"Не бойтесь отдать ответственность "вниз" - в команды" (интервью с К. Климовым, гидом, коучем, тренером и консультантом в сфере гибких разработки (Agile))
- В современных условиях для долгосрочного развития бизнеса нужно движение в сторону социальной ответственности. Почему?
- Такое движение создаёт дополнительную возможность принести пользу и создать дополнительную ценность, хоть и не в прямой сфере деятельности организации. Это мы знаем из уже ставшей культовой книги Дэниеля Пинка "Драйв. Что на самом деле нас мотивирует". Творческих людей мотивируют: цель, автономность в её достижении и возможность развиваться и совершенствоваться (достигать мастерства) в своём деле. Всевозможные социальные инициативы могут стать важной целью и - для многих сотрудников - очень важным добавлением к основной цели существования организации.
На "AgileDays'14" я буду рассказывать о другом разрезе социальных эффектов. Мой доклад - про социальные связи внутри команды, про влияние этих социальных эффектов на ответственность и про построение команд. А также про некоторые принципы построения организаций, а не взаимодействия их с внешним миром.
- Каков инструмент измерения произведённого бизнесом социального эффекта?
- Если честно, я не уверен, что этот эффект нужно измерять. Очевидно, что в обозримом будущем любые социальные инициативы будут сугубо личной прерогативой компаний.
- Каждый для себя сможет это померить, если будет такая цель. Что нужно учитывать при организации agile-команд?
- Тут много факторов. Agile-команда должна быть кросс-функциональной, то есть способной полностью разработать и поставить продукт или часть продукта. Такая команда самодостаточна - для работы ей не нужна активная помощь снаружи. Для этого команда должна содержать в себе весь спектр необходимых навыков и опыта для разработки продукта. В такой команде все общаются со всеми, и команда сама организуется для решения своих задач - никто не говорит людям, как и что им делать. При таком тесном и интенсивном общении невозможно построить большую эффективную команду. Оптимальный размер agile-команд - 5-7 человек. Собрать такую команду достаточно тяжело, учитывая необходимость покрыть полный спектр обязанностей для выпуска продукта. Например, Amazon.com использует у себя эти подходы. Каждая команда отвечает за свой маленький кусочек функциональности, но отвечает полностью: начиная от маркетингового исследования необходимости внесения новой функции до сопровождения и ответов на звонки пользователей, связанных с этой функцией. У Амазона на перестройку компании для построения таких команд ушло 10 лет.
- Чем закладывается успех будущей команды?
- Разделение участниками общей цели. Если кому-то в agile-команде "всё равно", - такая команда не достигнет успеха, он возможен только при активном вовлечении всех членов.
Создание общей культуры внутри команды, которая не будет сильно противоречить каждому из участников и культуре компании в целом, а будет в неё вписываться.
- На что и когда можно повлиять?
- Успех новой команды зависит на 60% от формирования команды, на 30% - от её запуска и на 10% - от последующих действий.
Как мы видим, критическое значение имеют формирование и запуск команды. Многие команды "не взлетают" из-за ошибок на этих этапах.
- Какая связь между магическими социальными числами и откуда они взялись?
- Прямой связи между числами нет. Они берутся из-за физических ограничений мозга - мы не можем эффективно взаимодействовать с большим количеством людей. Они говорят про разные ограничения человека. Бороться с этим смысла нет, скорее, нужно понять и научиться с этим жить в организациях - учитывать при построении команд.
- Как они влияют на ответственность?
- Как мы уже заметили, эффективное социальное взаимодействие возможно в маленьких командах.
Помимо этого, маленькие команды также способствуют принятию ответственности.
Это достаточно хорошо видно при работе в команде. Чем больше команда, тем больше шансов, что есть ещё один или несколько человек, которые могут сделать определённую работу. В таких условиях на подсознательном уровне может появиться желание этой работы избежать: "я не сделаю, коллеги точно подхватят". И, конечно, может получиться, что в результате "не подхватил" никто, - время утеряно, результаты задерживаются.
В маленьких командах такая ситуация не возникает. Там вопрос стоит так: "или я, или никто".
Ты понимаешь, что отступать некуда и, кроме тебя, никто не сделает, за спину не спрячешься.
Автоматически вовлечение растёт, подсознательная возможность избежать задания отсутствует.
Принятие ответственности - это не характеристика человека или его окружения. Это навык, который можно и нужно развивать.
Как и со многими другими навыками, его проще развивать одновременно с другими людьми (например, в вашей команде), чем в одиночку.
- Ваши советы коллегам?
- У меня, как у консультанта, который занимается построением эффективных команд, советов достаточно много. В каждой конкретной ситуации какие-то факторы играют очень важную роль, а какие-то незначительную. А в другой ситуации - наоборот.
Очень важно не спешить с советами, а разобраться в ситуации и предлагать в каждом конкретном случае свои потенциальные решения. Поэтому я достаточно осторожен с советами коллегам, притом что использоваться они будут в самых разных организациях. Но постараюсь дать пару достаточно общих рекомендаций.
Менеджеры, руководите ли рабочих групп, команд, отделов, не бойтесь отдать ответственность "вниз" - в команды. Они обладают более полной информацией для принятия решения, нужно дать им такую возможность! Перестаньте их защищать от всего и вся и решать за них. Дайте своей команде возможность совершать ошибки, учиться на них и двигаться дальше. В подавляющем большинстве компаний ошибка на уровне команды не критична: люди не пострадают вследствие этого. Зато одного вмешательства менеджера и я" может быть достаточно, чтобы навсегда отбить желание принимать решения самой командой. И, действительно, зачем, если может прийти "папа-менеджер" и всё решить в критический момент. Так вырастить высокоэффективную команду, которая берёт на себя ответственность за результаты своей работы, не получится.
Стройте маленькие команды, которые самодостаточны - доставляют продукт.
Таких команд может быть много, они не должны зависеть друг от друга (понимая, что зависимости между командами - это дополнительная сложность, мы стараемся максимально минимизировать количество этих зависимостей).
Учитывайте культуру компании и команды при приёме на работу.
Проверяйте, каким образом новый человек эту культуру дополнит.
Постоянно учитесь, развивайтесь. При этом уделяйте внимание не только профессиональным навыкам, но и так называемым soft skills: коммуникации, принятию ответственности, проведения встреч и т.д.
Они часто важнее технических навыков. Помните известную поговорку: "Нанимают за технавыки, увольняют из-за навыков общения".
Справка. Кирилл Климов, гид, коуч, тренер и консультант в сфере гибких разработки (Agile). Основной целью Кирилла является помощь компаниям в переходе к использованию гибких методологий для фокусировки на продукте, для более быстрой реакции на рыночные изменения, для вдохновения и большего вовлечения сотрудников. В прошлом Кирилл был разработчиком, системным администратором, управленцем, руководителем проектов, запускал тестирование в компании, руководил разработкой, менял процессы - проходил сам через то, с чем сейчас помогает другим компаниям. Кирилл увлечен повышения эффективности индивидуумов, команд и организаций с использованием Agile и Lean принципов и методов. Имея сильную техническую подготовку, в настоящее время Кирилл предпочитает больше работать с людьми и их взаимоотношениями в контексте процесса разработки программного обеспечения. Кирилл осуществлял переходы к гибкой разработке как в больших распределённых проектах, так и маленьких командах начиная с 2008 г. Кирилл активно участвует в жизни сообщества гибкой разработки, регулярно выступает на различных конференциях.
Беседовала
Е. Кахраман
"Управление персоналом", N 7, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.