Отключение коммунальных услуг: сроки и способы уведомления потребителей
В ряде случаев исполнитель коммунальных услуг вправе запланировать отключение определенной коммунальной услуги для конкретного потребителя. В этом случае ему нужно соблюсти установленный порядок уведомления потребителя и сроки отключения. О них мы и расскажем в данной статье.
Плановые отключения
Согласно п. 117 Новых правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление потребителю коммунальной услуги в плановом порядке, но только в двух случаях.
Первый - проведение планово-профилактического ремонта и выполнение работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД. При таком ограничении или отключении коммунальных услуг потребителя следует письменно предупредить (уведомить) об этом за 10 рабочих дней (пп. "б" п. 117).
Второй случай - наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги. В этой ситуации ограничение предоставления или отключение коммунальных услуг осуществляется через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, установленном разд. XI "Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг" Новых правил предоставления коммунальных услуг (пп. "а" п. 117).
Порядок уведомления потребителей
Упомянутый порядок приведен в п. 119 Новых правил предоставления коммунальных услуг.
Исполнитель в письменной форме должен направить потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги ее предоставление сначала будет ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) сразу приостановлено. Такое предупреждение (уведомление) доводится до потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) (пп. "а" п. 119 правил).
Обратите внимание! До 01.03.2014 для погашения задолженности потребителю было отведено 30 дней со дня передачи ему соответствующего предупреждения (уведомления). После этой даты пп. "а" п. 119 Новых правил предоставления коммунальных услуг действует в редакции Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 112, согласно которому срок, отведенный для погашения задолженности в целях введения ограниченного режима подачи (отключения) коммунальных услуг, сокращен до 20 дней.
Кроме того, в соответствии с указанным постановлением под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги с 01.03.2014 следует понимать наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух (а не трех, как было установлено ранее) месячных размеров платы за эту услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления и тарифа на день ограничения (обновленный п. 118 Новых правил предоставления коммунальных услуг).
Далее, если потребитель так и не погасил в установленный срок имеющуюся задолженность, исполнитель вводит ограничение на предоставление указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги, если для этого есть техническая возможность, если нет - приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением услуги по отоплению, а в МКД - еще и услуги по холодному водоснабжению. Причем за трое суток до введения такого ограничения (приостановления) потребителя-должника необходимо уведомить об этом путем вручения ему извещения под расписку (пп. "б", "в" п. 119 правил).
В случае, когда у исполнителя имелась техническая возможность введения ограничения и он воспользовался ею, однако потребитель все же не погасил числящуюся за ним задолженность, по истечении 30 дней со дня введения ограничения исполнитель приостанавливает предоставление соответствующей коммунальной услуги, за исключением отопления, а в МКД - также за исключением холодного водоснабжения. Прежде чем отключить подачу коммунальной услуги, потребителя-должника нужно уведомить об этом за трое суток путем вручения ему извещения под расписку (пп. "в" п. 119 правил).
Важное дополнение. Вручение извещения под расписку, по мнению Верховного суда, не является единственно возможным способом уведомления потребителя о том, что исполнитель может ограничить предоставление соответствующей коммунальной услуги или вовсе отключить ее. Указанный выше порядок уведомления применяется, если иное не установлено, в частности, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Именно так судьи трактуют абз. 1 п. 119 Новых правил предоставления коммунальных услуг (Решение от 25.09.2013 N АКПИ13-852, которое оставлено без изменения Определением ВС РФ от 28.01.2014 N АПЛ13-586). Настойчивость организации, которая дважды пыталась оспорить данное утверждение, объяснима. Ведь договор о предоставлении коммунальных услуг между исполнителем и потребителем порой заключается путем совершения последним конклюдентных действий. Это значит, что он заключен на условиях, предусмотренных Новыми правилами предоставления коммунальных услуг (п. 7 данных правил), и согласовать иной порядок уведомления потребителя о предстоящем отключении коммунальных услуг практически невозможно.
* * *
Если потребитель имеет задолженность по оплате одной из коммунальных услуг (кроме отопления и холодного водоснабжения), величина которой равна двукратному размеру нормативной месячной платы за эту услугу, исполнитель вправе прекратить предоставление соответствующей услуги. Сначала исполнитель предложит потребителю оплатить имеющуюся задолженность (с 01.03.2014 на это отводится 20 дней). Затем он ограничит подачу коммунальной услуги, а потом и вовсе приостановит ее подачу, в обоих случаях уведомив об этом потребителя за трое суток до совершения перечисленных действий. Согласно установленным правилам потребителя необходимо известить о предстоящем ограничении и прекращении подачи коммунальной услуги под расписку, но Верховный суд считает, что исполнитель и потребитель вправе предусмотреть в договоре о предоставлении коммунальных услуг и иной порядок извещения.
И.Н. Калинина,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"