Можно ли для оформления розничного магазина (физической точки, а не интернет-магазина) канцелярских, компьютерных товаров и сервисного центра по ремонту компьютеров, который будет называться "Like" (так же, как метод оценки контента пользователей сети "Вконтакте") использовать стиль (дизайн, а не копию) интернет-брэнда "Вконтакте"?
В соответствии с п. 6 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ, если различные средства индивидуализации:
- фирменное наименование (название юридического лица по ЕГРЮЛ),
- товарный знак (зарегистрированный),
- знак обслуживания,
- коммерческое обозначение (это не фирменное наименование и не товарный знак, а только лишь средство индивидуализации предприятия в любом виде, в том числе, в виде логотипа, каких-либо указаний на документах предприятия, в рекламе) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и/или контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном ГК РФ, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Под частичным запретом на использование понимается в отношении:
- фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности;
- в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и/или в определенных видах деятельности.
Таким образом, заимствовать фирменное наименование можно, если у вас другая деятельность.
В соответствии с п. 3 ст. 1474 ГК РФ, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если эти юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
С возможностью заимствовать коммерческое обозначение проблем больше.
Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее (п. 2 ст. 1539 ГК РФ).
Но доказать, что коммерческое обозначение в виде этих слов возникло ранее, очень сложно, поскольку коммерческое обозначение - самое слабозащищенное из средств индивидуализации. Надо в суде для доказательства приоритета появления права на коммерческое обозначение приводить всякие документы, указывающие на то, что право на его использование возникло раньше, нежели у конкурента. В отношении товарного знака - все просто. Надо лишь предоставить свидетельство о регистрации. В то же время коммерческое обозначение может совпадать с товарным знаком. Можно с большой долей уверенности утверждать, что использовать коммерческое обозначение "Вконтакте" (в Интернете или на вывеске "в реале") нецелесообразно.
Товарный знак (знак обслуживания) регистрируется в Роспатенте.
Ограничение защиты товарного знака в том смысле, что можно использовать такой же товарный знак (знак обслуживания) в отношении другого товара (услуги), отсутствует. Поэтому, если зарегистрирован товарный знак ("Вконтакте" - скорее всего, зарегистрирован) относительно любого товара (услуги), использовать его нельзя.
С "Лайк" проблем меньше. Вряд ли "Вконтакте" зарегистрировал его в качестве товарного знака, поскольку, в соответствии со ст. 1483 ГК РФ, его как общеизвестный (англоязычный) термин нельзя зарегистрировать как товарный знак. Кроме того, без всяких проблем вы можете создать юридическое лицо с таким словом в наименовании. Или использовать его в коммерческом обозначении.
А. Фролов
Правовед.RU
6 февраля 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU