Прочитал о постановлении Конституционного Суда по делу "учителей-уголовников". Я тоже из их числа, уволился по собственному желанию, не дожидаясь постановления прокуратуры. Знаю, что школа нуждается в моих услугах, считаю себя неплохим учителем и, кроме этого, очень хочу работать в школе. Подскажите, какие документы надо собрать и куда обратиться, чтобы мой вопрос был рассмотрен в индивидуальном порядке, как предписано в постановлении КС РФ от 19.07.2013?
Постановление Конституционного Суда РФ, реквизиты которого указаны в вашем письме, не соответствуют содержанию, о котором вы пишете.
В то же время существует постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П по делу о проверке конституционности п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы. Ввиду того, что в своем письме вы не конкретизировали, какое именно преступление, совершенное вами, вынудило вас подать заявление об увольнении, возможно лишь привести разъяснения Конституционного Суда РФ.
Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования, касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня. Этим обусловлено наличие в Трудовом кодексе РФ гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников".
Положения, устанавливающие для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, ограничение на занятие педагогической и иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, были введены в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ. Тем же Федеральным законом часть 1 ст. 83 ТК РФ была дополнена таким основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как возникновение установленных данным кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Указанные изменения вступили в силу с 7 января 2011 г. Федеральным законом от 01.12.2012 N 27-ФЗ в перечень видов преступлений, содержащийся в ст. 331 и 351.1 ТК РФ, дополнительно включены преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
Поскольку на современном этапе развития общества невозможно гарантировать надлежащее исправление лица, совершившего преступление, таким образом, чтобы исключить возможность рецидива преступлений, федеральный законодатель, минимизируя риски для жизни, здоровья и нравственности именно несовершеннолетних - основы будущих поколений и при этом наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан, находящейся под особой охраной Конституции РФ, был вправе ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений из числа указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, сам факт совершения которых - в силу особенностей объекта посягательства, тяжести последствий таких преступлений - свидетельствует об опасности, которую эти лица могут представлять для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Между тем лица, судимость которых снята или погашена либо уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям задолго до вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ и которые зарекомендовали себя как добросовестные работники, добились значительных трудовых успехов и не были замечены в попытках причинить вред несовершеннолетним, жестоком обращении с ними или в аморальном поведении, в таком случае с точки зрения действовавшего тогда законодательства не могли рассматриваться как подлежащие увольнению по основанию, введенному названным федеральным законом. Тем не менее такие лица, которые продолжительное время успешно осуществляли педагогическую и иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и поведение которых не дает основания полагать, что они представляют какую-либо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, в силу п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ подлежат увольнению, причем без предоставления каких-либо гарантий.
Таким образом, Конституционный Суд пришел к выводу, что п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ не противоречат Конституции РФ в части защиты несовершеннолетних от лиц, имеющих судимость за совершение указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ преступлений; лиц, имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; лиц, имевших судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных в данных законоположениях преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, в части осуществления такими лицами педагогической и иной деятельностью в детско-юношеской сфере. Данная позиция основывается на оценке опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
С. Гаврютин,
консультант Студенческой консультации
юридического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова
1 января 2014 г.
"Юрист спешит на помощь", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц