Учет расходов на стирку постельного белья и медицинских халатов
Требования к стирке и обработке белья заложены в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10), утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 18.05.2010 N 58. Стирка белья может осуществляться сторонней организацией, предоставляющей данный вид услуг, или подразделением, входящим в состав медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. В статье рассмотрим вопросы учета расходов, связанных с данной операцией.
Соблюдение бельевого режима регламентировано Методическими указаниями 3.5.736-99 "3.5. Дезинфектология. Технология обработки белья в медицинских учреждениях", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999 (далее - МУ 3.5.736-99). Данный документ содержит требования к организации такого режима и обработке текстильных изделий в медицинском учреждении.
Напомним, что в соответствии с п. 3.1-3.4 МУ 3.5.736-99 бельевым режимом отделения предусматривается смена белья больным не реже одного раза в семь дней. Загрязненное выделениями больного белье подлежит смене незамедлительно.
В родильных отделениях смена постельного белья производится каждые три дня, рубашек и полотенец - ежедневно, подкладных пеленок для родильниц в первые три дня - четыре раза, в последующем - два раза в сутки. Используемые для кормления пеленки меняют перед каждым кормлением. При уходе за новорожденными используется только стерильное белье.
В хирургических отделениях смена постельного и нательного белья осуществляется накануне операции, в дальнейшем - по мере загрязнения, но не реже одного раза в семь дней. В реанимационных отделениях белье меняется ежедневно и по мере загрязнения.
Примечание. Бельевой режим - это сбор, хранение, транспортировка, дезинфекционная обработка, стирка, сушка, глажение, ремонт, утилизация текстильных изделий.
В лечебно-диагностических кабинетах белье используется строго индивидуально для каждого пациента.
Пунктом 3.5 МУ 3.5.736-99 предусмотрено, что спецодежда персонала родильных отделений, отделений реанимации и интенсивной терапии, оперблоков, процедурных и перевязочных кабинетов, ЦСО, инфекционных больниц (отделений) меняется ежедневно и по мере загрязнения. Спецодежда персонала других отделений меняется один раз в три дня, а также по мере загрязнения.
Обратите внимание! Стирка спецодежды медицинского персонала в домашних условиях не допускается.
Непосредственную ответственность за соблюдение бельевого режима в отделении несут старшие медицинские сестры.
Как уже было отмечено, исполнять требования бельевого режима медицинская организация может посредством привлечения сторонней организации или собственными силами в прачечных учреждения. Рассмотрим вопросы, которые возникают в процессе осуществления данных расходов.
Стирка и обработка белья в прачечной ЛПУ
Если стирка и обработка белья и специальной одежды осуществляются силами учреждения, оно сталкивается со следующими видами затрат:
- расходы на приобретение моющих и дезинфицирующих веществ;
- затраты на приобретение стиральных, сушильно-гладильных машин.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы на приобретение моющих и дезинфицирующих веществ для стирки и обработки белья относятся на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", а затраты на приобретение соответствующего оборудования отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В процессе приобретения стиральных, сушильно-гладильных машин на практике возникает вопрос: по какому коду ОКОФ *(1) их следует учитывать?
Согласно ОКОФ стиральные, сушильно-гладильные машины для прачечных учитываются по общему коду 14 2926060 (в частности, стиральным машинам с загрузкой до 25 кг присваивается код 14 2926634, а сушильно-гладильным машинам производительностью до 25 кг/ч - код 14 2926651). Таким образом, в целях бухгалтерского учета их следует включать в состав учетной группы "Машины и оборудование".
В свою очередь, в целях начисления амортизации машины, учитываемые по этому коду, относятся к 5-й амортизационной группе с максимальным сроком полезного использования 10 лет (п. 44 Инструкции N 157н*(2)).
Стиральный порошок, дезинфицирующие средства, тара (мешки, контейнеры) для сбора и транспортировки белья учитываются в составе материальных запасов.
В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н тканевые мешки необходимо учитывать на счете 105 05 "Мягкий инвентарь", а контейнеры - на счете 105 06 "Прочие материальные запасы". В случае если тара (мешки и контейнеры) принадлежит сторонней организации - прачечной, она также учитывается на счете 105 06 как возвратная или обменная тара.
Пример 1
Больница, являющаяся бюджетным учреждением, за счет средств от приносящей доход деятельности для собственной прачечной приобрела:
- стиральную машину стоимостью 185 000 руб., которая не относится к особо ценному движимому имуществу;
- стиральный порошок в количестве 20 упаковок по 10 кг по цене 500 руб. на общую сумму 10 000 руб.
Стиральный порошок поступил на склад, в прачечную была выдана одна упаковка.
Согласно учетной политике учреждение относит затраты по содержанию прачечной на общехозяйственные расходы. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.
В учете учреждения были произведены следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оплачена поставщику стоимость стиральной машины | 2 302 31 830 | 2 201 11 610 | 185 000 |
Поступила в учреждение стиральная машина | 2 106 31 310 | 2 302 31 730 | 185 000 |
Введена в эксплуатацию стиральная машина | 2 101 34 310 | 2106 31 310 | 185 000 |
Начислена амортизация (ежемесячно)* | 2 109 80 271 | 2 104 34 410 | 1 541,67 |
Оплачена поставщику стоимость стирального порошка | 2 302 34 830 | 2 201 11 610 | 10 000 |
Поступил на склад стиральный порошок | 2 105 36 340 | 2 302 34 830 | 10 000 |
Выдана одна упаковка стирального порошка | 2 109 80 272 | 2 105 36 440 | 500 |
* Годовая сумма амортизационных отчислений составит 18 500 руб. (185 000 руб. х (100% / 10 лет) / 100%). В свою очередь, месячная сумма амортизационных отчислений - 1 541,67 руб. (18 500 руб. / 12 мес.). |
Когда речь идет о расходах на стирку белья, также неизбежно возникает вопрос: существуют ли нормативы расхода моющих и дезинфицирующих средств? В силу п. 6.2 МУ 3.5.736-99 норма расхода моющих, отбеливающих, антистатических, крахмалящих средств зависит от используемых детергентов, жесткости воды, условий стирки (программы) и регламентируется производителем.
Что касается дезинфицирующих средств, то согласно п. 6.3 данного документа дезинфицирующие хлоросодержащие средства используются из расчета 1 г активного хлора на 1 кг белья, дезинфицирующие средства на основе перекиси водорода - из расчета 4 мл 30%-й перекиси водорода на 1 кг белья.
Таким образом, при выдаче стирального порошка следует руководствоваться нормами, которые регламентированы производителем моющего средства. В случае если медицинское учреждение закупает стиральный порошок у одного производителя, следуя его рекомендациям, оно может утвердить норму своим локальным актом или приказом.
Отметим, что отсутствие нормы рассматривается при проверках контрольных органов как нарушение. В качестве примера приведем Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.11.2013 N 1136 "О результатах проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы", в котором отмечено, что в ходе проверки сохранности, учета и обоснованности расходования моющих и дезинфицирующих средств было выявлено следующее. Стирка белья производилась в прачечной учреждения, при этом в учреждении отсутствовали утвержденные руководителем нормы веса белья, принимаемого в стирку из отделений, нормы расхода моющих средств на 1 кг белья. Списание моющих средств осуществлялось ежемесячно по разным нормам расхода моющих средств на стирку 1 кг белья. В результате учреждение произвело необоснованное списание стирального порошка в количестве 728,5 кг на сумму 26,72 тыс. руб.
Примечание. Списание моющих и дезинфицирующих средств осуществляется на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Главному врачу учреждения здравоохранения г. Москвы было предписано принять меры по устранению и предупреждению нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных проверкой, и возмещению необоснованно израсходованных средств. Таким образом, во избежание нарушений рекомендуем утвердить норму по списанию стирального порошка приказом по учреждению, руководствуясь рекомендациями производителя.
Стирка белья силами сторонней организации
Как уже отмечалось выше, стирка и обработка белья могут осуществляться силами сторонней организации. В связи с этим возникает вопрос: следует ли бюджетному медицинскому учреждению при заключении договоров с прачечными применять Закон о контрактной системе*(3)?
Согласно ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставляемых им из бюджетов бюджетной системы РФ, в соответствии с требованиями данного закона. Учреждения вправе не использовать положения Закона о контрактной системе при размещении заказов:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке *(4), субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) за счет средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Для того чтобы при размещении заказов не использовать Закон о контрактной системе (в перечисленных случаях), учреждениям необходимо:
- разработать положение о закупках в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ*(5);
- разместить указанное положение до начала года в единой информационной системе;
- руководствоваться этим положением в течение всего года в отношении организации закупок за счет вышеперечисленных средств.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.
Таким образом, если стирка белья осуществляется сторонней организацией за счет субсидий либо средств ОМС, заказ на ее услуги размещается в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В случае если расходы на оплату стирки производятся за счет средств от приносящей доход деятельности и при наличии действующего в учреждении положения о закупках, заказ размещается в соответствии с данным положением и нормами Федерального закона N 223-ФЗ.
Согласно Указаниям N 65н расходы на оплату стирки белья сторонней организацией (прачечной) относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", а транспортные расходы на доставку белья до непосредственного места его стирки и обработки - на подстатью 222 "Транспортные расходы" КОСГУ.
Пример 2
Медицинская организация, являющаяся бюджетным учреждением, заключила со сторонней организацией годовой договор на стирку и обработку белья. В марте 2014 года ЛПУ был предъявлен счет на сумму 6 000 руб. (без НДС). Дополнительно были оплачены транспортные расходы на доставку белья - 1 500 руб. Оплата услуг производится за счет средств ОМС.
Согласно учетной политике учреждение относит затраты на оплату услуг прачечной к прямым расходам. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК.
В бухгалтерском учете организации данная операция будет отражена следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы на услуги прачечной | 7 109 60 225* | 7 302 25 730 | 6 000 |
Отражены расходы по транспортировке белья до прачечной и обратно | 7 109 60 222 | 7 302 22 730 | 1 500 |
Произведена оплата услуг прачечной | 7 302 25 830 | 7 201 11 610 | 6 000 |
Произведена оплата транспортных услуг | 7 302 22 830 | 7 201 11 610 | 1 500 |
* При переходе на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи через систему ОМС, по мнению Минфина, возможно формирование медицинскими учреждениями стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) в рамках ОМС на счете 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" с ведением подробной аналитики. |
Следует ли распределять расходы между разными источниками?
Согласно Инструкции N 157н организация и ведение бухгалтерского учета в учреждениях осуществляются раздельно по видам деятельности (видам финансового обеспечения), перечисленным в п. 21 данного документа.
Следовательно, затраты на стирку необходимо делить между источниками финансирования (например, 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 7 - средства ОМС).
Напомним, что операции по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг учитываются на счете 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (п. 134 Инструкции N 157н).
Расходы учреждения при оказании услуг делятся на прямые и накладные. В случае если в учреждении оказываются услуги только одного вида, все затраты, непосредственно связанные с ними, относятся к прямым расходам. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость услуг.
Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от оказания услуг, иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).
Выбор способа калькулирования себестоимости единицы услуги и базы для распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или учредителем и отражается в учетной политике медицинского учреждения.
Таким образом, затраты на стирку необходимо делить не только между источниками финансирования, но и между видами услуг.
Как разъяснили чиновники ФФОМС и Минфина в письмах от 23.01.2013 N 347/50-2/и, от 27.12.2012 N 12-07-12/8282, положениями Инструкции N 157н предусмотрено, что в рамках формирования учетной политики государственным (муниципальным) учреждением утверждаются рабочий план счетов субъекта учета, требования к структуре аналитического учета, а также порядок формирования раздельного учета по видам расходов на счетах отражения финансового результата текущего финансового года. С учетом изложенного требования об обособленном учете операций со средствами ОМС корреспондируют с положениями Инструкции N 157н.
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(4) Постановление Правительства РФ от 23.04.2013 N 367 "Об утверждении Правил получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями".
*(5) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"