Как в 2014 году в бюджетном учете органа государственной власти (органа местного самоуправления) будут отражаться бухгалтерские записи по получению государственным (муниципальным) служащим подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, его сдача, оценка стоимости, а также реализация (выкуп)?
Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 утверждено Типовое положение о порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее - Типовое положение).
Напомним, что обязанность о передаче чиновниками в собственность государства (муниципалитета) подарков, полученных во время проведения протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий установлена законами, регулирующими прохождение государственной (Федеральный закон N 79-ФЗ*(1)) и муниципальной службы (Федеральный закон N 25-ФЗ*(2)).
Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, иные работники, обязаны уведомлять орган (иную организацию), в которых они проходят службу (осуществляют трудовую деятельность) обо всех случаях получения подарка в установленном порядке, в срок не позднее трех рабочих дней со дня его получения.
Примечание. Подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, независимо от его стоимости, подлежит передаче на хранение ответственному лицу уполномоченной организации, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи.
Напомним, что в соответствии с п. 335 Инструкции N 157н*(3) подарки, переданные служащими по акту приема-передачи своему работодателю, учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение".
Определение стоимости подарка проводится на основе (п. 10 Типового положения):
- рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка;
- цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости комиссии или коллегиального органа.
Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает 3 000 руб.
Пример 1
Государственному служащему при проведении официального мероприятия был вручен подарок, стоимость которого по документам составила 2 750 руб. Подарок передан в государственный орган власти (по месту прохождения службы).
В связи с тем, что стоимость подарка не превышает 3 000 руб., подарок возвращается сдавшему его лицу. В бюджетном учете будут сформированы следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поставлен подарок на забалансовый учет | 2 750 | ||
Выбыл подарок с забалансового учета в связи с передачей сотруднику | 2 750 |
На основании п. 11 Типового положения подарок, стоимость которого превышает 3 000 руб., включается в установленном порядке в реестр имущества соответствующего публично-правового образования.
В течение двух месяцев служащий может направить на имя своего работодателя заявление о желании выкупить данный подарок. В течение трех месяцев со дня поступления такого заявления проводится оценка стоимости подарка, предназначенного для реализации (выкупа), о результатах которой уведомляется заявитель, после чего в течение месяца он выкупает подарок по установленной стоимости или отказывается от выкупа в соответствии с п. 13 Типового положения.
Оценка стоимости подарка для реализации (выкупа) осуществляется в соответствии с Законом об оценочной деятельности*(4) (п. 16 Типового положения).
Полагаем, что передачу права собственности на подарок в случае его выкупа служащим следует рассматривать как отражение в бухгалтерском учете операций по реализации нефинансовых активов, так как данное имущество является собственностью соответствующего публично-правового образования согласно п. 11 Типового положения. Например, доходы от реализации подарка, который относится к объектам основных средств, будут начисляться следующим образом (абз. 11 п. 78, абз. 2 п. 91 Инструкции N 162н*(5)):
Дебет счета 1 205 71 560 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами"
Кредит счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Примечание. На основании п. 18 Типового положения средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
Выкуп государственным (муниципальным) служащим подарка относится к операциям по реализации, следовательно, является объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Налогооблагаемая база определяется как рыночная стоимость подарка без учета НДС.
В статье 249 НК РФ указано, что доходом от реализации признается полученная выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права. Налоговая ставка устанавливается в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Подарок, в отношение которого не поступило заявление или от выкупа которого отказались, может использоваться для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа власти (иной организации). Для этого необходимо заключение комиссии или коллегиального органа о целесообразности его применения.
В таком случае с забалансового счета 02 его следует перевести на балансовый учет и учитывать по установленной стоимости на соответствующем счете по учету нефинансовых активов. Например, в составе основных средств (абз. 5 п. 7, абз. 2 п. 120 Инструкции N 162н):
Дебет счета 1 101 хх 310 "Увеличение стоимости основных средств"
Кредит счета 1 401 10 180 "Прочие доходы"
В ситуации, когда подарок не выкуплен, а его использование в деятельности учреждения признано нецелесообразным, руководитель принимает решение о его реализации посредством проведения торгов в установленном законодательством РФ порядке (п. 15 Типового положения). Отражение операций по реализации имущества аналогично вышеприведенному (см. пример 2).
Пример 2
Государственному служащему при проведении официального мероприятия был вручен подарок (его стоимость по документам составила 5 000 руб.), который передан в государственный орган власти. Впоследствии служащий написал заявление о желании выкупить этот подарок. Учреждением была проведена оценка стоимости подарка с привлечением эксперта, услуги которого составили 1 000 руб. Подарок оценен в 6 000 руб. (суммы условные).
В бюджетном учете в соответствии с положениями Инструкции N 162н будут сформированы следующие бухгалтерские записи по принятию подарка на хранение, переоценку его стоимости и дальнейший выкуп государственным служащим:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поставлен подарок на забалансовый учет | 5 000 | ||
Отражены расходы на оценку подарка экспертом | 1 401 10 172 | 1 302 26 730 | 1000 |
Произведена оплата расходов на оценку | 1 302 26 830 | 1 304 05 226 | 1000 |
Начислены доходы от реализации подарка (6 000 + (6 000 х 18%)) | 1 205 71 560 | 1 401 10 172 | 6 915 |
Начислен НДС (6 000 х 18%) | 1 401 10 172 | 1 303 04 730 | 915 |
Перечислен НДС в бюджет* | 1 303 04 830 | 1 304 05 290 | 915 |
Начислен налог на прибыль (6 915 - 1 000 - 915) х 20% | 1 401 10 172 | 1 303 03 730 | 1000 |
Перечислен налог на прибыль в бюджет* | 1 303 03 830 | 1 304 05 290 | 1000 |
Поступили на лицевой счет администратора доходов бюджета доходы от выкупа подарка** | 1 210 02 410 | 1 205 71 660 | 6 915 |
Списан подарок с забалансового учета в связи с выкупом | 5 000 | ||
* Для уплаты указанных налогов получателю бюджетных средств выделяются бюджетные ассигнования по коду 290 "Прочие расходы" КОСГУ. ** Предположим, что учреждение является администратором доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ), соответственно, на его лицевой счет поступают указанные средства от выкупа подарка. |
В случае если подарок не выкуплен и не реализован, руководитель принимает одно из следующих решений:
о безвозмездной передаче подарка на баланс благотворительной организации;
об уничтожении подарка в соответствии с законодательством РФ.
В таком случае выбытие подарка с забалансового счета 02 осуществляется на основании соответствующего акта (о приеме-передаче или списании).
Обращаем ваше внимание, что правила, установленные Типовым положением, применяются в отношении любых подарков, за исключением:
- канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей;
- цветов;
- ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).
Т.П. Кочнова,
заместитель главного бухгалтера Минобрнауки РФ
1 марта 2014 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
*(3) Инструкция о применении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"