Комментарий к письму Минфина России от 24 февраля 2014 г. N 03-11-11/7618
Опубликованное письмо Минфина России посвящено тем налогоплательщикам УСН, которые применяют объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В нем разъяснен порядок учета затрат по оплате услуг компаний, совершающих периодические медицинские осмотры работников, при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением данного спецрежима.
Учет в составе материальных расходов
Специалисты финансового ведомства обратили внимание в комментируемом документе на следующее. Названные выше налогоплательщики УСН могут уменьшить полученные доходы на сумму произведенных материальных затрат. Их состав определяется в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса РФ (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Подпунктом 6 пункта 1 этой статьи предусмотрено, что в состав материальных расходов включаются услуги сторонних фирм по контролю за соблюдением установленных технологических процессов.
Организация медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и фирм отнесена к производственному контролю. Основание - пункты 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1/3.2.1379-03", которые введены в действие постановлением Главного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 129.
Перечень работ, при выполнении которых требуется периодическое медицинское обследование работников организаций, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Согласно выводам Минфина России в опубликованном письме, если выполняемые, например, у индивидуального предпринимателя работы включены в упомянутый Перечень, такой налогоплательщик УСН вправе учитывать в расходах стоимость услуг по проведению периодических медосмотров работников.
Пример
Индивидуальный предприниматель А.А. Алексеева производит консервированные мясные продукты и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Издержки по оплате услуг компаний, совершающих периодические медицинские осмотры работников, А.А. Алексеева учитывает при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ по следующим основаниям.
Работники организаций, в том числе пищевой промышленности, должны проходить периодические медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Причем медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя (абзацы 2 и 7 статьи 213 ТК РФ).
К работам, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), относятся работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации. В их число входят работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта. Основание - пункт 14 Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
О том, что затраты на обязательный медосмотр работников отдельных профессий, производств и организаций можно признать в составе материальных расходов на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ финансовое ведомство сообщало и ранее. Следует также иметь в виду, суммы среднего заработка, сохраняемые за работниками во время медосмотра, учитываются в составе расходов на оплату труда в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 и пунктом 6 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
А.А. Соловьев,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 7, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.