Судебные споры по исчислению районного коэффициента и процентной надбавки
Трудовым кодексом и Законом N 4520-1*(1) установлен ряд государственных гарантий и компенсаций, предоставляемых государством в качестве возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат, понесенных гражданами в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Одной из таких гарантий является применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ). В силу того, что в ТК РФ порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате четко не прописан, а судебная практика применения учреждениями данных коэффициентов и надбавок весьма противоречива, ВС РФ составил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях*(2) (далее - Обзор ВС РФ). В статье автор, учитывая информацию, приведенную ВС РФ, обращает внимание читателей на то, с каких выплат и как следует исчислять районные коэффициенты и надбавки.
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают полностью или частично территорию 24 субъектов РФ и представляют собой территории с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера заработной платы и предоставление компенсаций лицам, работающим на указанных территориях.
Принадлежность территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям определяется в соответствии с нормативными актами, принятыми Правительством РФ (ст. 2 Закона N 4520-1). В настоящее время применяется перечень, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 (далее - Перечень N 1029).
В соответствии с ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ).
Эти нормы конкретизированы в ст. 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе N 4520-1.
Однако на федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу ст. 423 ТК РФ к заработной плате работников применяются районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего СССР или органами государственной власти РФ.
Применение районного коэффициента к заработной плате
В настоящее время размеры районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, систематизированы в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995.
Кроме того, в соответствии со ст. 316 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
Таким образом, повышенные районные коэффициенты, применяемые в настоящее время в субъектах РФ, должны быть установлены законами соответствующих субъектов РФ для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ, на основании вышеназванных норм трудового законодательства (Письмо Минтруда РФ от 26.11.2012 N 11-4/660).
Отметим, что если бюджетное учреждение получает финансирование на выплату заработной платы из федерального бюджета, то оно не вправе применить повышенный размер районного коэффициента, который установлен на данной территории органами власти субъекта РФ, при начислении выплат, входящих в систему оплаты труда.
Рассмотрим некоторые примеры, приведенные в Обзоре ВС РФ.
Ситуация. Гражданин обратился в суд с иском к организации (УФМС по ЯНАО) о возложении обязанности произвести выплату суммы районного коэффициента к заработной плате.
В обоснование заявленных требований он указал, что работал в организации в г. Надыме в должности инспектора. С 22.01.2008 по 01.11.2009 ему был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 70%. С ноября 2009 года по 18.10.2010 ему стали начислять районный коэффициент к заработной плате в размере 50%.
Позиция суда. При рассмотрении спора судом было установлено: Законом Ямало-Ненецкого АО N 89-ЗАО*(3) определено, что работникам организаций, финансируемых за счет средств окружного бюджета, расположенных на территории автономного округа в населенных пунктах севернее Полярного круга, установлен единый районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8, южнее - 1,7. Согласно приложению к названному Закону в г. Надыме районный коэффициент установлен в размере 1,7.
На основании Распоряжения администрации Ямало-Ненецкого АО от 18.12.2008 N 614-РА было заключено соглашение от 18.03.2009 N 2, которым определен порядок и условия осуществления дополнительных выплат сотрудникам, государственным служащим и работникам организации, в которой работал истец. В связи с этим истцу был начислен и выплачивался включительно по ноябрь 2009 года дополнительный районный коэффициент.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что финансирование организации, в которой работал гражданин, осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, поэтому к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,5, установленный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18*(4). При этом суд указал, что Закон Ямало-Ненецкого АО N 89-ЗАО не подлежит применению в отношении лиц, проживающих в автономном округе и являющихся работниками организаций, финансируемых из средств федерального бюджета.
Таким образом, исходя из того, что действующее законодательство (ст. 316 ТК РФ) ставит применение районного коэффициента в зависимость от того, из каких источников финансируются работодатели, вывод суда о применении к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, районного коэффициента, установленного федеральными органами государственной власти бывшего СССР, является правильным.
Далее хотим обратить внимание читателей на другие, более ранние, судебные споры по поводу применения районных коэффициентов.
В соответствии с пп. "б" п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 15/30*(5) районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения организации, в штате которой состоит работник.
В ТК РФ не раскрывается содержание понятия "место работы". Поэтому в теории трудового права под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях исходя из ст. 57 ТК РФ место работы уточняется применительно к этому структурному подразделению.
В то же время согласно положениям ст. 315, 316, 317 ТК РФ при расчете заработной платы должен применяться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные к заработной плате в районе или местности по месту выполнения работы.
Руководствуясь названными нормами, суды приходят к выводу, что независимо от места нахождения организации оплата труда работников ее обособленного структурного подразделения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В качестве примера приведем Определение ВС РФ от 06.05.2011 N 78-В11-16, в котором высшая судебная инстанция указала, что районные коэффициенты и процентные надбавки применяются к выплатам лиц, работающих непосредственно в месте нахождения организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые фактически осуществляют трудовую функцию по трудовому договору в местностях, где применяются районные коэффициенты.
Например, если организация-работодатель расположена в Москве, а работник выполняет трудовую функцию в обособленном структурном подразделении, расположенном в районе Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата труда работника должна производиться с учетом районного коэффициента. Аналогичные разъяснения были приведены в письмах Роструда от 29.06.2011 N 1891-6-1, Минфина РФ от 13.11.2010 N 03-03-07/39.
В то же время, если работник направлен в командировку в район Крайнего Севера, а основное место работы не относится к таким районам, обязанности начисления районного коэффициента нет. Данный вывод основан на нормах, изложенных в п. 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера*(6) и ст. 166 ТК РФ, в соответствии с которой в командировке работник выполняет служебное поручение работодателя, а не трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором.
Применение процентной надбавки к заработной плате
Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Помимо сотрудников, постоянно работающих в северных районах, право на получение процентной надбавки имеют сотрудники, работающие на Крайнем Севере вахтовым методом (ст. 302 ТК РФ).
Для рассмотрения спорных ситуаций по начислению процентной надбавки обратимся к Обзору ВС РФ.
Ситуация 1. Гражданка А. обратилась в суд с иском к организации о взыскании невыплаченного районного коэффициента и процентной надбавки. В своем исковом заявлении она указала, что работала по трудовому договору в отделе организации, местом нахождения которой является территория, не относящаяся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Однако свои трудовые обязанности она исполняла в г. Петрозаводске Республики Карелия, отнесенном Постановлением Правительства РФ от 25.02.1994 N 155 к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Общение с работодателем происходило дистанционно через Интернет. Заработная плата ей выплачивалась в размере должностного оклада без учета районного коэффициента 15% и без учета процентной надбавки к заработной плате в размере 50%. Кроме того, ей не предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 16 календарных дней, установленный ст. 115 ТК РФ и ст. 14 Закона N 4520-1. Отпускные также рассчитывались без учета районного коэффициента и северных надбавок.
Позиция суда. Суд, установив, что истец по трудовому договору осуществляла трудовую функцию в местности, где к заработной плате применяются районный коэффициент и процентная надбавка, вынес решение об их применении к заработной плате. Суд указал, что отсутствие в трудовом договоре условий о применении районного коэффициента и процентной надбавки (в нарушение требований действующего законодательства) не лишает работника права требовать выплаты заработной платы, установленной законодательством.
Ситуация 2. Гражданка В. обратилась за судебной защитой, указав в исковом заявлении, что ей в настоящее время не начисляется процентная надбавка к заработной плате. В заявлении она указала, что работала ранее в данной организации (с 05.08.2011) и получала процентную надбавку за стаж работы в районе Крайнего Севера в размере 80%.
31.08.2011 она была уволена по истечении срока трудового договора, а 16.04.2012 вновь принята на работу в ту же организацию, но процентная надбавка ей была установлена в размере 60%.
Позиция суда. Рассматривая спор, суд указал, что п. 22 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера за работниками предприятий, организаций и учреждений, уволившимися с прежней работы (за исключением увольнения за виновные действия), сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате за работу, если перерыв в работе не превышает сроков, установленных действующим законодательством. Судебной инстанцией установлено, что перерыв между периодами работы у истицы - 7 месяцев и 16 дней (со дня увольнения 31.08.2011 до дня принятия на работу 16.04.2012).
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012*(7) трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе начиная с 01.06.1993.
Аналогичные нормы содержатся в п. 2 Разъяснений о порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия*(8).
Таким образом, суд вынес решение о применении к заработной плате процентной надбавки в размере 80%. В то же время, как полагают суды, при разрешении споров, касающихся начисления процентных надбавок, основания прекращения трудовых отношений не имеют значения для исчисления трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки.
Не менее интересным является спор, который приведен в Обзоре ВС РФ, касающийся уменьшения размера процентной надбавки лицу, уволенному из организации за прогулы.
Ситуация 3. Гражданка Р. обратилась с иском к организации о взыскании с нее невыплаченной суммы процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера. В заявлении она указала, что в соответствии со ст. 317 ТК РФ имеет право на получение 100% указанной надбавки, тогда как ей выплачивали с 08.10.2006 всего лишь 30%.
Позиция суда. При разрешении спора суд установил, что гражданка ранее работала в другой организации, из которой была уволена за прогулы. В связи с этим новый работодатель, руководствуясь пп. "в" п. 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и предписанием пп. "в" п. 2 Разъяснений о порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, начал заново исчислять стаж, дающий право на получение процентной надбавки. Напомним, что данные нормы указывают, что непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, не сохраняется при поступлении на работу без уважительных причин.
Суд, руководствуясь позицией ВС РФ, изложенной в Решении от 07.06.2006 N ГКПИ06-526, отметил следующее. Процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни ТК РФ, ни Закон N 4520-1 не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Приведенные нормы, которыми пользовался работодатель при начислении процентной надбавки, подменяют закрепленное в законе понятие "стаж работы" понятием "непрерывный стаж работы", что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником за прогул.
По сути, имеет место установление в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, дополнительной, не предусмотренной законом, ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях.
Вследствие применения такой ответственности работник при оплате труда ставится в неравные условия с другими работниками, имеющими равный с ним стаж работы в таких же условиях, что не соответствует требованиям ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.
* * *
В заключение отметим, что расчет заработной платы - одна из самых трудоемких операций, поскольку нужно учитывать нормы не только трудового законодательства, но и многих других правоустанавливающих документов. В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата работников включает три составляющие: должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. При установлении окладов, тарифных ставок следует учитывать, что месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ. Как отмечено в Обзоре ВС РФ и в Определении ВС РФ от 17.05.2013 N 73-КГ13-1, положения ТК РФ допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее МРОТ при условии, что их полная заработная плата за месяц будет не ниже данной величины. Однако районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться к заработной плате сверх установленного МРОТ. В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом ст. 148 ТК РФ определено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
*(2) Утвержден Президиумом ВС РФ 26.02.2014.
*(3) Закон Ямало-Ненецкого АО от 16.12.2004 N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
*(4) Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
*(5) Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 N 15/30 "О порядке применения условий оплаты труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 N 620, к отдельным категориям работников".
*(6) Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.
*(7) Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера".
*(8) Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"