Ликвидация ТСЖ по решению суда
В каких случаях есть угроза принудительной ликвидации ТСЖ? Что означает признание недействительной записи о государственной регистрации товарищества? Чем различается порядок ликвидации ТСЖ по решению общего собрания его членов и судебному акту?
Основания для принудительной ликвидации
Согласно п. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация ТСЖ осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае:
- допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (других правовых актов), либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Как уточнил Конституционный суд, ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушения законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (Постановление от 18.07.2003 N 14-П). Иначе говоря, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также их последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Анализ судебной практики позволяет назвать наиболее распространенные основания для принудительной ликвидации ТСЖ.
Во-первых, это допущение нарушений при его создании. В качестве примеров таких нарушений можно привести создание ТСЖ в строящемся МКД после 17.06.2011 (это противоречит ЖК РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ), отсутствие кворума на общем собрании собственников помещений, недостаточное количество голосов, принадлежащих создавшим ТСЖ собственникам помещений (см. Апелляционное определение Самарского областного суда от 11.04.2013 по делу N 33-3425/2013). Также грубейшим нарушением считается создание ТСЖ в одной секции дома, в другой секции которого ранее уже было создано товарищество, при условии что обе секции представляют собой части единого МКД (Апелляционное определение Самарского областного суда от 13.11.2012 по делу N 33-9802/2012).
Во-вторых, основанием для ликвидации товарищества является осуществление деятельности с грубым нарушением закона или иных правовых актов. Так, согласно п. 2 ст. 141 ЖК РФ, если члены ТСЖ не обладают более чем 50% голосов, общее собрание товарищества обязано принять решение о его ликвидации. Значит, выход из ТСЖ собственников помещений и игнорирование указанного предписания закона являются основаниями для принудительной ликвидации товарищества (апелляционные определения Алтайского краевого суда от 22.10.2013 по делу N 33-8568/2013, Московского городского суда от 04.10.2013 по делу N 11-33583).
В Жилищном кодексе есть норма, конкретизирующая условия и основания для принудительной ликвидации ТСЖ, - п. 6 ст. 20. В соответствии с ней органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в МКД с нарушением требований ЖК РФ, в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ, внесенных в него изменений обязательным требованиям или в случае выявления нарушений порядка создания ТСЖ. Поэтому в качестве еще одного основания для предъявления такого иска следует назвать несоответствие устава товарищества нормам действующего закона. Причем обязательным условием применения этого основания является досудебный порядок урегулирования: указанные контролирующие органы первоначально должны направить ТСЖ предписание об устранении выявленных нарушений в течение шести месяцев (пп. 3 п. 5 ст. 20 ЖК РФ). Если это предписание не содержало конкретных указаний на выявленные нарушения (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2013 по делу N 11-15036) либо вовсе не было получено товариществом (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 29.04.2013 N 33-451/2013), у суда нет оснований для удовлетворения требований надзорных органов о ликвидации ТСЖ.
Требование о ликвидации ТСЖ или признании записи в ЕГРЮЛ недействительной?
Важно, что требование о ликвидации юридического лица по приведенным выше основаниям может быть предъявлено в суд только государственным органом или органом местного самоуправления, которому соответствующее право предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Таким правом в отношении ТСЖ наделены органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля согласно п. 6 ст. 20 ЖК РФ. Также право обратиться в суд с требованием о ликвидации ТСЖ есть у регистрирующего органа в случае допущения при создании товарищества грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократного либо грубого нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации*(1)).
Иски иных лиц о ликвидации ТСЖ не будут удовлетворены. На практике граждане и организации, права которых нарушены при создании или осуществлении деятельности ТСЖ (собственники помещений в МКД), обычно идут двумя путями.
Первый, наиболее эффективный способ - обратиться в орган государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля с сообщением о допущенных нарушениях, что станет поводом для внеплановой проверки (п. 4.2, пп. 2 п. 5 ст. 20 ЖК РФ) и выхода в суд с подобным иском в защиту прав собственников помещений.
Второй путь, реализуемый собственными силами, - подать в суд иск о признании недействительной государственной регистрации ТСЖ. Согласно п. 6 ст. 51 ГК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущением при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Данный иск основан на праве граждан, организаций и иных лиц оспаривать решения (а основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, - п. 1 ст. 11 Закона о госрегистрации) и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, если они не соответствуют закону. Если такие незаконные решения и действия нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, они оспариваются в порядке арбитражного судопроизводства (п. 1 ст. 198 АПК РФ), если не касаются предпринимательской деятельности - в порядке гражданского судопроизводства (ст. 245 ГПК РФ).
На основании решения суда о признании государственной регистрации ТСЖ недействительной регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Однако, как признал Президиум ВАС, размещение в ЕГРЮЛ регистрационной записи о признании недействительной государственной регистрации ТСЖ при его создании не означает регистрацию ликвидации юридического лица, прекращение его правоспособности и ничтожность сделок, совершенных до вынесения судебного акта (постановления от 10.07.2012 N 2364/12, от 18.11.2008 N 6843/08). Причина в том, что правоспособность юридического лица прекращается лишь с внесением в реестр записи о его ликвидации (п. 3 ст. 49 ГК РФ), которая представляет собой особую процедуру, направленную на соблюдение прав кредиторов. Запись о недействительности регистрации при создании юридического лица - промежуточное основание для обращения в суд с заявлением о принудительной ликвидации ТСЖ (Постановление ФАС ПО от 22.10.2013 по делу N А65-31939/2012). Выходит, что подобным иском собственники помещений не добьются прекращения существования ТСЖ.
Сроки исковой давности по искам о ликвидации ТСЖ
Как известно, общий срок исковой давности составляет три года и начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Вместе с тем по искам о ликвидации ТСЖ в связи с допущением нарушений при его создании чаще всего краеугольным камнем является доказывание недействительности решения общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ. По таким искам Жилищным кодексом предусмотрен сокращенный срок исковой давности - шесть месяцев, причем в качестве истца рассматривается собственник помещения, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия спорного решения (п. 6 ст. 46 ЖК РФ). В пункте 6 ст. 20 ЖК РФ, определяющем полномочия контролирующих органов по обращению в суд с требованием о ликвидации ТСЖ, признании недействительным решения общего собрания, не говорится о сроках обращения в суд. Наличие такого пробела подтвердил Верховный суд в Обзоре судебной практики за II квартал 2013 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 20.11.2013 (см. ответ на вопрос 5). В этом документе высшие судьи рекомендуют руководствоваться аналогией закона на основании п. 1 ст. 7 ЖК РФ и применять положения п. 6 ст. 46 ЖК РФ о шестимесячном сроке предъявления требований. При этом из п. 6 ст. 20 ЖК РФ следует, что закон связывает право органов власти на обращение в суд с выявлением нарушений, поэтому шестимесячный срок исковой давности необходимо исчислять с момента выявления в ходе проведенной органами государственного жилищного надзора проверки указанных нарушений.
Выпуская разъяснения по вопросам судебной практики, Верховный суд реализует свои конституционные полномочия (ст. 126 Конституции РФ, п. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ"). Поэтому суды при принятии решений руководствуются изложенной правовой позицией ВС РФ. Выходит, что товарищества, с момента создания которых прошло шесть месяцев, могут чувствовать себя весьма уверенно. Впрочем, нельзя забывать о возможности восстановления срока, пропущенного по уважительным причинам (п. 1 ст. 112 ГПК РФ).
К сведению! До утверждения приведенных выше разъяснений ВС РФ суды иначе подходили к решению спорного вопроса. Они опирались на то, что при оспаривании решения общего собрания собственников помещений контрольные органы действуют в интересах собственников помещений, права которых нарушены (ст. 46 ГПК РФ). Поэтому сроки по искам контрольных органов должны исчисляться точно так же, как если бы в роли истца выступал собственник помещения (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18), то есть начиная с даты, когда собственник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав принятым решением. Именно с учетом этого вывода органам государственного жилищного надзора было отказано в удовлетворении исков по мотиву истечения срока исковой давности в апелляционных определениях Волгоградского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-10923/2013, от 16.05.2013 по делу N 33-4941/13, Вологодского областного суда от 02.08.2013 N 33-3504/2013, Томского областного суда от 16.07.2013 по делу N 33-2031/2013.
Добавим, что некоторые суды в аналогичных ситуациях исходили из общего трехлетнего срока исковой давности (Определение Верховного суда Чувашской Республики от 24.06.2013 по делу N 33-2229/2013, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.09.2013 по делу N 33-10152/2013).
Особое внимание следует обратить на то, что по иным искам, не связанным с признанием незаконным решения общего собрания собственников помещений, срок обращения в суд определяется в общем порядке: он равен трем годам с момента выявления нарушения либо неисполнения предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ, внесенных в него изменений обязательным требованиям. То же самое справедливо для исков регистрирующего органа (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).
Решение о ликвидации ТСЖ
Решение суда о ликвидации ТСЖ вовсе не означает, что с его вступлением в силу в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации товарищества и оно прекратит свое существование. ТСЖ обязано пройти всю процедуру ликвидации.
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный осуществлять ликвидацию юридического лица на основании его учредительных документов, могут быть возложены обязанности по ликвидации юридического лица. Безусловно, это повышает шансы исполнения судебного решения. Как правило, истец уже при обращении в суд указывает органы и (или) лиц, которых следует обязать осуществить ликвидацию ТСЖ. Как отмечено в п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84*(2) (далее - Информационное письмо N 84), наименование этого органа указывается в решении суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица, если к ликвидации привлечены участники (учредители) - их фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства (для граждан) и наименование и место нахождения (для организации). Если в уставе ТСЖ не сказано, что какой-либо орган уполномочен осуществлять ликвидацию, суд может возложить соответствующие обязанности лишь на участников товарищества. Как правило, речь идет о тех лицах, которые значатся в ЕГРЮЛ в качестве учредителей ТСЖ.
Если при рассмотрении дела суд придет к выводу, что поручить проведение ликвидации ни органу ТСЖ, ни его учредителям невозможно, он вправе назначить ликвидатора - физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица (п. 9, 10 Информационного письма N 84).
В силу п. 7 Информационного письма N 84 одновременно с назначением лица, ответственного за ликвидацию ТСЖ, суд в решении указывает сроки представления в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Впрочем, эти сроки могут быть продлены при необходимости.
Исполнение решения
Закон не содержит никаких специальных правил о ликвидации организации по решению суда, поэтому необходимо руководствоваться общими правилами, которые были подробно описаны в предыдущем номере журнала. Поскольку решение о ликвидации принял суд, он же возложил обязанности по проведению ликвидационных процедур на определенных лиц, общему собранию ТСЖ уже не нужно утверждать решение о ликвидации и назначать ликвидационную комиссию.
После вступления в силу судебного решения назначенные судом лица выполняют все полномочия ликвидационной комиссии:
- направляют в налоговый орган уведомление о ликвидации ТСЖ и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора);
- принимают меры по получению дебиторской задолженности;
- выявляют кредиторов (размещают в официальном печатном издании публикацию о ликвидации, порядке и сроках заявления требований кредиторов, письменно уведомляют известных кредиторов о ликвидации);
- составляют промежуточный ликвидационный баланс, организуют общее собрание членов ТСЖ и обеспечивают утверждение промежуточного ликвидационного баланса квалифицированным большинством голосов, уведомляют об утверждении баланса налоговый орган;
- проводят расчеты с кредиторами;
- составляют окончательный ликвидационный баланс, организуют общее собрание членов ТСЖ и обеспечивают утверждение баланса квалифицированным большинством голосов;
- завершают ликвидацию (представляют необходимые документы в регистрирующий орган), направляют ликвидационный баланс в суд.
В пункте 9 Информационного письма N 84 разъяснено, что в случае, если назначенные судом лица своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца вынесет в судебном заседании определение о назначении ликвидатора. Получается, что ликвидатор должен завершить эту процедуру. Однако он может столкнуться с теми же самыми проблемами, что и первоначально назначенные лица, а именно с невозможностью утвердить ликвидационный баланс на общем собрании членов ТСЖ (ввиду отсутствия необходимого числа голосов). При этом закон не предоставляет возможности обойти данный этап.
В таком случае судебные приставы-исполнители могут воздействовать только на должника (лицо, обязанное провести ликвидацию), но не на собрание членов ТСЖ, и только единственным способом - путем назначения штрафов. Административный штраф за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера предусмотрен ст. 17.15 КоАП РФ. Чем больше членов ТСЖ будет указано в качестве должников (лиц, обязанных осуществить действия по ликвидации ТСЖ на основании судебного решения), тем эффективнее будет наложение штрафа.
* * *
ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда, только если в суд обратится орган государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и докажет наличие неустранимых нарушений при создании товарищества, грубых нарушений закона в процессе осуществления им деятельности либо игнорирование предписания о приведении устава в соответствие с законодательством. Собственники помещений своими силами могут добиться лишь признания недействительной государственной регистрации ТСЖ, но это не прекращает правоспособность товарищества. Процедуры добровольной и принудительной ликвидации одинаковы, за исключением того, что во втором случае не требуется решения общего собрания членов ТСЖ о ликвидации и чаще всего суд сам назначает лиц (орган управления товарищества), обязанных ликвидировать ТСЖ (они исполняют роль ликвидационной комиссии).
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
*(2) Данное письмо адресовано арбитражным судам, но в отсутствие специальных норм закона и разъяснений для судов общей юрисдикции последние могут руководствоваться им.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"