Имеет ли право государственное бюджетное учреждение передать в аренду помещение некоммерческому образовательному учреждению дополнительного профессионального образования, осуществляющему свою деятельность на возмездной основе, без проведения торгов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственное бюджетное учреждение вправе передать в аренду образовательному учреждению дополнительного профессионального образования, государственному, муниципальному или частному, осуществляющему свою деятельность на возмездной основе, нежилые помещения любой площади без проведения аукциона или конкурса.
Обоснование вывода:
Правовой статус бюджетного учреждения определен Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение является по определению некоммерческой организацией (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Имущество (независимо от источников его поступления) принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления (ст.ст. 120, 296 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ).
Под понятием "распоряжение" принято понимать возможность посредством совершения каких-либо действий изменять принадлежность, состояние и назначение имущества. В частности, одним из способов распоряжения имуществом учреждения может быть передача такого имущества в аренду (временное владение и пользование) (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Следовательно, бюджетное учреждение может передавать недвижимое имущество в аренду при наличии соответствующего разрешения собственника.
При этом в соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, в том числе закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными и казенными учреждениями, осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, исчерпывающим образом перечисленных в данном Законе.
Таким образом, предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование без проведения торгов возможно только в случаях, прямо предусмотренных Законом N 135-ФЗ.
Одним из таких случаев, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, является предоставление имущества медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Для понимания данной нормы необходимо учитывать следующее.
Во-первых, согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях Закона N 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено данным законом. А согласно п. 18 ст. 2 Закона N 273-ФЗ образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 1, 4-7 ст. 22 Закона N 273-ФЗ). При этом в силу ч. 7 ст. 4 Закона N 273-ФЗ действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации. И поскольку п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ не содержит оговорок о форме собственности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, он распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность, любых форм собственности - государственной, муниципальной и частной. Отметим, что аналогичные по смыслу разъяснения были даны в п. 3 разъяснений ФАС России от 02.06.2010 "По применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в период действия Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" и редакции п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, существовавшей до 1 сентября 2013 года. Тем не менее, поскольку изменения, внесенные в связи с принятием Закона N 273-ФЗ, только расширяют круг организаций, которые могут подпадать под действие указанной нормы, от учреждений до некоммерческих организаций вообще, не затрагивая вопроса о форме собственности (сравните приведенные выше нормы и п. 5 ст. 1, ст. 12 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании"), мы полагаем, что данные разъяснения остаются актуальными.
Во-вторых, из ч.ч. 1, 6 ст. 10 Закона N 273-ФЗ следует, что дополнительно профессиональное образование является подвидом дополнительного образования, которое, в свою очередь, является видом образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (ч. 3 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).
При этом Закон N 273-ФЗ не ставит вопрос о признании организации организацией дополнительного профессионального образования в зависимости от того, осуществляется ли ее деятельность на возмездной или безвозмездной основе. В свою очередь, ни п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, ни какая-либо иная норма этого Закона не указывает, что этот пункт не относится к организациям, осуществляющим деятельность в области дополнительного профессионального образования, на возмездной основе.
Также закон не увязывает возможность применения п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ с площадью передаваемых помещений.
Таким образом, нежилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и закрепленные на праве оперативного управления за бюджетным учреждением, любой площади могут быть переданы учреждению дополнительно профессионального образования, государственному, муниципальному или частному, осуществляющему свою деятельность на возмездной основе, во владение и (или) пользование по договору аренды (безвозмездного пользования и т.п.) без проведения торгов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
31 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.