Штраф ниже минимального предела возможен
Адекватность, справедливость, соразмерность, разумность - вот какие принципы должны соблюдаться федеральным законодателем при установлении размеров административных штрафов, в том числе минимальных пределов. Несоблюдение данных принципов может привести к избыточному использованию административного принуждения. Именно такая картина, по мнению Конституционного суда, сложилась на сегодняшний день. В связи с этим суд дал указание федеральному законодателю внести в КоАП РФ изменения, вытекающие из подхода, представленного в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Какие правонарушения стали предметом рассмотрения в КС РФ?
Поскольку в Конституционный суд поступили жалобы и запросы, касающиеся одного и того же предмета, дела были объединены в одно производство. В итоге предметом рассмотрения стали 7 видов правонарушений.
Добыча подземных вод без лицензии
Среди прочих в КС РФ обратился мясокомбинат, привлеченный к ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в связи с добычей подземных вод из артезианской скважины для собственных хозяйственно-бытовых нужд при отсутствии лицензии на право пользования недрами.
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение | Размер штрафных санкций для юридических лиц |
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов | От 800 000 до 1 000 000 руб. |
Примечание. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело о правонарушении, могут освободить лицо, совершившее деяние, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).
Обществу был назначен штраф в минимальном размере (800 000 руб.). В качестве смягчающего обстоятельства было учтено, что после возбуждения дела об административном правонарушении организация подготовила и направила документы для получения лицензии на право пользования недрами.
Однако общество полагало, что при назначении ему наказания должны были быть учтены и другие обстоятельства:
- общество было создано на месте обанкротившегося предприятия;
- деятельность ведется менее года;
- годовая прибыль в десять раз меньше назначенного административного штрафа;
- общество является малым предприятием и обеспечивает занятость жителей.
В связи с этим общество рассчитывало на признание правонарушения малозначительным и на освобождение от ответственности согласно ст. 2.9 КоАП РФ.
Арбитражные суды не нашли оснований для признания административного нарушения малозначительным, отметив, что штраф назначен в минимальном размере, причем полномочия по его снижению органам (должностным лицам) административной юстиции не предоставлены.
Нарушение требований промышленной безопасности
Следующий участник дела был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему был назначен штраф в минимальном размере (200 000 руб.).
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение | Размер штрафных санкций для юридических лиц |
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов | От 200 000 до 300 000 руб. |
Нарушение правил хранения лекарственных средств
За это поплатилось учреждение здравоохранения.
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение | Размер штрафных санкций для юридических лиц |
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением отдельных случаев | От 100 000 до 300 000 руб. |
Нарушение требований о представлении и раскрытии информации на финансовых рынках
Две жалобы, а также запрос Арбитражного суда Нижегородской области поступили в связи с привлечением организаций к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение | Размер штрафных санкций для юридических лиц |
Нераскрытие или нарушение эмитентом <...> порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации | От 700 000 до 1 000 000 руб. |
Арбитражный суд Нижегородской области мотивировал свое обращение тем, что установленный минимальный размер административного штрафа для юридических лиц не отвечает требованиям дифференциации ответственности в зависимости от всех имеющих существенное значение обстоятельств (имущественного положения юридического лица, вреда, причиненного административным правонарушением, степени вины нарушителя). В связи с этим имеется неопределенность в вопросе о его соответствии Конституции РФ.
Одному из обществ, от которых поступили жалобы в КС РФ, в удовлетворении заявления об оспаривании постановления за совершение правонарушения арбитражными судами было отказано, поскольку не были установлены обстоятельства, носящие исключительный характер и позволяющие признать правонарушение малозначительным. Другому обществу разъяснили, что КоАП РФ не предусмотрена возможность назначения административного наказания в размере ниже низшего предела санкции, установленной за конкретное правонарушение. Причем тяжелое имущественное положение и добровольное устранение допущенных нарушений, предшествовавшее назначению наказания, не могут служить основанием для освобождения от ответственности.
Нарушение требований о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров
Еще один участник дела был наказан за представление акционерам при подготовке к проведению внеочередного общего собрания акционеров соответствующей информации (материалов) за 6 дней до проведения собрания, а не за 20, как того требует п. 2 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Размер штрафа был снижен до 500 000 руб.
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение | Размер штрафных санкций для юридических лиц |
Нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров, а равно непредоставление или нарушение срока предоставления необходимой информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания акционеров | От 500 000 до 700 000 руб. |
На штрафе в размере 500 000 руб. по ч. 5 ст. 15.23.1 КоАП РФ арбитражные суды остановились и в отношении другого участника дела, поскольку правонарушение им было совершено впервые. Заявления общества о малозначительности правонарушения и об отсутствии средств для уплаты штрафа на позицию арбитров не повлияли: административный штраф назначен в минимально возможном размере, согласно действующим правилам его уменьшение недопустимо.
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение | Размер штрафных санкций для юридических лиц |
Нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к форме, сроку или месту проведения общего собрания акционеров, а равно проведение общего собрания акционеров с нарушением формы, даты, времени или места его проведения, определенных органом акционерного общества или лицами, созывающими общее собрание акционеров | От 500 000 до 700 000 руб. |
Непредставление информации в ЦБ РФ
Еще одно акционерное общество, от которого поступила жалоба, было наказано за непредставление необходимой информации в ЦБ РФ.
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение | Размер штрафных санкций для юридических лиц |
Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ЦБ РФ отчетов, уведомлений и иной соответствующей информации либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния | От 500 000 до 700 000 руб. |
Общество, оспаривая в арбитражном суде вынесенное в отношении него постановление, указало, что минимальный размер штрафа не позволяет обеспечить при применении административного наказания адекватный учет имущественного положения юридического лица, привлеченного к административной ответственности. Арбитры нашли такой довод обоснованным, но "развели руками": возможность назначения административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции законом не предусмотрена.
Максимальные размеры штрафа - мера оправданная
Прежде чем определиться с тем, какими должны быть минимальные пределы штрафных санкций, КС РФ заострил внимание на том, что проводимое законодателями существенное увеличение верхнего порога штрафных санкций вполне оправданно. Федеральный законодатель вправе вводить более строгие - соразмерные реалиям того или иного этапа исторического развития - административные наказания за правонарушения, объектами которых выступают общественные отношения. В таком контексте положения КоАП РФ, явившиеся предметом рассмотрения Конституционного суда по комментируемому делу и предусматривающие повышенные размеры штрафов, не могут расцениваться как отступление от критериев конституционной соразмерности, ведь в крайнем противоправном выражении рассмотренные деяния могут привести к заметному ухудшению социально-экономической ситуации, поскольку могут:
- существенно затрагивать интересы недропользования как одной из основ благосостояния страны;
- создавать реальную угрозу жизни и здоровью граждан вследствие грубого нарушения требований промышленной безопасности или технических регламентов;
- приводить к дестабилизации финансовой системы страны, деформированию корпоративных начал экономического развития.
А что с минимальными размерами?
Конституционный суд обратил внимание на то, что тенденция усиления административной ответственности, включая повышение минимальных размеров штрафов, налагаемых на юридических лиц, получает все большее распространение. В частности, в рассмотренных случаях самый низкий минимальный размер штрафа составляет 100 000 руб. Однако такой достаточно высокий размер минимального штрафа может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
В связи с этим федеральному законодателю необходимо внести в КоАП РФ изменения, которые позволят применять к юридическим лицам административные наказания, являющиеся справедливыми и соразмерными по отношению:
- к характеру совершенного административного правонарушения;
- к степени вины юридического лица;
- к его имущественному и финансовому положению;
- к иным обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации административной ответственности.
Пока же минимальный размер административного штрафа, составляющий 100 000 руб. и более, может быть снижен, если наложение штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. С учетом того, что такой подход все же идет вразрез с положениями КоАП РФ, Конституционный суд подчеркивает: принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Последнее связано с тем, что именно суд, являясь независимым и беспристрастным арбитром, наиболее компетентен в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти.
Еще один важный момент: правоприменительные решения, вынесенные в отношении организаций, явившихся участниками прокомментированного дела, рассмотренного в КС РФ, подлежат пересмотру. А вот судебные акты, принятые в отношении других юридических лиц к моменту провозглашения Постановления КС РФ N 4-П, то есть до 25.02.2014, пересмотру (изменению, отмене) не подлежат.
* * *
При привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа размер последнего ограничен минимальной и максимальной суммами. Причем наблюдающаяся тенденция усиления административной ответственности, в том числе за счет повышения нижнего порога, по мнению КС РФ, вполне оправданна. Но она не должна превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. В связи с этим федерального законодателя призвали внести в КоАП РФ изменения, которые позволят назначать справедливые и соразмерные административные наказания. До тех пор, пока этого не сделано, суды могут, исходя из имеющихся обстоятельств дела, снизить размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного законодательством, руководствуясь правовой позицией Конституционного суда.
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"