У ИП новая обязанность - проведение специальной оценки условий труда
В этом году аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда. О том, что это за процедура, когда и как ее следует проводить индивидуальным предпринимателям, а также чем она отличается от аттестации рабочих мест, читайте в статье.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ), которым вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. В чем же отличие новой процедуры от старой? До вступления в силу Закона N 426-ФЗ законодательство предусматривало три отдельные процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда.
Первая - аттестация рабочих мест. Эта процедура проводилась на основании статьи 209 ТК РФ и приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций.
Второй процедурой была специальная оценка условий труда, необходимость проведения которой была установлена статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Проводилась она в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
И наконец, третья процедура - государственная экспертиза условий труда, осуществляемая в соответствии со статьей 216.1 ТК РФ в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Что касается вновь введенной специальной оценки условий труда, то она является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. То есть новая процедура объединила и унифицировала три предыдущие.
Таким образом, теперь работодатели будут проводить исследование рабочего места работников один раз, а результаты этого исследования будут использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.
Кто и когда должен проводить специальную оценку условий труда
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Аналогичная обязанность установлена статьей 212 ТК РФ.
Получается, что индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, проводить спецоценку условий труда не обязаны. Ведь в данном случае они не являются работодателями.
Помимо этого, пунктом 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ определены категории сотрудников, в отношении которых специальная оценка условий труда не проводится. К ним относятся:
- надомники;
- дистанционные работники;
- работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП. Каких-либо других исключений Закон N 426-ФЗ не устанавливает.
Что касается срока проведения специальной оценки условий труда, то он установлен пунктом 4 статьи 8 Закона N 426-ФЗ.
Так, спецоценка должна проводиться на рабочем месте не реже чем один раз в пять лет. Однако в статье 17 Закона N 426-ФЗ приведен перечень оснований, при наступлении которых следует провести внеплановую специальную оценку условий труда. К ним относятся:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение предписания государственного инспектора труда;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- несчастный случай на производстве (за исключением произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений профсоюза о проведении внеплановой спецоценки.
При наступлении одного или нескольких из указанных случаев внеплановую проверку предпринимателю следует провести в течение шести месяцев.
Далее поговорим непосредственно о самой процедуре специальной оценки условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н*(1). Согласно Закону N 426-ФЗ и указанной методике всю процедуру проведения специальной оценки условий труда можно разделить на несколько этапов:
- подготовка к проведению специальной оценки;
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
- исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности;
- оформление результатов специальной оценки условий труда.
На подготовительном этапе ИП следует привлечь стороннюю организацию, заключив с ней гражданско-правовой договор. При этом такая организация должна соответствовать определенным требованиям (см. врезку).
Организации, специализирующиеся на проведении специальной оценки условий труда, должны значиться в специальном реестре.
К сведению: на момент написания статьи указанного специального реестра утверждено не было. Однако статьей 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым до 2018 года проводить спецоценку могут организации, ранее занимавшиеся аттестацией рабочих мест.
Следующим шагом подготовительного этапа является создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также утверждение графика проведения спецоценки.
В статье 9 Закона N 426-ФЗ определено, что число членов такой комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включается лично предприниматель. Он и будет ее возглавлять. Также в состав комиссии могут быть включены:
- специалист по охране труда;
- представитель организации или специалист, привлекаемые ИП для осуществления функций службы охраны труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Созданная комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. В целях Закона N 426-ФЗ аналогичными признаются рабочие места, которые одновременно отвечают критериям:
- расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 426-ФЗ при выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка условий труда проводится в отношении 20% таких рабочих мест (но не менее двух) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Таким образом, коммерсанту удастся сэкономить.
После завершения подготовительного этапа начинается идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Ее осуществляет эксперт привлеченной организации.
При проведении идентификации экспертом изучаются техническая и технологическая документация на оборудование, характеристика рабочего процесса, должностные инструкции работников, проекты строительства и реконструкции производственных зданий (сооружений), производственных помещений, характеристики применяемых в работе материалов и сырья, деклараций о соответствии или сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям. Кроме того, исследуются результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований и измерений вредных и опасных факторов.
Примечание. Требования к фирмам, проводящим спецоценку
Организация, проводящая спецоценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
- в уставных документах указан такой вид деятельности, как проведение специальной оценки условий труда;
- в организации по трудовому договору работают не менее пяти экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта с высшим образованием по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- у организации имеется испытательная лаборатория (центр), аккредитованная на проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Об этом - статья 19 Закона N 426-ФЗ.
Для выявления на рабочем месте вредных или опасных факторов, их источников привлеченный эксперт также может проводить осмотр рабочего места, ознакомиться с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы. Также допускаются опросы работников или их непосредственных руководителей. Обнаруженные на рабочем месте факторы сопоставляются с классификатором*(2). И в случае их совпадения с наименованиями вредных и (или) опасных факторов признаются идентифицированными и подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодатель подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Такая декларация действительна в течение пяти лет (ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Стоит заметить, что если в период действия этой декларации с работником, занятым на рабочем месте, по которому составлена декларация, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается. В данном случае проводится внеплановая специальная оценка условий труда. С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев или профзаболеваний, то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.
Третьим этапом специальной оценки условий труда являются исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, выявленных на предыдущем этапе.
Все установленные вредные или опасные производственные факторы исследуются и измеряются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей спецоценку условий труда. Результаты измерений оформляются протоколами. После проведения испытаний и измерений устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно статье 14 Закона N 426-ФЗ по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:
- оптимальные (1-й класс);
- допустимые (2-й класс);
- вредные (3-й класс);
- опасные (4-й класс).
При оптимальных условиях труда на работника ИП либо не воздействуют вредные и опасные производственные факторы вообще, либо их воздействие не превышает установленные нормативы.
В допустимых условиях труда работник подвергается воздействию вредных или опасных факторов в пределах установленных нормативов. Состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня.
При вредных условиях труда уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышает установленные нормативы, а 3-й класс условий труда делится еще на подклассы:
- 3.1 - после воздействия вредных и опасных факторов состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном перерыве в работе. Увеличивается риск повреждения здоровья;
- 3.2 - уровни воздействия опасных факторов способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности);
- 3.3 - уровни воздействия опасных факторов способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности);
- 3.4 - уровни воздействия опасных и вредных факторов способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).
Опасными являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные факторы, способные создать угрозу жизни работника. Последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Стоит заметить, что класс (подкласс) условий труда может быть снижен. Сделать это может комиссия на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку условий труда, например, в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию.
Оформление результатов спецоценки
По результатам проведения специальной оценки условий труда организация, проводившая спецоценку, составляет отчет.
Форма и инструкция по заполнению отчета утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Составленный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Если какой-либо член комиссии не согласен с результатами проведения спецоценки, он имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету. Предприниматель-работодатель обязан ознакомить своих работников с результатами оценки условий труда под роспись. Сделать это следует не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Заметим, что в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
В заключение добавим. Тем коммерсантам-работодателям, которые в прошлом году провели аттестацию рабочих мест, не обязательно срочно проводить специальную оценку условий труда. Ведь результаты аттестации действительны в течение пяти лет с момента ее проведения.
Е. Ромашкина,
эксперт журнала "Бухгалтерия ИП"
"Бухгалтерия ИП", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На момент написания статьи приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н находился на регистрации в Минюсте России.
*(2) Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов утвержден приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия ИП"
"Бухгалтерия ИП" - единственный журнал для индивидуального предпринимателя и его бухгалтера. Обеспечивает бесплатную правовую поддержку посредством нормативно-правовых документов, сервисов, шаблонов, консультаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-33405 от 09.10.2008 г.