Современные виды инфокоммуникационной деятельности и их влияние на специфику организации управленческого учета
В статье структурированы виды деятельности предприятий инфокоммуникационной сферы экономики для цели бухгалтерского управленческого учета, рассмотрены внутренняя структура деятельности телекоммуникационных компаний, исследовано состояние рынка инфокоммуникационных услуг и их нормативно-правовое регулирование, выявлены основные тенденции развития инфокоммуникационной индустрии в России, выделены организационно-технические особенности процесса оказания услуг связи, влияющие на организацию управленческого учета.
Развитие деятельности предприятий инфокоммуникационной индустрии, обусловленное процессами конвергенции телекоммуникационных и информационных технологий, требует структурирования их деятельности, приобретающего особую актуальность в условиях многообразия действующих современных нормативно-правовых документов, регулирующих развитие данной сферы экономики в России. Трансформация традиционных услуг связи в новые свойства инфокоммуникационных услуг приводит к изменению бизнес-процессов в телекоммуникационных компаниях, оказывающих в свою очередь существенное влияние на ведение управленческого учета в компаниях.
Инфокоммуникационная деятельность основана на применении телекоммуникационных и информационных технологий, развитие которых осуществлялось ранее отдельно и независимо друг от друга. Телекоммуникационные технологии включают методы и способы передачи информации (данные, голос, видео) на расстояние по линиям связи различных видов, а информационные технологии - методы и способы накопления, обработки, хранения и обеспечения целостности информации [1, с. 6].
Телекоммуникационная инфраструктура представлена сетями и линиями связи, оборудованием сетей (системы передачи и коммутации), терминалами и оконечными устройствами.
Информационную инфраструктуру составляет совокупность баз данных, средств обработки информации, взаимодействующих сетей связи и терминалов пользователя.
Развитие телекоммуникационной и информационной деятельности до сих пор рассматривается отдельно в российских статистических сборниках. В то же время переход от индустриального к информационному обществу, интеграция телекоммуникационных и информационных технологий и систем привели к расширению видов деятельности в области связи, радиовещания, телевидения и использования современных информационных технологий, называемых в настоящее время инфокоммуникационной сферой экономики. Это отмечается, в частности, в работах таких ученых России и ближнего зарубежья, как В.А. Вайпана [3], П.П. Воробиенко [1], С.Р. Гладких [3], К.А. Забродской [2], Р.С. Ибрагимова [3], Т.А. Кузовковой [4, 5], Л.А. Никитюк [1], Л.Д. Реймана (см. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук "Формирование и развитие рынка инфокоммуникационных услуг". Санкт-Петербург, 2004 г.).
Анализ публикаций современных отечественных ученых и содержания Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) позволил структурировать содержание инфокоммуникационной деятельности по трем основным направлениям (рис. 1).
/------------------------------------------------------\
| Виды инфокоммуникационной деятельности |
\------------------------------------------------------/
/--------------------------------+-----------------------------\
/--------------------------\ /-------------------------\ /-----------------------\
/-| В области связи |---| В области информационных|---| В области массовых |-\
| | | /-| технологий | | коммуникаций | |
| \--------------------------/ | \-------------------------/ \-----------------------/ |
| /-----------------------\ | /---------------------\ /--------------------\ |
|---|Почтовая и курьерская| | |Разработка програм-| |Издательская дея-|---|
| |деятельность | |----|много обеспечения и| |тельность | |
| \-----------------------/ | |сервисов | \--------------------/ |
| /-----------------------\ | \---------------------/ /--------------------\ |
\---|Телекоммуникационная | | /---------------------\ |Полиграфическая дея-|---|
|деятельность | |----|Предоставление IT-ус-| |тельность | |
\-----------------------/ | |луг | \--------------------/ |
| \---------------------/ /--------------------\ |
| /---------------------\ |Деятельность в об-| |
| |Разработка програм-| |ласти радиовещания и|---|
\----|мно-аппаратных комп-| |телевидения | |
|лексов | \--------------------/ |
\---------------------/ /--------------------\ |
|Деятельность инфор-|---/
|мационных агентств|
\--------------------/
Рис. 1. Структура различных видов деятельности предприятий инфокоммуникационной индустрии России
Первое направление включает деятельность в области связи, которую можно подразделить на почтовую, курьерскую и телекоммуникационную деятельность, что соответствует общей логике ОКВЭД.
Почтовая и курьерская деятельность включают в себя деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, в том числе и почтовых переводов денежных средств. Телекоммуникационная деятельность представляет собой деятельность по приему, передаче и доставке информации.
Второе направление охватывает деятельность в области информационных технологий, которая связана с разработкой программного обеспечения и сервисов на его основе, предоставлением услуг по проектированию, внедрению, тестированию информационных систем и разработке программно-аппаратных комплексов.
Третье направление - это деятельность в области массовых коммуникаций, включающая издательскую и полиграфическую деятельность, а также деятельность в области радиовещания и телевидения.
Среди выделенных направлений деятельности наиболее динамично развивается телекоммуникационная деятельность, имеющая, кроме того, также социальную значимость для регионов и страны в целом, поэтому нами детально рассмотрена внутренняя структура этой деятельности, которая представлена в схематичной форме на рис. 2.
/----------------------------------------------------\
| Телекоммуникационная деятельность в Российской |
| Федерации |
\----------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------------------------------------\
/-----------------------\ /------------------------\ /--------------------\ /---------------------\
| В области телефонной | |В области документальной| | В области передачи | |Предоставление прочих|
| связи | | связи | | (трансляции) и | | услуг связи |
\-----------------------/ \------------------------/ | распределения | \---------------------/
/-------------------\ | /--------------------\ | |программ телевидения| | /-----------------\
| Международной |-| | Телеграфной связи |-| | и звукового | |-| Техническое |
\-------------------/ | \--------------------/ | | радиовещания | | | обслуживание |
/-------------------\ | /--------------------\ | \--------------------/ | | сетей связи |
| Междугородной |-| | Факсимильной связи |-| | \-----------------/
\-------------------/ | \--------------------/ | | /-----------------\
/-------------------\ | /--------------------\ | |-|Сдача в аренду |
| Внутризоновой |-| | Телефакс |-| | |каналов связи |
\-------------------/ | \--------------------/ | | \-----------------/
/-------------------\ | /--------------------\ | | /-----------------\
| Местной |-| | Бюрофакс и др. |-/ | | Контроль за |
\-------------------/ | \--------------------/ |-| системами и |
/-------------------\ | | |средствами связи |
| Радиосвязи |-| | \-----------------/
\-------------------/ | | /-----------------\
/-------------------\ | | | Обеспечение |
| Сотовой связи |-| \-| регулирования |
\-------------------/ | | использования |
/-------------------\ | |радиочастот и др.|
|Транкинговой связи |-| \-----------------/
\-------------------/ |
/-------------------\ |
| Персонального |-|
| радиовызова | |
\-------------------/ |
/-------------------\ |
| Спутниковой связи |-|
\-------------------/ |
/-------------------\ |
| Космической связи |-/
\-------------------/
Рис. 2. Структура деятельности телекоммуникационных компаний
Телекоммуникационная деятельность сгруппирована по четырем направлениям: предоставление услуг телефонной связи; предоставление услуг документальной связи; передача (трансляция) и распределение программ телевидения и звукового радиовещания; предоставление прочих услуг связи.
Деятельность в области телефонной связи включает международную, междугороднюю, внутризоновую и местную (городскую, сельскую) связь, а также предоставление подвижной радиосвязи, в том числе спутниковой, сотовой, транкинговой связи, персонального радиовызова.
К деятельности в области документальной электросвязи отнесены: деятельность в области телеграфной связи и телематических служб, а также факсимильные службы, службы обработки сообщений и электронной почты, службы телеконференций, информационной службы, включая справочные службы и службы доступа к информационным ресурсам, службы голосовой связи, службы передачи речевой информации с использованием пакетной коммуникации; деятельность в области передачи данных и обмена информацией между персональными компьютерами, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и места для размещения информации в них.
Деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения и звукового радиовещания связана с передачей и распределением программ телевидения и радиовещания через системы электросвязи (кабельные, радиорелейные, спутниковые линии связи и др.).
Прочая деятельность в области телекоммуникаций включает: техническое обслуживание сетей электросвязи; сдачу в аренду каналов связи; контроль за системами и средствами связи, а также радиоэлектронными средствами, высокочастотными устройствами различных пользователей и производственно-технологическими сетями связи; регулирование использования радиочастот центрального и децентрального назначения и радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского применения.
Нормативно-правовое регулирование телекоммуникационной деятельности обеспечивается документами разных уровней регулирования.
К документам самого высокого уровня регулирования можно отнести Конституцию РФ, а также федеральные законы и кодексы законов.
В соответствии с Конституцией РФ регулирование телекоммуникационных услуг на территории Российской Федерации отнесено к компетенции федеральных органов*(1).
Система федерального законодательства в сфере телекоммуникаций и информаций включает:
- Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"*(2);
- Гражданский кодекс РФ, ч. 4, введенная Федеральным законом от 18.12.2006 N 230-ФЗ*(3);
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"*(4);
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"*(5);
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"*(6), регулирующий отношения в сфере поиска, получения, производства и распространения массовой информации;
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"*(7), устанавливающий правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации и порядок ее регулирования, включая правоотношения между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи.
Реализацию государственной политики в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации.
Документы данного ведомства характеризуют второй уровень регулирования. В частности, данным ведомством разработаны методические рекомендации по ведению ведущими операторами связи раздельного учета доходов и расходов, где рассматриваются последовательность ведения учета в разрезе видов деятельности, частей сети и услуг связи, а также образцы форм для ведения такого учета*(8).
Следующий уровень регулирования включает различные корпоративные документы. Так, например, в открытом акционерном обществе (ОАО) "Ростелеком" в целях обеспечения прозрачных и понятных для акционеров механизмов управления компанией и соблюдения высоких этических норм при ведении бизнеса действуют Кодекс корпоративного управления и Этический кодекс. Данные документы закрепляют признанные во всем мире высокие стандарты корпоративных практик, а также регулируют такие вопросы, как: конфликт интересов; запрет на использование служебного положения и инсайдерской информации; порядок подготовки и раскрытия информации о результатах деятельности. Кроме того, в компании действует ряд корпоративных положений: об операциях с ценными бумагами; об информационной политике; о дивидендной политике; о политике управления рисками; положение о комитете по стратегии совета директоров и др.*(9).
К документам четвертого уровня относятся локальные документы, разрабатываемые самостоятельно в телекоммуникационных компаниях. К основным документам данного уровня можно отнести: положение по учетной политике для целей бухгалтерского учета (финансового, управленческого, налогового); организационно-производственную структуру организации; регламенты бизнес-процессов; график документооборота; рабочий план счетов; формы внутренней отчетности и другие документы экономического субъекта.
Уровень развития инфокоммуникационной сферы до начала 1990-х гг. в России можно характеризовать как очень низкий, что объясняется существовавшей государственной монополией, исключавшей наличие конкуренции. Результатом процесса демонополизации, начавшейся в середине 1990-х гг., является функционирование на российском рынке многочисленных телекоммуникационных компаний и наличие серьезной конкуренции, особенно в сфере предоставления подвижной и документальной электросвязи, радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи.
В настоящее время основную долю российского рынка связи занимают операторы "большой четверки": ОАО "Ростелеком", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" ("МТС"), ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") и ОАО "МегаФон", предоставляющие полный спектр основных услуг связи и формирующие более 80% доходов рынка*(10). В частности, ОАО "Ростелеком" является универсальным оператором связи национального масштаба и обладает крупнейшей в России сетью связи, доступом к последней миле и кабельному колодцу, а также сильными позициями в государственном секторе*(11).
По итогам рейтинга, ежегодно проводимого Институтом экономических стратегий Российской академии наук, наиболее "стратегичными" телекоммуникационными компаниями по результатам 2012 г. признаны: ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "МегаФон", ОАО "ВымпелКом", ОАО "Ростелеком", ООО "Гарс Телеком - Управление телекоммуникациями", Федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", группа компаний "Tele2 Россия", Закрытое акционерное общество "Компания ТрансТелеКом"*(12).
Сегодня рынок инфокоммуникационных услуг все более приближается к олигополии, так как телекоммуникационные компании вынуждены не только конкурировать, но и договариваться между собой в рамках различных государственных проектов*(13). Это связано с тем, что совместное использование инфраструктуры позволяет внедрить новые технологии и снизить тарифы на услуги связи.
Анализ публикаций отечественных экономистов, освещающих проблемы инфокоммуникационной деятельности, позволил выделить основные тенденции ее развития в современной России:
- более высокие темпы развития данного вида экономической деятельности по сравнению с другими сферами экономики;
- повышение спроса на увеличение объемов передаваемой информации, скорости и качества ее переработки;
- постоянное техническое совершенствование и замена специального оборудования и устройств, внедрение новых технологий;
- интеграция телекоммуникационных и информационных технологий и сетей в процессе оказания услуг связи;
- расширение участников рынка услуг связи и посредников - контент-провайдеров, сервис-провайдеров и системных интеграторов;
- переход от оказания единичных услуг к сервисному обслуживанию и предоставлению пакета услуг связи;
- развитие процессов слияния и поглощения телекоммуникационных компаний;
- наличие конкуренции, связанной с быстрой изменчивостью и многообразием услуг связи, появлением новых их видов и изменением предпочтений потребителей услуг.
Дальнейшее развитие указанных тенденций предъявляет повышенные требования к формированию достоверной, полной и релевантной информации о результатах деятельности телекоммуникационных компаний, отражаемой в системе бухгалтерского управленческого учета.
Осуществление телекоммуникационной деятельности существенно отличается от деятельности сферы материального производства, поэтому нами систематизированы основные особенности данного вида экономического вида деятельности (рис. 3).
/-------------------------------------\
| Особенности телекоммуникационной |
| деятельности |
\-------------------------------------/
/----------------------------------------\ /------------------------------------\
| Характерные черты услуг связи | | Особенности функционирования |
| | | телекоммуникационных компаний |
\----------------------------------------/ \------------------------------------/
| |
| /-----------------------------------\ /--------------------------------\ |
|--|Отсутствие вещественной формы, на-|---------------|Незначительная доля материальных| |
| |личие виртуальной среды | |затрат в структуре себестоимости|-|
| \-----------------------------------/ |услуг связи | |
| /-----------------------------------\ \--------------------------------/ |
| |Непрерывность процесса, неотдели-|-------------\ /--------------------------------\ |
|--|мость во времени производства и|-----------\ \-|Высокая степень автоматизации|-|
| |потребления услуг |---------\ | |работ | |
| \-----------------------------------/ | | \--------------------------------/ |
| /-----------------------------------\ | | /--------------------------------\ |
|--|Распределение единого процесса на|--------\| \---|Высокие требования к качеству|-|
| |две сферы - производство и сервис | || |услуг | |
| \-----------------------------------/ || \--------------------------------/ |
| /-----------------------------------\ || /--------------------------------\ |
|--|Массовый характер потребления услуг|-------\|\-----|Высокие требования к функциони-|-|
| \-----------------------------------/ || |рованию средств связи | |
| /-----------------------------------\ || \--------------------------------/ |
|--|Предъявление единых требований к|------\|| /--------------------------------\ |
| |технологии передачи информации | ||\------|Наличие посредников при предос-| |
| \-----------------------------------/ || |тавлении услуг связи - контент-|-|
| /-----------------------------------\ || |провайдеров и системных инте-| |
|--|Оказание услуг как базовыми, так и|-----\|| |граторов | |
| |альтернативными операторами связи | ||| \--------------------------------/ |
| \-----------------------------------/ ||| /--------------------------------\ |
| /-----------------------------------\ ||\-------|Наличие сетевой структуры |-|
|--|Короткий жизненный цикл услуг связи|----\|| \--------------------------------/ |
| \-----------------------------------/ ||| /--------------------------------\ |
| /-----------------------------------\ ||\--------|Необходимость лицензирования|-|
|--|Появление новых видов услуг связи и|---\|| |деятельности и сертификации| |
| |форм их предоставления | ||| |средств связи | |
| \-----------------------------------/ ||| \--------------------------------/ |
| /-----------------------------------\ ||| /--------------------------------\ |
|--|Переход от единичных услуг к сер-|--\||\---------|Присутствие жесткой конкуренции|-|
| |висному обслуживанию (пакету услуг)| ||| |на рынке услуг связи | |
| \-----------------------------------/ ||| \--------------------------------/ |
| /-----------------------------------\ ||| /--------------------------------\ |
\--|Социальная значимость телекоммуни-|-\||\----------|Необходимость наличия высокотех-| |
|кационной деятельности | ||| |нологической базы, своевременно-| |
\-----------------------------------/ ||\-----------|го обновления производства в|-|
|| |соответствии с научно-техничес-| |
|| |ким прогрессом | |
|| \--------------------------------/ |
|| /--------------------------------\ |
|\------------|Переход к использованию единой| |
| |платформы оказания услуг связи|-|
| |и информационных услуг | |
| \--------------------------------/ |
| /--------------------------------\ |
| |Регулирование деятельности ком-| |
\-------------|паний на федеральном и региона-|-/
|льном уровнях |
\--------------------------------/
Рис. 3. Особенности деятельности телекоммуникационных компаний в рыночной экономике России
Первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, не имеющего вещественной формы и предопределяющего соответствующую структуру себестоимости услуг связи, где отсутствуют затраты на сырье и материалы, использование которых имеет вспомогательный характер.
Материалы и запасные части используются в основном для поддержания в нормальном техническом состоянии оборудования и средств связи, а также на ремонтных и эксплуатационных работах.
Вторая особенность обусловлена неотделимостью во времени процесса потребления услуг связи от процесса их производства, а также непрерывностью предоставления услуг связи. Это предъявляет высокие требования к качеству услуг (точности, срочности, надежности, неизменности), а также к функционированию средств связи. Данная особенность характерна для телефонной связи, но не распространяется на такие услуги, как интерактивные игры, создание домашних страниц, интернет-шоппинг, универсальную почту, электронную литературу.
Третья особенность связана с процессами конвергенции телекоммуникаций и информационных технологий, которые привели к разделению единого процесса производства и потребления услуг связи на две сферы деятельности - производство и сервис. При этом производственная деятельность обеспечивает процессы обработки, накопления, распределения, коммутации и передачи информации, а сервисная деятельность предназначена для обслуживания клиентов, приема и доставки услуг пользователям.
Четвертая особенность (массовый характер потребления услуг связи) требует наличия разветвленной и надежной сети связи. Поэтому телекоммуникационные компании и их структурные подразделения функционируют практически во всех городах и крупных населенных пунктах, размещение которых увязывается с административно-территориальным делением страны.
Пятая особенность заключается в возможности взаимодействия в процессе предоставления услуг связи нескольких телекоммуникационных компаний. При этом содержание передаваемой информации не должно подвергаться искажению, что обусловливает необходимость единых требований к технологии ее передачи и к правилам технической эксплуатации средств связи, в качестве которых могут быть выделены:
- мультисервисность - независимость технологий предоставления услуг от транспортных технологий;
- широкополосность - возможность гибкого и динамического изменения скорости передачи информации в широком диапазоне в зависимости от текущих потребностей пользователя;
- мультимедийность - способность сети передавать многокомпонентную информацию (речь, видео-, аудиозаписи) с необходимой синхронизацией этих компонент в реальном времени и использованием сложных конфигураций соединений;
- интеллектуальность - возможность управления услугой, вызовом и соединением со стороны пользователя или поставщика услуг;
- инвариантность доступа - возможность организации доступа к услугам независимо от используемой технологии;
- многооператорность - возможность участия нескольких операторов в процессе предоставления услуги и разделение их ответственности в соответствии с их областью деятельности [3, с. 9].
Шестая особенность обусловлена наличием в России не только крупных традиционных, но и альтернативных операторов связи, конкурирующих друг с другом за привлечение потребителей услуг связи.
Седьмая особенность связана с динамичными темпами развития технологии передачи данных и с появлением новых видов предоставляемых услуг.
Следующая особенность характеризуется переходом от оказания единичных услуг к сервисному обслуживанию пакета услуг на основе универсальной платформы их формирования.
Последняя особенность обусловлена не только коммерческим характером телекоммуникационной деятельности, но и ее социальной значимостью, что требует регулирования этой деятельности на уровне государства.
Выделенные особенности телекоммуникационной деятельности являются объективной основой специфики ведения бухгалтерского управленческого учета, они систематизированы нами и представлены в таблице.
Влияние особенностей деятельности на специфику организации управленческого учета в телекоммуникационных компаниях
Особенности телекоммуникационной деятельности | Влияние на процесс формирования информации бухгалтерского управленческого учета |
1. Незначительная доля материальных затрат в структуре себестоимости услуг связи | 1. Отсутствие незавершенного производства. 2. Преобладание в структуре себестоимости расходов на заработную плату и амортизацию |
2. Высокие требования к качеству услуг связи | 1. Необходимость отражения затрат на качество услуг связи и обслуживание абонентов. 2. Преобладание в себестоимости услуг косвенных расходов |
3. Высокие требования к функционированию средств связи | 1. Целесообразность сбора информации о нагрузке на оборудование связи (по часам, дням, месяцам и сезонам года). 2. Учет простоев в часы спада нагрузки. 3. Учет резервного оборудования связи |
4. Высокая степень автоматизации работ | Организация расчетов в биллинговой системе |
5. Наличие посредников при предоставлении услуг связи - контент-провайдеров и системных интеграторов | Необходимость выделения бизнес-процессов по передаче информации с учетом затрат и результатов всех компаний, участвующих в процессе предоставления услуг связи |
6. Наличие сетевой структуры | 1. Введение системы взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами за сетевые ресурсы с отражением расходов на оплату услуг присоединения и услуг по пропуску трафика. 2. Перераспределение доходов между несколькими операторами, участвующими в одном производственном процессе |
7. Лицензирование деятельности и сертификация средств связи | Отражение в учете расходов на лицензирование видов деятельности, сертификацию средств связи |
8. Присутствие жесткой конкуренции на рынке услуг связи | 1. Осуществление расходов на инновации и капитальные вложения. 2. Необходимость ведения управленческого учета по бизнес-процессам |
9. Необходимость наличия высокотехнологической базы, своевременного обновления производства в соответствии с научно-техническим прогрессом | Корректное определение ожидаемого срока полезного использования оборудования и средств связи |
10. Переход к использованию единой платформы оказания услуг связи и информационных услуг | 1. Учет пакета комплексных услуг связи. 2. Корректное распределение затрат по отдельным видам услуг связи |
11. Регулирование деятельности предприятий связи на федеральном и региональном уровнях | 1. Соблюдение законодательства в области связи. 2. Ведение раздельного учета доходов и расходов отдельными группами российских операторов связи |
В частности, совпадение во времени процесса производства и потребления услуг связи определяет отсутствие незавершенного производства в телекоммуникационных компаниях. Высокая трудоемкость и фондоемкость услуг связи обусловливают преобладание в структуре себестоимости расходов на заработную плату и амортизацию основных средств. Предъявление высоких требований к качеству услуг требует соответствующего учета обеспечения качества этих услуг.
Качество оказываемых телекоммуникационных услуг зависит от качества: применяемых средств связи (типа используемого оборудования); организации сетей связи (схемы построения сетей связи и системы коммутации); технологических процессов (использования сетей и средств связи); труда (квалификации персонала); эксплуатации средств связи и управления.
Качественные критерии услуг связи можно условно подразделить на две группы: функциональные и потребительские. В составе функциональных свойств услуг можно выделить доступность, достоверность, бесперебойность, своевременность, конфиденциальность, в составе потребительских - культуру обслуживания потребителя, время обслуживания потребителя, режим работы компании и др.
Указанные особенности влияют на преобладание в целом доли косвенных затрат в себестоимости услуг телекоммуникационных компаний.
Неотделимость процесса производства и потребления услуг связи является объективной основой неравномерности нагрузки работы оборудования (в течение суток, дней недели, месяца, года), что обусловлено ритмом деловой и личной жизни людей.
Поэтому для повышения качества обслуживания потребителей в периоды максимальной нагрузки компании вынуждены создавать дополнительные производственные мощности и рабочие места, которые могут использоваться частично или простаивать при спаде нагрузки.
Биллинговые системы в телекоммуникационных компаниях - это современные виды оборудования для учета и тарификации предоставляемых услуг связи, позволяющие получить практически любую информацию о соединениях абонентов. Появление новых участников рынка при предоставлении услуг связи, в частности сервисной сферы обслуживания, приводит к необходимости выделения и обоснования новых бизнес-процессов по передаче информации с учетом затрат и результатов всех служб компании, содержание которых рассмотрено авторами в специальной статье [8].
Необходимость перераспределения доходов вызвана прежде всего наличием сетевых услуг, в предоставлении которых участвуют несколько телекоммуникационных компаний. Механизм перераспределения доходов от реализации услуг связи между организациями, непосредственно участвующими в предоставлении конкретных услуг, зависит от условий заключенных договоров между операторами связи.
Единые требования к технологии передачи информации предопределяют отражение расходов на лицензирование, а также сертификацию средств и оборудования связи.
Одной из современных тенденций функционирования и развития сферы связи является, как подчеркивалось выше, усиливающаяся конкуренция на рынке телекоммуникационных услуг.
Одним из путей, способствующих укреплению финансового положения компании на рынке связи в этих условиях, является ведение учета по бизнес-процессам, организация которого подробно изложена нами в других публикациях [6, 7].
Переход к использованию единой платформы оказания услуг связи и информационных услуг приводит к необходимости учета не только отдельных услуг связи, но и их пакетов. Новые сети, в частности IP-сети, могут использоваться для передачи информационных потоков различной природы: голосового трафика, данных цифрового видео, что позволяет сократить издержки телекоммуникационной компании на их передачу. Поэтому возникает потребность в учете сложных услуг, например FMC (Fixed Mobile Convergence), в которой используются ресурсы мобильной и фиксированной сетей, а также комплексных пакетов услуг (например, услуга TriplePlay - комплексная услуга получения пользователем доступа к Интернету, кабельному телевидению и телефонии).
Внедрение пакетных технологий в телекоммуникационных компаниях невозможно без корректного распределения затрат по отдельным видам услуг связи, что является одной из задач управленческого учета.
Одной из особенностей функционирования операторов телекоммуникаций является государственное регулирование в части учета доходов и расходов по услугам, тарифы на которые установлены на законодательном уровне. В настоящее время Федеральная служба по тарифам раз в год устанавливает предельные уровни тарифов на услуги местной, внутризоновой и междугородной связи для операторов, включенных в реестр естественных монополий.
Всех операторов связи в России можно условно разделить на две категории: первым согласно рекомендациям Минкомсвязи России необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, вторым вести данный учет необязательно. К первой категории относятся операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи, компании, являющиеся субъектами естественных монополий в области связи, и операторы, занимающиеся оказанием универсальных услуг. Вторую категорию операторов составляют все другие операторы связи, которые могут не вести раздельного учета доходов и расходов, а руководствоваться федеральными нормативными актами в области бухгалтерского учета.
Таким образом, вышеизложенные особенности телекоммуникационной деятельности обусловливают необходимость управленческого учета по бизнес-процессам, направленного на своевременное получение управленческой информации для принятий эффективных решений в условиях жесткой конкуренции телекоммуникационных компаний.
Список литературы
1. Воробиенко П.П. Инфокоммуникации: термины и определения / П.П. Воробиенко, Л.А. Никитюк // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2011. N 6/2. С. 4-6.
2. Забродская К.А. Инфокоммуникационные услуги: сущность, особенности, классификация / К.А. Забродская // Вестник связи. 2013. N 5. С. 27-31.
3. Ибрагимов Р.С., Вайпан В.А., Гладких С.Р. Перспективы правового регулирования отношений в сфере инфокоммуникационных услуг // Право и экономика. 2010. N 3. С. 4-12.
4. Кузовкова Т.А. Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций / Т.А. Кузовкова, Н.Е. Зоря // T-Comm. Телекоммуникации и Транспорт. 2012. N 12. С. 43-45.
5. Кузовкова Т.А. Экономические аспекты конвергентного развития инфокоммуникаций / Т.А. Кузовкова // Электросвязь. 2009. N 2. С. 6-19.
6. Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Классификация затрат телекоммуникационных компаний по бизнес-процессам // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. N 8. С. 233-240.
7. Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Организация бюджетирования по бизнес-процессам в управленческом учете телекоммуникационных компаний // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 41. С. 10-20.
8. Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Содержание и структура бизнес-процессов телекоммуникационных компаний как объектов управленческого учета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. N 13. С. 369-375.
З.С. Туякова,
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой бухгалтерского учета,
анализа и аудита,
Оренбургский государственный университет
Т.В. Черемушникова,
аспирантка кафедры бухгалтерского учета,
анализа и аудита,
Оренбургский государственный университет
"Международный бухгалтерский учет", N 11, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конституция Российской Федерации (ст. 7) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
*(2) О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (в ред. от 28.12.2013).
*(3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 23.07.2013).
*(4) Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 28.12.2013).
*(5) Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (в ред. от 08.11.2007).
*(6) О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (в ред. от 02.07.2013).
*(7) О почтовой связи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).
*(8) Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи: приказ Мининформсвязи России от 21.03.2006 N 33 (в ред. от 25.01.2007).
*(9) Годовой отчет ОАО "Ростелеком" по итогам 2012 г. URL: http://www.rostelecom.ru/ir/disclosure/annual_reports.php.
*(10) Годовой отчет ОАО "Ростелеком" по итогам 2012 г URL: http://www.rostelecom.ru/ir/disclosure/annual_reports.php.
*(11) Годовой отчет ОАО "Ростелеком" по итогам 2012 г. URL: http://www.rostelecom.ru/ir/disclosure/annual_reports.php.
*(12) Официальный сайт Института экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук. URL: http://www.inesnet.ru/magazine/mag_archive/free/2012_09/ES2012_09_Yulia_L eonova_Larisa_Polkovnikova.html.
*(13) Российский рынок связи и телекоммуникаций: итоги 2012 года и прогнозы на будущее. URL: http://www.iksmedia.ru/news/4679836.html.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.