В силу п. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Это новая норма, и в Ленинградской области уплата таких взносов начнется с июня 2014 года.
При этом в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Распространяется ли эта льгота (скидка) на оплату взноса на капитальный ремонт?
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены:
1) плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плата за коммунальные услуги.
Статья 159 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления субсидий гражданам, в число которых включены и собственники жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом частью 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ установлено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи*(1).
Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Из анализа во взаимосвязи названных норм Жилищного кодекса РФ следует, что если уплата установленного взноса на капитальный ремонт приведет к превышению максимально допустимой доли расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то у этого гражданина возникнет право на получение субсидии.
Кроме того, частью 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В этой связи отметим, что если названными актами прямо предусмотрено предоставление компенсации на оплату жилых помещений их собственникам, то с учетом приведенных выше положений ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ в общей сумме компенсации должны учитываться расходы на оплату взносов на капитальный ремонт.
К примеру, согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Из содержания приведенной нормы видно, что собственникам жилых помещений скидка предоставляется лишь на оплату коммунальных услуг. Таким образом, инвалидам и семьям, имеющим инвалидов, компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт не предусмотрена.
В то же время в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними члены их семей освобождены от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) в домах независимо от вида жилищного фонда. Следовательно, указанные категории граждан могут рассчитывать на освобождение от оплаты жилого помещения, в том числе и от уплаты взносов на капитальный ремонт, либо на получение соответствующей компенсации в случае оплаты ими расходов на жилое помещение.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном ст. 159 Жилищного кодекса РФ. В связи с этим получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг может привести к утрате права на получение соответствующей субсидии.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
4 апреля 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статьей 3 Закона Ленинградской области от 30.06.2006 N 45-оз "О региональных стандартах в жилищно-коммунальной сфере Ленинградской области" региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим областным законом, и нормативов потребления коммунальных услуг, установлен в размере 22%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.