Между учредителем (министерство) и бюджетным учреждением в 2013 году было подписано соглашение о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в котором конкретно определено направление расходования субсидии "приобретение движимого имущества ОАО "...", выставленного на торги". Бюджетное учреждение по результатам торгов выкупило движимое имущество, то есть израсходовало субсидию на цели, указанные в соглашении.
Соответствуют ли законодательству это соглашение и действия учреждения?
Помимо субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии на иные цели (целевые субсидии) (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из бюджетов субъектов РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В частности, Правила определения объема и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2011 N 390.
Ни БК РФ, ни Правила не содержат закрытый перечень целей, на которые бюджетным учреждениям могут предоставляться целевые субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Соответственно, в соглашении о предоставлении Вашему учреждению субсидии могла быть указана любая цель, не противоречащая требованиями действующего законодательства РФ (смотрите также Комплексные рекомендации, утвержденные письмом Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959). А само решение уполномоченного органа о предоставлении субсидии на иные цели должно было приниматься с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), а также принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), действовавший до 1 января 2014 года, устанавливал единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений, который применялся во всех случаях размещения заказа, кроме размещения заказа на услуги международных финансовых организаций, указанных в перечне, утвержденном Правительством РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ).
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии со ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимались осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, - в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Под нуждами бюджетных учреждений субъектов РФ понимались обеспечиваемые бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (ч. 1 ст. 3 Закона N 94-ФЗ).
Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимался договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения (ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).
Соответственно, установленный Законом N 94-ФЗ порядок размещения заказа должен был применяться во всех случаях, когда речь шла о приобретении бюджетным учреждением товаров, работ, услуг. При этом действующее в 2013 году законодательство не содержало норм, позволяющих включать в соглашение о предоставлении целевой субсидии условия, выполнение которых привело бы к нарушению требований Закона N 94-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Ответ прошел контроль качества
25 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.