Пособия по материнству и детству в 2014 году
С наступлением каждого года нам приходится изучать новые правила или применять поправки, внесенные в законодательство. В 2014 году для расчета пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком применяются те же правила, что и в 2013 году. Никаких изменений в базовый закон о расчете пособий - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" - с 1 января 2014 года не вступило в силу. Но, несмотря на это, расчет указанных пособий теперь производится немного иначе. В статье расскажем об изменениях в расчете пособий по беременности и детству и приведем примеры расчета таких пособий с учетом некоторых поправок в законодательстве.
В первую очередь напомним, что каждый год индексируются выплаты, связанные с рождением детей.
Увеличился МРОТ, от которого тоже зависит размер пособия, - в 2014 году он составляет 5 554 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). Напомним, что сумма любого пособия не может быть меньше МРОТ. В том случае, если стаж будущей мамы менее полугода, пособие по беременности и родам ей будут начислять из расчета один МРОТ за полный календарный месяц.
Кроме того, изменилась предельная сумма заработка, учитываемая при расчете пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком. Соответственно, предельная сумма пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком увеличится.
Отметим, что изменения не столь масштабны, но влияют на размеры пособий, которые учреждения выплачивают за счет ФСС.
Итак, обо всем по порядку.
Чтобы рассчитать пособия, необходимо выполнить следующие действия:
1) сложить доходы, в том числе премии и отпускные, за два года, предшествующих декретному отпуску. Следует помнить, что суммы начисленных больничных, приходящихся на расчетный период, не берутся в расчет среднего заработка для декретных.
Обратите внимание: суммы дохода не должны превышать максимально допустимого предела за определенные годы. В нашем случае - за 2012 и 2013 годы;
2) сложить суммы дохода за определенные года и разделить на 731 календарный день (так как 2012 год был високосным). Уточним, что период времени, приходящийся, например, на больничный, не берется в расчет, то есть вычитается из 731;
3) среднедневной заработок умножить на количество календарных дней листка нетрудоспособности по беременности и родам.
Индексация пособий
В основе расчетов размера пособий лежат базовые суммы, установленные законами. Эти начальные значения ежегодно увеличиваются на коэффициент, который определяется федеральным законом о государственном бюджете РФ на каждый год, в том числе и на 2014.
Статьей 9 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлен размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ*(1), который составляет 1,05.
Наименование вида пособий | Размер пособия с учетом индексации с 01.01.2013 | Размер пособия с учетом индексации с 01.01.2014 |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 13 087,61 руб. | 13 741,99 руб. |
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан: | ||
- на первого ребенка | 2 453,93 руб. | 2 576,63 руб. |
- на второго и последующих детей | 4 907,85 руб. | 5 153,24 руб. |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности | 490,79 руб. | 515,33 руб. |
Обращаем ваше внимание, что коэффициент индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из заработной платы застрахованного лица (40% среднего заработка), не применяется. В случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленного из заработной платы застрахованного лица, не будет достигать проиндексированного с 1 января 2014 года минимального размера указанного пособия, это пособие подлежит перерасчету.
Индексация размера единовременного пособия при рождении ребенка на коэффициент 1,05 применяется только в случае рождения ребенка 1 января 2014 года и позднее.
Изменение размера пособий с 2014 года
Расчетный период теперь по общему правилу - 2012-2013 годы.
Напомним, что в силу ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ*(2) средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два предшествующих наступлению страхового случая календарных года на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
- периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
- период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством, если на нее за этот период страховые взносы в ФСС согласно Закону N 212-ФЗ*(3) не начислялись.
Если женщина не работала до родов, поскольку находилась в отпуске по уходу за первым ребенком до трех лет, то есть фактически "перешла из декрета в декрет", действует правило замены периода. По заявлению застрахованного лица указанные годы должны быть заменены предшествующими календарными годами с большей суммой заработка.
Следует отметить, что сумма годового заработка для расчета пособия не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления взносов в ФСС (ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):
- 624 000 руб. - для 2014 года (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101);
- 568 000 руб. - для 2013 года (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276);
- 512 000 руб. - для 2012 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974);
- 463 000 руб. - для 2011 года (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933);
- 415 000 руб. - для 2010 и предшествующих годов (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Значит, исходя из положений п. 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ максимальный среднедневной заработок для расчета пособий в 2014 году не должен превышать 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.).
Обратите внимание, что новые правила действуют лишь для тех случаев, когда отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком начался в 2014 году.
Пособие по беременности и родам застрахованной женщине выплачивается в размере 100% среднего заработка. В случае если страховой стаж женщины меньше 6 месяцев, пособие рассчитывается в размере, не превышающем полный календарный месяц, исходя из МРОТ.
Максимальный размер пособия по беременности и родам в 2014 году при расчете за 140 календарных дней составит 207 123 руб. (1 479,45 руб. х 140 дн.).
Напомним, что при одноплодной беременности, протекающей с осложнениями, женщине предоставляется 156 дней отпуска, при многоплодной беременности отпуск увеличивается до 194 дней.
При усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев пособие выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка. При одновременном усыновлении двух и более детей данный период увеличивается до 110 дней (ст. 257 ТК РФ).
При этом предельный размер пособия по уходу за ребенком будет составлять 17 990,11 руб. (1 479,45 руб. х 30,4 дн. х 40%).
К сведению. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан в 2013 году составлял 16 241,1 руб.
За неполный календарный месяц ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период ухода за ребенком. Это правило осталось без изменения (ч. 5.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Исходя из МРОТ минимальный размер среднедневного заработка для расчета пособий в 2014 году составляет 182,6 руб. (5 554 руб. х 24 мес. / 730 дн.).
Хотим отметить, что на практике иногда возникает вопрос: может ли женщина, у которой в листке нетрудоспособности на отпуск по беременности и родам указан, к примеру, декабрь 2013 года, уйти в декрет в январе 2014 года в целях получения наибольшей суммы пособия? Да, может, но только если ей позволяет здоровье. В подобном случае пособие ей следует начислить с того дня, когда она фактически уйдет в отпуск по беременности и родам, а до этого ей нужно начислять обычную заработную плату. Данное мнение подтверждено Решением ВС РФ от 14.11.2012 N АКПИ12-1204, где тоже говорится, что в такой ситуации перенесение срока окончания отпуска по беременности и родам законодательством не предусмотрено.
Рассмотрим на примерах расчет назначаемых пособий.
Пример 1
Сотрудница работает в учреждении с октября 2011 года. С 14 апреля 2014 года она уходит в отпуск по беременности и родам на 140 кал. дн. Расчетным периодом будут 2012-2013 годы (731 кал. дн.). В названный период сотрудница находилась на больничном 26 кал. дн., пособие по временной нетрудоспособности было начислено в размере 33 000 руб.
Заработок за 2012 год составил 678 000 руб., а за 2013 год - 712 000 руб.
Отметим, что сумма пособия по временной нетрудоспособности не учитывается, так как на нее не начисляются страховые взносы в ФСС.
Заработок сотрудницы за каждый год расчетного периода превышает установленный лимит, соответственно, для расчета пособия следует исходить из суммы 1 080 000 руб. (512 000 руб. + 568 000 руб.).
Сумма среднедневного заработка для расчета пособия по беременности и родам будет равна 1 531,91 руб. (1 080 000 руб. / (731 кал. дн. - 26 кал. дн.)).
Поскольку полученная сумма превышает верхний предел - 1 479,45 руб., сумма пособия по беременности и родам составит максимальную величину 207 123 руб.
При этом размер пособия по уходу за ребенком будет равен 17 990,11 руб.
Обращаем внимание: если в 2015 году сотрудница, находясь в отпуске по уходу за ребенком, решит выйти на работу, а через какое-то время вновь напишет заявление на этот отпуск, то сумму пособия нужно будет рассчитать заново, так как изменится расчетный период.
Пример 2
Сотрудница ушла в отпуск по уходу за ребенком с 1 ноября 2013 года, расчетный период - 2011-2012 годы (731 кал. дн.). Сумма пособия по уходу за ребенком за полный месяц составила предельную в 2013 году величину 16 241,14 руб. (1 335,62 руб. х 30,4 дн. х 40%), поскольку сумма заработка за 2011 год равна 556 000 руб., а за 2012 год - 678 000 руб.
С 1 апреля 2014 года сотрудница вышла на работу на полный рабочий день (ст. 256 ТК РФ). В июне 2014 года она снова планирует уходить в отпуск по уходу за ребенком. В 2013 году заработок составил 458 530 руб. Как рассчитать в этом случае пособие?
Расчетный период в данной ситуации - 2012-2013 годы. При этом исключаемый период за 2013 год - 61 кал. день.
Сумма дневного заработка составит 1 448,55 руб. ((512 000 руб. + 458 530 руб.) / (731 кал. дн. - 61 кал. дн.)).
Полученная в результате расчетов величина меньше установленного на 2014 год предела в 1 479,45 руб., поэтому новая сумма пособия по уходу за ребенком за полный месяц составит 17 614,37 руб. (1 448,55 руб. х 30,4 дн. х 40%).
Как видим из приведенного примера, ежемесячная сумма пособия по уходу за ребенком увеличилась.
Следует отметить, что организации и учреждения вправе не учитывать предельную величину среднего заработка для расчета пособий и определять их сумму исходя из фактического заработка сотрудницы за расчетный период. Но данная обязанность работодателя должна быть указана в трудовом договоре с работником. При этом ФСС возмещает ту часть пособия, которая рассчитана по установленным правилам и в пределах ограничений, а оставшуюся сумму работодатель выплачивает за счет собственных средств.
Документы, которые необходимо предоставить для получения пособий
Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам работнику необходимо предоставить работодателю (ст. 255 ТК РФ, п. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ):
- заявление о выплате пособия;
Отметим, что дополнительно к пособию по беременности и родам женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), имеют право на единовременное пособие. Для его получения необходимо представить справку из медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности.
Право на получение единовременного пособия при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Для назначения и выплаты пособия работнику необходимо предоставить работодателю (п. 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н):
- заявление о выплате пособия при рождении ребенка;
- справку о рождении ребенка (детей), выданную органами ЗАГС;
- справку с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - если оба родителя работают (служат), а также если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеет один из родителей, другой родственник или опекун, который осуществляет уход за ребенком и находится в отпуске по уходу за ним.
Для назначения и выплаты пособия работодателю необходимо предоставить (п. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ):
- заявление о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- копию свидетельства о рождении ребенка, за которым осуществляется уход;
- копию свидетельства о рождении предыдущего(их) ребенка (детей);
- справку с места работы второго родителя о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие.
После получения документов либо реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, отделение ФСС в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о выплате пособия застрахованному лицу либо уведомляет работодателя об ошибках в расчете.
Виды пособий, на которые могут рассчитывать лица, ограниченные в родительских правах
Федеральным законом от 05.04.2013 N 45-ФЗ были внесены изменения в п. 2 ст. 1 Закона N 81-ФЗ, касающиеся круга лиц, на которых не распространяется действие данного закона. Напомним, что изменения вступили в силу 13 апреля 2013 года. Итак, действие указанного закона не распространяется на граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Другими словами, женщины, ограниченные в родительских правах, могут получить пособие по беременности и родами, единовременное пособие женщине, вставшей на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Лица, ограниченные в родительских правах, не вправе обращаться за ежемесячным пособием по уходу за ребенком, единовременным пособием при рождении ребенка, а также за ежемесячным пособием на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
* * *
В заключение хотим обратить ваше внимание на судебную практику, касающуюся разбираемого нами вопроса.
В Постановлении ФАС ЗСО от 24.12.2013 N А27-5451/2013 суд разъяснил: несмотря на то что положение ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ*(4) предоставляет право выбора застрахованному лицу порядка исчисления пособия по беременности и родам по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), выбранный порядок должен быть единым независимо от количества страхователей, осуществляющих назначение и выплату указанного пособия застрахованному лицу, поскольку имеет место один страховой случай. Иными словами, порядок исчисления пособия как по основному месту работы, так и по работе по совместительству должен быть единым.
В Определении ВАС РФ от 25.02.2014 N ВАС-1259/14, суд, в частности, напомнил, что выплата пособия и принятие расходов не зависит ни от срока, который женщина отработала до наступления страхового случая, ни от срока беременности на дату принятия на работу. Кроме того, ст. 64 ТК РФ прямо запрещает работодателю отказывать в принятии на работу женщине по причине ее беременности.
В. Данилова,
эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"