего они менялись. По окончании допросов инструкторы давали оценку правильности поставленных вопросов, их полноте, а также указывали на допущенные ошибки.
На практическом занятии, посвящённом представлению суду в качестве доказательств результатов судебных экспертиз, участникам семинара были выданы заключения судебных экспертов, составленные с нарушениями процессуального характера, а также имевшие недостатки по содержанию (в частности, противоречия в исследовательской части и в выводах). После изучения указанных актов экспертиз слушателям предлагалось самостоятельно выявить нарушения, а также предложить варианты их устранения. Кроме того, на примере реальных уголовных дел участникам было показано, как опровергнуть спорные выводы экспертов, используя для этого другие доказательства.
Поскольку выступление государственного обвинителя в прениях сторон является важной составляющей всей работы в судебном разбирательстве, помимо полуторачасового лекционного занятия состоялся просмотр учебного фильма "Участие государственного обвинителя в судебном следствии и в судебных прениях". Примеры судебных речей по реальным уголовным делам наглядно продемонстрировали наиболее опытные государственные обвинители из окружных прокуратур г. Омска.
После этого в ходе последнего практического занятия в малых группах каждый из участников продемонстрировал самостоятельное выступление в судебных прениях по одному из двух учебных уголовных дел, которые использовались в процессе обучения. Работа каждого слушателя в индивидуальном порядке оценивалась инструкторами, которые анализировали удачные и ошибочные моменты их судебных речей, давали конкретные рекомендации по построению публичного выступления, использованию приёмов риторики и невербального воздействия на суд и слушателей.
Таким образом, в ходе практических занятий в малых группах молодым работникам было показано, каким должно быть участие государственного обвинителя на всех стадиях судебного процесса, обсуждены проблемы, с которыми они могут столкнуться в ходе рассмотрения уголовных дел, а также способы их решения.
Обычно в план семинара включается встреча слушателей с судьями. При этом судьи доводят до сведения государственных обвинителей свои замечания, а также пожелания и рекомендации по работе в судебных процессах. В этом году перед участниками семинара выступил заместитель председателя Центрального районного суда г. Омска, который доходчиво на примерах конкретных уголовных дел дал оценку действиям государственных обвинителей в судебных заседаниях.
После семинара с целью выяснения мнения о полезности представленного материала, а также о необходимости включения в программу новых тем и форм обучения было проведено анонимное анкетирование слушателей.
Обращает на себя внимание тот факт, что каждый из участников ответил, что был удовлетворён качеством подачи учебного материала, особо отметив полезность практических занятий в малых группах по отработке навыков поддержания государственного обвинения. Были высказаны предложения о включении новых лекционных тем по вопросам установления психологического контакта с потерпевшими и свидетелями, порядка принесения официальных извинений в связи с вынесением судебного решения о реабилитации, а также взаимодействия государственного обвинителя с органами следствия и оперативными службами в ходе судебного разбирательства. Эти пожелания будут учтены при подготовке программы следующего семинара.
Многие слушатели выразили желание поприсутствовать в ходе процесса по уголовному делу, рассматриваемому Омским областным судом, с участием государственного обвинителя отраслевого управления. С учётом этого на первое полугодие 2014 года, помимо традиционного рецензирования государственных обвинителей, отраслевым управлением запланировано приглашение всех участвовавших в семинаре помощников прокуроров в судебный процесс с гособвинителем отраслевого управления.
Поскольку некоторые слушатели проявили особую активность в изучении представленного материала и заинтересованность в получении знаний, приказом прокурора области они были поощрены.
На наш взгляд, эта форма обучения эффективна, востребована и позволяет не только пополнить багаж знаний молодых государственных обвинителей, но и передать им необходимый практический опыт, воспитать культуру поведения прокурора в суде, что, в свою очередь, надеемся, придаст нашим работникам уверенности в ходе судебных разбирательств.
И. Чернышев,
заместитель прокурора Омской области
"Законность", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.