В собственности физического лица находится земельный участок, категория которого - земли сельскохозяйственного назначения, а разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Существуют ли ограничения по строительству на указанном земельном участке? Можно ли построить жилой дом на данном земельном участке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеет права построить на этом участке жилой дом.
Обоснование вывода:
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, исходя из принципа приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) конкретное использование земельных участков происходит в разрешительном порядке. Иными словами, возможность возведения жилого дома на земельном участке должна быть предусмотрена целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Виды использования земель сельскохозяйственного назначения перечислены в п. 1 ст. 78 ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности.
Пункт 2 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ) позволяет использовать предоставленные для ведения фермерского хозяйства земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
При этом в состав имущества фермерского хозяйства (т.е. в состав имущества, необходимого для осуществления фермерским хозяйством его деятельности) включены земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (п. 2 ст. 257 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона о КФХ).
Соответственно, закон допускает включение в состав имущества фермерского хозяйства нехозяйственных построек. Однако такие постройки должны быть связаны с производственной деятельностью фермерского хозяйства. Поэтому жилые дома в состав имущества фермерского хозяйства не входят (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 г. N 04АП-6255/13).
На этом основании мы полагаем, что в настоящее время возведение жилого дома на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для ведения фермерского хозяйства, невозможно, поскольку ни ЗК РФ, ни Закон о КФХ не предусматривают обратное.
Косвенно наше мнение находит подтверждение в определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. N 1586-O: суд указал, что разрешение вопроса о включении в перечень имущества фермерского хозяйства жилого дома, предназначенного для проживания фермера (что необходимо для его постройки на предоставленном для ведения фермерского хозяйства участке), не входит в полномочия Конституционного Суда РФ.
Обращаем Ваше внимание на то, что закон (ст. 8 ЗК РФ) предусматривает возможность перевода земельного участка из одной категории в другую (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 28 февраля 2013 г. по делу N 33-342).
К сведению:
15 февраля 2012 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона N 21184-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий установление возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Государственной Думы РФ (http://www.duma.gov.ru, смотрите раздел "Поиск по законопроектам"), в настоящее время законопроект рассматривается в первом чтении; 10 февраля 2014 г. было принято решение разослать повторно законопроект для подготовки замечаний и предложений; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; назначить комитет-соисполнитель.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
3 апреля 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.