Комментарий к постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2п "Об утверждении формы Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения"
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ) в п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах*(1) внесено изменение, согласно которому форму РСВ-1 ПФР, по которой надо отчитываться в ПФР плательщикам страховых взносов, и порядок ее заполнения теперь должен утверждать именно ПФР, а не Минтруд, как ранее.
ПФР немедленно воспользовался этим правом, тем более что для разработки новой формы данного отчета оказалось немало поводов. В результате увидело свет Постановление Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п, положения которого необходимо применять уже начиная с подачи отчета за I квартал 2014 года. Положения Приказа Минтруда России от 28.12.2012 N 639н, которым были утверждены прежние форма отчета и порядок ее заполнения, больше не применяются, это должен подтвердить отдельный приказ Минтруда.
В данном комментарии остановимся на наиболее существенных изменениях, внесенных постановлением ПФР, хотя, отметим, в целом новый порядок заполнения формы отчета основан на действовавшем до 2014 года порядке.
Титульный лист
Упрощено заполнение данных о плательщике страховых взносов. Не надо указывать его адрес, а также отмененный код ОКАТО и код ОГРН (ОГРНИП).
Кроме того, если представляется уточненный расчет, то есть в поле "Номер корректировки" проставлен другой код, а не 000, необходимо также заполнить новое поле - "Тип корректировки". В нем указывается причина представления уточненного расчета, которая может быть одной из трех:
- уточнение в части показателей, касающихся уплаты страховых взносов;
- уточнение в части изменения сумм начисленных страховых взносов;
- уточнение данных в части взносов на обязательное медицинское страхование или других показателей, не затрагивающих сведения индивидуального учета по застрахованным лицам.
Если тип корректировки соответствует кодам 1 или 2, то представляются также и скорректированные сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Они подготавливаются по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются. Теперь эти сведения сдаются в составе формы РСВ-1 ПФР, но, очевидно, за периоды до 2014 года отчет представляется по-старому, то есть отдельно по формам, предусмотренным Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п.
Для поля "Среднесписочная численность" уточнено, что если форму РСВ-1 ПФР заполняет физическое лицо, в том числе в статусе индивидуального предпринимателя, в ней указывается среднесписочная численность физических лиц, которым оно производило выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений.
Раздел 1. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
В разделе 1 учтено, что с 2014 года взносы в ПФР исчисляются и уплачиваются одним платежом, в отличие от предыдущих периодов. Поэтому для периодов с 2010 по 2013 годы отведены две отдельные графы, где указывается только задолженность отдельно по страховой и накопительной части.
Соответственно, из раздела убрана строка 145, где отражались данные за предыдущие расчетные периоды.
Сохранились две графы, в которых надо указывать отчисления в виде дополнительных тарифов, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах. При этом почему-то не выделены в отдельную графу отчисления, установленные ч. 2.1 данной статьи. Очевидно, их необходимо включать в одну из двух имеющихся для дополнительных тарифов граф соответственно видам работ.
Следует учитывать, что во время камеральной проверки в ПФР будут сверять данные форм РСВ-1 ПФР за разные периоды. Так, данные о задолженности отдельно по страховой и накопительной частям за периоды до 2014 года (графы 4 и 5 строки 100 новой формы) должны быть равны данным в графах 3 и 4 строки 150 старой формы.
Значение остатка страховых взносов на начало расчетного периода 2014 года, начисленных ранее по дополнительным тарифам (графы 6 и 7 строки 100 новой формы), должно быть равно значению соответственно в графах 5 и 6 строки 150 старой формы.
То же касается и взносов в ФОМС: сравниваются графа 8 строки 100 новой формы и графа 7 строки 150 старой формы.
Раздел 2. Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу
Подраздел 2.1. Расчет страховых взносов по тарифу
Поскольку теперь для отчислений в ПФР нет разделения на страховую и накопительную части и вообще в отношении каждого застрахованного лица такое разделение производят непосредственно контролирующие органы, соответствующие изменения претерпел и подразд. 2.1.
В нем не указываются отдельно начисления для групп лиц моложе и старше 1967 года рождения, а также иностранных граждан. Не отражается также, сколько начислено страховых взносов на финансирование отдельно страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Зато в строках 205 и 206 надо будет указывать, сколько начислено взносов с сумм, не превышающих предельную базу для начисления страховых взносов, и с сумм, превышающих ее.
Подраздел 2.4. Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
Появился новый подраздел - 2.4 в связи с тем, что плательщикам взносов, указанным в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, вместо дополнительных тарифов, приведенных в этих частях, в соответствии с ч. 2.1 той же статьи могут быть установлены дополнительные тарифы в других размерах по результатам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)*(2), вплоть до равного нулю. Отдельный расчет в нем ведется по каждому выявленному классу условий труда, классам соответствуют разные тарифы дополнительных взносов.
Знаком "Х" надо отметить, на основании чего заполнен данный раздел: результатов проведения СОУТ или аттестации рабочих мест или того и другого вместе в отношении разных рабочих мест.
Данный подраздел заполняется не всеми плательщиками страховых взносов, а только теми, которые применяют дополнительные тарифы в соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах.
Подраздел 2.5. Сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц
Это также новый подраздел. В нем указывается, что его представляют те, кто заполнил разд. 6, иначе говоря, при наличии в расчетном периоде застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты в рамках трудовых отношений и (или) по гражданско-правовым договорам или с которыми заключены трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера. Мало найдется работодателей, у которых нет хотя бы одного такого работника, получается, что этот раздел должны представлять все работодатели.
Раздел содержит сведения о пачках представленных документов, в том числе корректирующих. Если корректируются сведения за 2010-2013 годы, то это осуществляется согласно действовавшему до 2014 года порядку (Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования*(3)), при этом форма АДВ-6-2 не представляется.
Раздел 3. Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов
Пунктом 3 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов в связи с использованием труда инвалидов или осуществлением их реабилитации. Плательщиков, имеющих право на применение таких тарифов, можно разделить на три группы:
- производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III групп;
- общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых состоит из их вклада, со среднесписочной численностью инвалидов не менее 50% и их долей заработной платы в ФОТ не менее 25%;
- учреждения, созданные для различных целей реабилитации инвалидов и помощи им, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Соответственно, разд. 3 включал, в частности, три подраздела для каждой из указанных групп. Причем тем организациям, которые производят выплаты инвалидам I, II или III группы, необходимо было непосредственно в подразделе подробно перечислить всех инвалидов с указанием реквизитов документов, подтверждающих их инвалидность.
Теперь такого подраздела в отчете не будет вообще, а правомерность данных выплат придется доказывать только во время выездной проверки, которая, впрочем, при наличии этих выплат, конечно же, не заставит себя ждать.
В разделе 3 также теперь отсутствует подразд. 3.8, в котором ранее производился расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа плательщиками страховых взносов, названными в п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах. Имеются в виду организации, оказывающие инжиниринговые услуги. Данного подраздела больше нет, так как указанные организации с 1 января 2014 года уплачивают страховые взносы в общем порядке, а льготный период для них действовал только в 2012-2013 годах (ч. 3.5 ст. 58 Закона о страховых взносах).
В подразделе 3.3 (ранее это был подразд. 3.4), посвященном расчету соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, то есть организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и применяющими пониженный тариф, установленный ч. 3 ст. 58 того же закона, появилось уточнение, касающееся порядка определения средней или среднесписочной численности работников.
Теперь четко установлено, что для этого расчета надо использовать приказы Росстата*(4).
Раздел 4. Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода
Раздел 4 претерпел изменения, аналогичные тем, которые претерпел разд. 1. Для периодов с 2010 по 2013 годы отведены отдельные графы, где указывается только задолженность отдельно по страховой и накопительной частям. В случае применения ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах необходимо заполнить отдельную графу 13, при этом надо в графе 3 указать код основания для применения этой части, он должен соответствовать тому, который обозначен в подразд. 2.4.
Кроме того, следует обратить внимание на изменение порядка заполнения графы 2 данного раздела, в которой указывается основание для начисления страховых взносов. Виды оснований приведены в сноске к этому разделу. В случае если взносы доначислены по актам камеральной или выездной проверки и соответствующие решения о привлечении к ответственности плательщика страховых взносов в отчетном периоде вступили в силу, в графе 2 ставилась цифра 1.
Теперь эта цифра ставится только по итогам камеральной проверки, а выездной проверке соответствует цифра 2. А вот если плательщик страховых взносов сам их доначислил, он должен указать цифру 3 (раньше надо было ставить 2).
Хотя очевидно, что в данном разделе не отражается сумма доначислений за прошлые периоды, отраженная в другой (уточненной) форме РСВ-1 ПФР, поданной в соответствии со ст. 17 Закона о страховых взносах, чиновники решили все-таки это специально указать.
Раздел 6. Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица
Самое, пожалуй, принципиальное новшество заключается в том, что в форму РСВ-1 ПФР теперь включаются данные персонифицированного учета, для чего введен новый раздел. Напомним, что не так давно сдача индивидуальных (персонифицированных) сведений по каждому застрахованному лицу была синхронизирована со сдачей сведений о начислении и уплате страховых взносов в ПФР, соответствие этих сведений друг другу сразу проверялось. Такой порядок был установлен п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете).
С 2014 года чиновники пошли дальше, основываясь на внесенном Федеральным законом N 421-ФЗ в указанную норму Закона об индивидуальном учете изменении. Согласно поправке сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь представляет теперь именно в составе формы РСВ-1 ПФР.
Раздел 6 заполняется и представляется плательщиками на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты в рамках трудовых отношений и (или) по гражданско-правовым договорам, а также иные выплаты, являвшиеся объектом обложения страховыми взносами.
Данный раздел формируется в пачки, количество сведений в которых не должно превышать 200 штук. Пачка сведений описью не сопровождается.
В разделе 6, в отличие от разд. 1-5, при отсутствии данных для заполнения ячейка не заполняется, прочерк в ней ставить не надо.
А.Б. Сухов,
эксперт журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 6, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Подробно об их применении читайте в комментарии к Федеральному закону N 421-ФЗ в N 5, 2014.
*(3) Утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п.
*(4) О необходимости такого указания мы писали в N 8, 2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"