Миграционные нюансы работы с иностранцем
Для трудоустройства иностранного работника важно вовремя зарезервировать квоту на привлечение рабочей силы. Делать это нужно до 1 мая года, предшествующего году приема иностранца на работу. Кроме того, не стоит забывать о заключении центра занятости о целесообразности привлечения иностранного работника. Иногда с ним тоже бывают сложности.
В последнее время в России довольно много внимания уделяется миграционной политике (разумеется, в отношении "входящей" миграции). Во исполнение соответствующих государственных инициатив появляется большое количество законодательных идей, направленных на упорядочение въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в РФ. Только за последние несколько лет были введены такие конструкции, как "высококвалифицированный специалист" (ВКС), урегулированы вопросы приема иностранных специалистов на работу, а также условия пребывания членов семей иностранцев-ВКС в России и многое другое. За 2013 год количество нововведений имело очень высокую концентрацию. В данной статье мы поэтапно разберем алгоритм действий работодателя при трудоустройстве как иностранцев-ВКС, так и иностранных граждан, не подпадающих под данную категорию.
Правовое регулирование трудовой деятельности и пребывания иностранцев в России
Основными нормативно-правовыми актами, помимо большого количества подзаконных актов, а также инструкций, регулирующими вопросы об иностранцах, являются:
- Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ), определяющий правовое положение иностранных граждан в России;
- Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, устанавливающий порядок выезда и въезда иностранцев в РФ.
Поскольку правила, установленные трудовым законодательством, распространяются и на трудовые отношения с участием иностранных граждан*(1), а иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ*(2), то нормы Трудового кодекса распространяют свое действие на иностранных граждан в полной мере (за небольшими исключениями).
Кого берем на работу?
При решении вопроса о приеме иностранца на работу компании прежде всего необходимо решить, каким статусом для работодателя данный иностранец будет обладать. Ответить на этот вопрос поможет действующее законодательство, а также те возможные варианты взаимодействия, которые оно устанавливает.
Действующее миграционное законодательство разделяет иностранных работников на два весьма условных вида:
1) иностранный работник с "обычным" статусом;
2) высококвалифицированный иностранный специалист (далее - иностранец-ВКС).
На практике работодатели делают соответствующий выбор, руководствуясь следующими двумя основными, на наш взгляд, критериями:
- уровень годовой заработной платы работника;
- срок, который займет оформление разрешительных документов на иностранца.
По первому критерию: если уровень заработной платы иностранного работника будет выше, чем 2 млн. рублей в год (т.е. 167 000 руб. в месяц) (до налогообложения и включая премии), то такой иностранец может быть принят на работу со статусом ВКС.
Соответственно, по сути, законодатель напрямую не связывает действительную квалификацию иностранного работника (образование, опыт, специальность, квалификация и пр.) с возможностью получения статуса ВКС. Единственный критерий здесь - это размер вознаграждения. Если он больше 2 млн. рублей в год, то работник может быть принят на работу как ВКС. Хотелось бы также подчеркнуть слово "может", поскольку работодатель вправе трудоустроить такого иностранного специалиста (имеющего серьезный опыт и хорошее образование) и как работника с "обычным" статусом.
Что же касается второго критерия, то в среднем процесс получения разрешения на работу для иностранного гражданина с "обычным" статусом может занимать порядка трех-четырех месяцев (не считая процесса получения квоты), а для ВКС - около одного месяца с момента подачи документов в миграционную службу.
Давайте поэтапно разберем процедуру получения разрешения на работу для иностранца с "обычным" статусом.
Получаем квоту
Для того чтобы принять на работу иностранного работника с "обычным" статусом, необходимо предпринять ряд последовательных действий. В первую очередь необходимо убедиться, что для приема иностранца к конкретному работодателю зарезервирована квота, утвержденная именно для данного юридического лица. Данная стадия применима для приема как "визовых" иностранных работников, так и "безвизовых", то есть преимущественно из стран СНГ.
Процесс получения квоты, с одной стороны, прост, а с другой - весьма сложен. Простота процесса заключается в количестве документации, подаваемой в миграционную службу (соответствующую заявку на резервирование квоты достаточно подать в ФМС России, получив при этом копию с отметкой о принятии). Также, как правило, подачу заявки на получение квоты дублируют на сайте миграционного ведомства, заполняя специальную форму.
Но, на наш взгляд, сложность процесса заключается в том, что заявку необходимо подавать до 1 мая года, предшествующего году приема иностранца на работу. То есть для приема "обычного" иностранца на работу в 2014 году компания должна была подать заявку до 1 мая 2013 года. В заявке указывается страна, гражданином которой является принимаемый иностранец, уровень предполагаемого вознаграждения, а также специальность (должность) иностранца. Таким образом, компания уже больше чем за один год должна знать, кого она будет принимать на работу в следующем году.
Осенью государственная комиссия рассматривает все поданные заявки на квоту и, соответственно, утверждает количество мест для регионов и компаний, в них находящихся.
Разумеется, в течение такого длительного периода может что-то измениться, в частности, могут поменяться планы компании относительно количества иностранцев. Для этого законом предусмотрена процедура корректировки квоты, которая занимает в среднем пару месяцев.
Хотелось бы отметить, что предварительного резервирования квоты не требуется для приема иностранных граждан категории ВКС, а также граждан, которые занимают позиции (должности), входящие в так называемый бесквотный перечень. Такой перечень утверждается ежегодно Минтрудом России. Он содержит в себе список должностей, для приема на которые нет необходимости заранее резервировать квоту. Так, на 2014 год был утвержден перечень, содержащий в себе 62 "бесквотные" позиции*(3) (например, инженер по качеству, директор предприятия, генеральный директор).
Также имеется еще некоторое количество международных соглашений, стороной которых является Россия (например, с Францией). В соответствии с этими соглашениями граждане соответствующих государств при определенных условиях могут быть приняты на работу в России без соблюдения требования о получении квоты.
Получение заключения центра занятости
Следующим этапом получения разрешения на работу для иностранцев с "обычным" статусом является получение заключения центра занятости о целесообразности привлечения иностранного работника в конкретную компанию. Общая цель данной стадии связана с тем, что в России пропагандируется приоритет приема на работу российских граждан перед иностранными. И на данной стадии служба занятости проверяет отсутствие российского специалиста, который мог бы занять должность, предлагаемую иностранцу, принимая во внимание опыт, знания и квалификацию такого претендента.
Исходя из нашего практического опыта, данная стадия в большинстве случаев является формальной (за некоторым весьма небольшим исключением), и, как правило, ведомство дает зеленый свет на привлечение иностранца. Однако не исключена вероятность того, что центр занятости может направить российских граждан для прохождения собеседования у работодателя на заявленную позицию. Но зачастую по итогам собеседований и проверки компании приходят к заключению о невозможности принятия направленного российского специалиста на работу и в итоге получают положительное заключение от центра занятости.
Общий срок прохождения данной стадии - один месяц.
Получаем разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы - это документ, который позволяет конкретному работодателю принимать на работу иностранца с "обычным" статусом. Данное разрешение может быть получено только после успешного резервирования квоты и прохождения этапа обращения в центр занятости. Разрешение на привлечение иностранца дается согласно и исключительно в пределах той квоты, за которой компания обращалась (если не была произведена соответствующая корректировка).
Общий срок для получения разрешения на привлечение иностранцев составляет порядка одного месяца. Данная стадия не обязательна для приема на работу иностранцев-ВКС, а также граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы (т.е. в основном из стран СНГ).
Индивидуальное разрешение на работу
После успешного прохождения всех указанных выше стадий компания имеет право обратиться за получением индивидуального разрешения на работу для иностранца. Данная стадия может занимать также около месяца.
Хотелось бы отметить несколько особенностей, связанных с получением индивидуального разрешения на работу для иностранцев с "обычным" статусом. Во-первых, срок действия такого разрешения на работу не может составлять более одного года, даже если трудовой договоре иностранцем заключен на более длительный срок. Во-вторых, разрешение на работу выдается для работы у конкретного работодателя и дает право на трудоустройство только в конкретном регионе, например, в Москве. Если у компании-работодателя имеются подразделения (филиалы, представительства) в других регионах России и предполагается довольно частое присутствие иностранца в этих регионах для осуществления трудовой деятельности, то в определенных случаях может понадобиться получение дополнительных и отдельных разрешений на работу, дающих право трудиться в соответствующем регионе. Разумеется, получение таких отдельных разрешений будет требовать прохождения процедуры, указанной выше. Наличие разрешения на работу в одном регионе, к сожалению, не дает каких-либо процедурных привилегий при получении разрешения на работу в другом регионе.
Получение разрешения на работу для ВКС
Получение разрешения на работу для данной категории иностранных работников является, на наш взгляд, наиболее простым с точки зрения количества этапов и сроков. В частности, при приеме на работу ВКС не требуется:
1) предварительное резервирование квоты;
2) получение заключения центра занятости о целесообразности привлечения иностранцев;
3) получение разрешения для компании на привлечение иностранной рабочей силы.
Таким образом, все, что компании в этом случае необходимо сделать, - это заключить трудовой договор с иностранцем и подать комплект документов и заявлений в миграционную службу. Через три рабочие недели разрешение на работу должно быть готово.
Дополнительным преимуществом привлечения на работу ВКС является возможность одновременно подать документы на получение рабочего приглашения, на основе которого впоследствии иностранный гражданин сразу получит многократную рабочую визу сроком до трех лет (в зависимости от срока действия разрешения на работу).
Таким образом, на практике разрешение на работу, как правило, бывает готово одновременно с приглашением на рабочую визу (если иностранец прибывает из "визовой" страны).
Что же касается срока действия такого разрешения, то разрешение на работу для ВКС может быть выдано на срок до трех лет. Также важно отметить еще одно преимущество разрешения для ВКС, а именно то, что одно разрешение на работу (одна пластиковая карточка) может включать в себя право на осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности сразу в нескольких регионах России. Внесение в карточку разрешения на работу в нескольких регионах осуществляется одновременно с получением самого документа. В данном случае работодателю нужно подтвердить наличие зарегистрированного присутствия в соответствующем субъекте и перечислить эти регионы в заявлении на получение разрешения на работу.
Единственным минусом в правовой конструкции высококвалифицированного специалиста является исключение, установленное для российских представительств иностранных компаний. Представительства иностранных компаний (в отличие от российских филиалов иностранных компаний и российских юридических лиц) не могут принимать к себе на работу иностранных специалистов со статусом ВКС. Иными словами, даже если уровень дохода работника представительства будет больше установленного для ВКС минимума, представительство все равно должно будет следовать процедуре получения разрешения на работу, установленной для иностранца с "обычным" статусом.
ТОП-10 стран, граждане которых желают переехать для работы в Россию
Страна | Количество резюме |
Украина | 35 021 |
Казахстан | 30 935 |
Беларусь | 24 406 |
Узбекистан | 6181 |
Германия | 5084 |
США | 4606 |
Молдавия | 3264 |
Великобритания | 2548 |
Азербайджан | 2262 |
Армения | 2069 |
Источник: www.hihi.rij
Получаем рабочую визу на въезд в РФ
Разумеется, требование о получении визы применимо для иностранных работников, являющихся гражданами тех стран, с которыми у России установлен визовый режим для въезда. Существует довольно большое количество видов виз, и для того, чтобы иностранный гражданин мог работать в России, ему необходимо получить визу со статусом "рабочая". Важно отметить, что работа в России на основании деловой визы является не только практически неудобной из-за ограничения времени пребывания (90 дней из 180-дневного периода суммарно), но и незаконной, поскольку в данном случае заявленная цель въезда (деловые поездки) не будет совпадать с фактически осуществляемой деятельностью (работа). А это, в свою очередь, может повлечь штрафные санкции и иные правовые последствия в отношении иностранцев.
Процедура получения рабочей визы различается для иностранца с "обычным" статусом и ВКС.
Процедура получения визы для иностранца с "обычным" статусом
Прежде всего стоит отметить, что во всех случаях срок действия визы не может быть больше срока действия разрешения на работу. Исключением являются случаи получения визы через аккредитующий орган филиала или представительства иностранной компании, где процесс получения визы не зависит от процедуры получения разрешения на работу, то есть в данном случае виза может быть выдана не более чем на год.
Первым шагом к получению визы является получение приглашения. Данный документ оформляется в России и от имени той компании, которая привлекает иностранца на работу. Для иностранца с "обычным" статусом, как правило, процесс получения приглашения на въезд тесно связан с получением разрешения на работу. Сейчас, исходя из действующей на практике процедуры, компания не может обратиться за приглашением до тех пор, пока она не направит заявление о выдаче разрешения на работу. Иными словами, как только у компании появится это заявление с отметкой миграционной службы о его принятии, тогда на основании данного документа (и еще с некоторыми документами по списку) она может обратиться за получением рабочего приглашения.
После получения приглашения на въезд в РФ оригинал документа передается иностранцу. Иностранец в свою очередь покидает Россию и отправляется в родную страну, где в российском консульстве на основании полученного приглашения он получает однократную рабочую визу. Отметим, въезд по такой визе разрешен всего лишь один раз и срок ее действия, как правило, не превышает трех месяцев. Важно отметить, что вопрос получения однократной рабочей визы в российском консульстве страны иностранца необходимо также проработать заранее, поскольку российское консульство в соответствующей стране может иметь свои требования к комплекту документов, включая медицинские справки.
После получения однократной рабочей визы иностранный гражданин прибывает на ее основании в Россию. В это время работодатель должен оперативно организовать "переконвертацию" однократной рабочей визы в многократную. Этот процесс сам по себе занимает не очень много времени, около недели, но о нем важно не забыть.
Как видно из описания, процесс получения рабочей визы для иностранца с "обычным" статусом является довольно громоздкой, многоступенчатой процедурой и может занимать на практике до двух месяцев.
Одним из положительных моментов данных процедур является следующее: если срок многократной рабочей визы истек, но срок работы иностранного гражданина в России продолжается, то продление периода действия многократной визы происходит на территории России без необходимости иностранцу покидать страну.
Процедура получения рабочей визы для ВКС
Процедура получения рабочей визы для данной категории иностранных работников выглядит немного проще, чем для работников с "обычным" статусом. Основные отличия процедур состоят в следующем. Во-первых, это момент, когда компания может обратиться за получением рабочего приглашения на въезд. В отличие от процедуры, рассмотренной выше, заявление на выдачу приглашения для ВКС компания подает в "одно окно", то есть одновременно с подачей документов на получение разрешения на работу. Таким образом, как правило, разрешение на работу для ВКС выдается примерно одновременно с рабочим приглашением.
Во-вторых, еще одно принципиальное отличие состоит в том, что при обращении иностранца за рабочей визой в российском консульстве своей страны ему сразу выдается многократная рабочая виза. То есть иностранцы-ВКС избавлены от необходимости "конвертировать" свои визы из однократных в многократные по прибытии в Россию.
И третья особенность заключается в том, что поскольку разрешение на работу для ВКС может быть выдано на срок до трех лет, то и виза, соответственно, может быть выдана на тот же срок. То есть разрешительные документы в таком случае нужно будет обновлять не каждый год, что является довольно неудобным, а один раз в три года.
Алгоритм действий работодателя для привлечения иностранцев к работе
/--------------------------------------------------\
| /---\ |
| |5.1| Получение приглашения на въезд в РФ |
| \---/ |
| |
| /---\ |
| |5.2|Оригинал приглашения передается иностранцу |
/---\ /---\ /---| \---/ |
| 1 | /--| 3 | /---| 5 | |
\---/ /---\ \---/ /---\ \---| /---\На основании приглашения иностранец получает| /---\
\---| 2 | \---| 4 | | |5.3|однократную рабочую визу и прибывает в РФ |-| 6 |
\---/ \---/ | \---/ | \---/
| |
| /---\Работодатель "переконвертирует" однократную |
| |5.4|рабочую визу в многократную |
| \---/ |
\--------------------------------------------------/
1. Предварительное резервирование квоты
2. Получение заключения центра занятости о целесообразности привлечения иностранца
3. Получение работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы
4. Получение разрешение на работу для иностранца
5. Оформление рабочей визы на въезд иностранца в РФ
6. Постановка иностранца на миграционный учет.
Н. Илюшина,
руководитель практики трудового права
юридической фирмы Goltsblat BLP
"Актуальная бухгалтерия", N 5, май 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 11 ТК РФ
*(2) ст. 4 Закона N 115-ФЗ
*(3) приказ Минтруда России от 20.12.2013 N 768н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.