В семье, проживающей в г. Москве и состоящей из отца, матери (брак зарегистрирован) и малолетнего сына, в мае 2013 года родился еще один ребенок. Отец работает в государственном учреждении (зарплата - 20 тыс. руб.). Мать до рождения младшего сына нигде не работала, в настоящее время осуществляет уход за ребенком. Старший сын - ученик начальной школы.
На какие федеральные и (или) региональные выплаты (пособия) вправе претендовать каждый из членов этой семьи?
Меры социальной поддержки малообеспеченных семей в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81). Меры социальной поддержки малообеспеченных семей проводятся органами социальной защиты в рамках государственной социальной политики в РФ.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н.
В силу части первой ст. 13 Закона N 81 матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Данное пособие выплачивается до 1,5 лет. При этом размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется в соответствии со ст. 15 Закона N 81-ФЗ.
В дополнение к федеральным мерам социальной поддержки семей с детьми на региональном уровне могут приниматься и другие меры социальной поддержки, ввиду чего комплекс мер социальной поддержки малообеспеченных семей в субъектах РФ отличается друг от друга.
В Москве меры социальной поддержки семьям с детьми предоставляются в рамках закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" (далее - Закон N 60).
В соответствии со ст. 3 Закона N 60 к мерам социальной поддержки семей с детьми относятся:
1) единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты;
2) оказание натуральной помощи;
3) предоставление льгот;
4) организация социального обслуживания.
В соответствии со с п. 4 ст. 7 Закона N 60 ежемесячное пособие на ребенка назначается в соответствии с Законом города Москвы от 3.11.2004 N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" (далее - Закон N 67). Данный закон связывает право на получение ежемесячного пособия на ребенка со среднедушевым доходом семьи, размер которого не должен превышать величину прожиточного минимума, установленную Правительством Москвы (п. 1 ст. 3).
В рамках применения данного закона малообеспеченной семьей признается семья, среднедушевой доход которой ниже величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации Закона N 67. В Москве прожиточный минимум за IV-квартал 2014 составляет 10 965 руб. в месяц.
Для расчета дохода семьи необходимо определить сумму всех денежных и натуральных доходов членов семьи за три месяца, предшествующие обращению в органы социальной защиты за социальной помощью. При этом учитывается не только заработная плата членов семьи, но и социальные выплаты, пособия, доходы от имущества, доходы по акциям, авторские вознаграждения и т.д.
Таким образом, если среднедушевой доход Вашей семьи ниже величины прожиточного минимума по Москве, то семья признается малоимущей и, соответственно, имеет право на получение ежемесячного пособия.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия утвержден постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 911-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи" (далее - Постановление N 911-ПП). Размер ежемесячного пособия на 2014 год установлен в соответствии с Постановление Правительства Москвы от 17.12.2013 г. N 851-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год" (Приложение N 1).
Оказание натуральной помощи и предоставление льгот в соответствии с Законом N 60 предоставляются в виде:
на детей первых трех лет жизни:
- бесплатного детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси, молоко, кисломолочные продукты, творог, каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, плодоовощные соки) по заключению врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы;
- бесплатного обеспечения лекарственными препаратами (ст. 25);
на детей, не достигших семилетнего возраста:
- бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте;
- бесплатного посещения музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы (ст. 26);
на детей, обучающихся в 1-4 класса образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы:
- бесплатного одноразового питанием (завтраком) либо бесплатного двухразового питания по решению общественной комиссии образовательного учреждения (для социально незащищенных семей);
- обеспечения бесплатными учебниками (ст. 27).
К сведению:
С 01.01.2007 в России действует закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон 256-ФЗ), который регулирует вопросы поддержки семей россиян, при помощи материнского (семейного) капитала. В соответствии со ст. 3 Закона N 256-ФЗ данная семья имеет право на меры социальной поддержки в виде сертификата на материнский семейный капитал. Право на материнский семейный капитал предоставляется только один раз. Размер материнского семейного капитала ежегодно индексируется и с 01.01.2014 составляет 429 408 руб. 50 коп.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-ПП "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве" жителям города Москвы предоставляется коммунальная субсидия.
Размер субсидии высчитывается по формуле, в которой учитываются: количество проживающих, прожиточный минимум семьи, стандарт стоимости услуг и совокупный доход заявителя, но в упрощенном виде он должен покрыть разницу между предельно допустимой долей расходов граждан и итоговым счетом в платежной квитанции. Для определения права на коммунальную субсидию необходимо обратиться в "Отдел жилищных субсидий" по месту жительства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Ответ прошел контроль качества
15 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.