Как рассчитать начальную (максимальную) цену контракта
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - один из обязательных критериев, используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в силу ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).*(1) Как ее рассчитывать? Что следует учитывать при расчете?
Что такое НМЦК? Это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. НМЦК устанавливается при определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - поставщик) конкурентным способом.
Обратите внимание, что слово "максимальная" означает не предельную цену, указанную в коммерческих предложениях, а установленную заказчиком максимальную цену, по которой может быть заключен контракт. Меньше можно, больше нельзя.
Чтобы рассчитать НМЦК, необходимо произвести ее обоснование. Для этого можно использовать методы, перечисленные в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ: метод сопоставимых рыночных цен (далее - метод СРЦ), нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. При этом основным является метод СРЦ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ)*(2). Метод СРЦ (его также называют методом анализа рынка) устанавливает НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), которые планируются к закупке (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Для определения НМЦК методом СРЦ Минэкономразвития советует определить:
- товары, работы, услуги (ТРУ), представленные на существующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки (например, цифровые фотоаппараты стоимостью от 10 000 до 15 000 руб., имеющие разрешение от 10,0 до 11,0 Мп*(3);
- товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки (например, фотоаппараты с вышеуказанными характеристиками, имеющие тип матрицы CCD и оптический зум менее 4х)*(4).
Чем идентичные ТРУ отличаются от однородных?
Когда ТРУ, представленные на существующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, будут определены, их целесообразно распределить на две категории: идентичные и однородные. При расчете НМЦК приоритет отдается идентичным ТРУ.
Согласно п. 3.5 Методических рекомендаций идентичные товары должны иметь одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики).
При определении идентичности товаров также могут учитываться страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться (например, если офисная бумага разных производителей обладает одинаковыми характеристиками - плотностью, белизной, качеством, - то этот товар является идентичным).
Работы, услуги могут быть признаны идентичными, если они обладают одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуются с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняются (оказываются) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией (например, уборка одинаковых помещений).
К однородным согласно п. 3.6 Методических рекомендаций можно отнести товары, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми, но при этом не являться идентичными. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения. (Например, летние и зимние автомобильные покрышки одного производителя однородными товарами не являются - они выполняют разные функции и не взаимозаменяемы, поскольку предусмотрены для сезонного пользования. А вот принтеры двух известных брендов, имеющие сходные характеристики и находящиеся в одном ценовом диапазоне, могут рассматриваться как однородные товары - они выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми).
Однородные работы, услуги, не являясь идентичными, должны иметь сходные характеристики, чтобы быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость. Так, применительно к услугам по сдаче в аренду помещений однородность может определяться исходя из вида сдаваемого помещения, его площади, месторасположения, назначения, набора услуг по аренде, условий договоров.
Сбор ценовой информации
Для определения НМЦК необходимо собрать ценовую информацию. Рекомендуется использовать не менее трех цен ТРУ, предлагаемых различными поставщиками.
Полученные из всех источников цены ТРУ целесообразно привести к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Коммерческие и (или) финансовые условия признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением корректировок условий (например, с учетом северных коэффициентов).
Также следует привести цены прошлых периодов (более 6 месяцев от времени определения НМЦК) к текущему уровню цен.
Ценовая информация собирается различными способами.
Направление запроса
Запросы о предоставлении ценовой информации направляются поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих ТРУ. Для получения объективных данных желательно, чтобы количество полученных ответов на запрос было не меньше 5. В приоритете должны быть поставщики, имеющие в течение последних 3 лет успешный опыт выполнения аналогичных контрактов (без неустоек, штрафов, пеней). Сведения о таких поставщиках, как правило, имеются в свободном доступе: опубликованы в СМИ, размещены в Интернете, указаны на рекламных баннерах.
Запрос может содержать:
- подробное описание объекта закупки, включая единицы измерения, количество товара, объем работы или услуги;
- перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности предлагаемых ТРУ;
- основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку ТРУ и (или) объему предоставления гарантий их качества;
- сроки предоставления ценовой информации;
- сообщение, что сбор информации не влечет возникновение обязательств заказчика;
- указание, что в ответе на запрос должны однозначно определяться цена единицы ТРУ и общая цена контракта на условиях, отраженных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен ТРУ.
Размещение запроса
Запрос о предоставлении ценовой информации следует размещать в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС). Однако пока эта система не введена в эксплуатацию, запрос следует размещать на официальном сайте госзакупок http://www.zakupki.gov.ru.
Требования к содержанию размещаемого запроса аналогичны требованиям к запросу, который направляется поставщикам.
К сведению. Все документы, содержащие ценовую информацию, полученные по направленным или размещенным запросам, рекомендуется регистрировать в делопроизводстве заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения.
Поиск в реестре контрактов
Нужную ценовую информацию может содержать реестр контрактов, заключенных заказчиками. Однако перед тем, как использовать полученные данные, следует проверить информацию "на качество". Если контракт не исполнен или по нему взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних 3 лет, то содержащуюся в нем информацию в расчет принимать нельзя (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). В приложении 2 к Методическим рекомендациям дан алгоритм действий по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Так, для поиска по конкретным параметрам закупки эффективно использовать функцию "Расширенный поиск". Расширенный поиск позволяет отыскать контракты, исполнение которых завершено. Функция позволяет устанавливать разные критерии поиска, способные влиять на цену контракта, например диапазон дат заключения контракта, мониторинг по конкретному региону, способ размещения заказа, статус поставщика (субъект малого предпринимательства, общероссийские общественные организации инвалидов и т.д.).
Раздел "Предмет контракта" поисковой функции позволяет задать требуемые заказчику критерии поиска предмета закупки. В запросе можно указать часть или полное наименование ТРУ (например, канцелярские принадлежности, мебель, кофе и пр.). Причем поиск может осуществляться либо с учетом всех форм слов, либо по строгому соответствию. Также можно выбрать значение из классификатора по коду продукции. В результатах будут отображены контракты, удовлетворяющие одновременно всем заданным критериям поиска.
Для подготовки обоснования НМЦК из найденных контрактов нужно выбрать те, которые имеют схожие с потребностями заказчика условия: условия о предмете контракта (количество и наименование ТРУ), дата, сроки и порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (поставка всего объема сразу или партиями, по одному адресу или по нескольким адресам и т.д.), порядок и сроки оплаты (в том числе наличие и размер аванса), есть обеспечение исполнения контракта или нет, другие критерии, оказывающие влияние на цену контракта.
Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение дополнительно могут скорректировать цену товара, работы, услуги в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги.
Порядок корректировки цен ТРУ представим в виде таблицы.
Способ рассматриваемой закупки | Полученная цена ТРУ |
Проведение конкурса | Увеличивается не более чем на 10% |
Проведение аукциона | Увеличивается не более чем на 13% |
Проведение запроса котировок, запроса предложений | Увеличивается не более чем на 17% |
Закупка у единственного поставщика | Не корректируется |
Мониторинг общедоступной информации
Сбор и анализ общедоступной ценовой информации также является одним из способов определения НМЦК. К указанной информации относятся сведения в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, информация о котировках на биржах, а также на электронных площадках, данные статотчетов, информация от органов власти, информация из официальных источников иностранных государств, международных организаций, рыночная стоимость объектов оценки, данные информационно-ценовых агентств, предоставленные на условиях раскрытия методологии расчета цен, а также иные источники, в том числе общедоступные результаты изучения рынка. К иным источникам могут быть отнесены результаты целевого изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения при условии раскрытия методологии расчета цен.
Обратите внимание! Если ценовая информация:
- представлена лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков;
- получена из анонимных источников;
- содержится в документах, полученных по запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
- не содержит расчет цен товаров, работ, услуг, -
данную информацию не рекомендуется использовать для расчета НМЦК.
Корректировка ценовой информации
Цены, используемые при расчете НМЦК, рекомендуется приводить в соответствие с условиями планируемой закупки. Делается это с помощью коэффициентов или индексов для пересчета ТРУ с учетом различий в характеристиках товаров, условиях поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Перечень и значимость коэффициентов рекомендуется определять, в частности, на основании результатов анализа исполненных ранее в интересах заказчика контрактов и указывать в обосновании НМЦК. С помощью данных коэффициентов могут быть учтены, например, следующие условия: срок исполнения контракта; количество, объем ТРУ; наличие и размер аванса по контракту; место поставки; срок и объем гарантии качества; изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки; дополнительная номенклатура (комплектация) - появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки; размер обеспечения исполнения контракта; срок формирования ценовой информации; изменения в налогообложении; масштабность выполнения работ, оказания услуг; изменение валютных курсов и таможенных пошлин.
Применение корректирующего коэффициента
Если в расчетах используются цены прошлых периодов, то они могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой:
, где:
- коэффициент для приведения цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
tф - срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
t - месяц проведения расчетов НМЦК;
- установленный Росстатом (http://www.gks.ru) индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно.
К сведению. ИПЦ на сайте Росстата можно найти так:
1. Открыть карту сайта - значок расположен в правом верхнем углу главной страницы. Найти раздел "Официальная статистика", подраздел "Базы данных", выбрать пункт "ЦБСД" (Центральная база статистических данных).
2. Открыть базу, введя код подтверждения. Страница состоит из трех разделов: "Показатели анализа", "Аналитика", "Аналитические признаки".
3. В разделе "Показатели анализа" выбираем: Цены/Потребительские цены/Индексы потребительских цен на товары и услуги/Индексы потребительских цен на товары и услуги (да, названия повторяются). Таким образом мы обозначим, что нам нужна информация именно по ИПЦ.
4. В разделе "Аналитика" внизу находится шкала, позволяющая установить временной период.
5. В разделе "Аналитические признаки" в подразделе "Вид данных" выбираем "в % к предыдущему месяцу", в подразделе "Группы и виды товаров и услуг" - нужную позицию, в подразделе "Территории" - нужный регион.
Корректировка условий не производится, если при расчете используется информация, полученная при размещении или направлении запроса, при условии что этой информации не более 6 месяцев.
Пример расчета коэффициента формирования НМЦК
Для примера рассчитаем коэффициент формирования НМЦК на поставку сахара в августе 2013 года. В реестре контрактов был выявлен контракт, заключенный в том же регионе в январе 2013 года на закупку 1 200 кг сахара на сумму 37 200 руб. Цена 1 кг сахара составила 31 руб.
Выявим ИПЦ на сахар с января по июль 2013 года: январь - 100,2, февраль - 99,9, март - 99,3, апрель - 101,3, май - 102,3, июнь - 101,1, июль - 100.
Рассчитаем коэффициент:
1) 100 + ( - 100) + (
- 100) + (
- 100) + (
- 100) + (
- 100) + (
- 100) = 100 + 0,2 - 0,1 - 0,7 + 1,3 + 2,3 + 1,1 = 104,1;
2) 104,1 / 100 = 1,041.
Коэффициент для перерасчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен - 1,041.
Определение однородности
При расчете НМЦК также следует определить однородность совокупности значений выявленных цен. Для этого следует использовать коэффициент вариации (V). Коэффициент вариации цены определяется по формуле:
, где:
<Ц> - средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
- среднее квадратичное отклонение.
Среднее квадратичное отклонение определяем по формуле:
, где:
- цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
n - количество значений, используемых в расчете.
Коэффициент вариации может быть рассчитан с помощью стандартных функций табличных редакторов.
Если коэффициент вариации цены (V) превышает 33%, то совокупность значений считается неоднородной. В этом случае целесообразно увеличить количество ценовой информации, используемой в расчетах: провести ее дополнительный сбор.
Пример определения однородности совокупности значений цен
Определим, однородны ли выявленные цены, на примере закупки проекторов.
Анализ рынка выявил четыре ценовых позиции на идентичные проекторы. Цены за единицу товара составляют соответственно 20 000 руб. (), 22 000 руб. (
), 23 000 руб. (
), 25 500 руб. (
).
Определим среднее арифметическое от полученных цен (<Ц>) - сложим все значения, используемые в расчете, и поделим на их количество: .
Найдем квадратичное отклонение (а):
1) ;
2) 4 - 1 = 3 (n - 1);
3) 15 687 500 / 3 = 5 229 167;
4) .
Итак, среднее квадратичное отклонение () - 2 287 руб.
Зная среднеквадратичное отклонение, мы можем определить коэффициент вариации (V): 2 287 руб. / 22 625 руб. х 100% = 10,1% ( / <Ц> х 100%).
Мы видим, что значение коэффициента вариации (V) не превышает 33%. Делаем вывод: совокупность ценовых значений однородна.
Определение НМЦК
Когда необходимая информация будет получена, методом СРЦ можно определить НМЦК.
Расчет НМЦК
Для определения НМЦК используем формулу:
, где:
v - количество (объем) закупки ТРУ. Обратите внимание, что в данной формуле v - не коэффициент вариации, как в формуле, указанной выше. Несмотря на то что значки схожие, в разных формулах они обозначают разные составляющие;
n - количество значений, используемых в расчете;
i - номер источника ценовой информации;
- цена единицы ТРУ, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов;
k - коэффициент для приведения цен прошлых периодов к текущему уровню цен.
Пример расчета НМЦК
Необходимо закупить 10 проекторов: v = 10.
Получены данные о четырех ценовых предложениях: n = 4.
В случае с закупкой проекторов заказчик посчитал применение корректирующих коэффициентов нецелесообразным: k = 1.
= 10 / 4 х (1 х
+ 1 х
+ 1 х
+ 1 х
) = 2,5 х 90 000 = 225 000 (руб.).
НМЦК на закупку 10 мониторов равна 225 000 руб.
При расчете НМЦК приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Применяя данный метод, следует использовать не менее трех ценовых источников, содержащих достоверную информацию. При обработке информации нужно учитывать коэффициент перерасчета, если сведения относятся к разным временным отрезкам, а также проверять, является ли однородной совокупность значений выявленных цен.
Заказчик должен определить и обосновать НМЦК в первую очередь посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Согласно ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе*(5) именно этот метод является приоритетным.
Случаи применения иных методов: нормативного, тарифного, проектно-сметного и затратного - оговорены ч. 7-11 ст. 22 Закона о контрактной системе. Рассмотрим подробнее каждый из этих случаев.
Определение НМЦК нормативным методом
Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам (далее - ТРУ), в случае если такие требования предусматривают установление предельных цен ТРУ.
В каких случаях можно применять нормативный метод определения НМЦК?
Нормативный метод заказчик может применять, если правовыми актами установлены нормативы в отношении закупаемых ТРУ (в том числе их максимальная стоимость). Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 10.06.2011 N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд" цена контракта в соответствующем случае должна рассчитываться на основе установленного значения предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Требования к закупаемым ТРУ устанавливаются в соответствии со ст. 19 "Нормирование в сфере закупок" Закона о контрактной системе.
К сведению. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цены ТРУ) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 19 Закона о контрактной системе).
Как рассчитать НМЦК нормативным методом?
Согласно Методическим рекомендациям *(6) НМЦК нормативным методом определяется по формуле:
, где
V - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
- предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.
В Методических рекомендациях указано, что информацию о предельных ценах ТРУ можно получить в единой информационной системе (ЕИС), а до ввода в эксплуатацию ЕИС - на официальном сайте по госзакупкам (zakupki.gov.ru). На момент написания статьи на официальном сайте по госзакупкам данная информация размещена не была.
К сведению. Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие требования к отдельным видам ТРУ, в частности их предельные цены.
Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации устанавливают правила нормирования в сфере закупок ТРУ для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, в том числе требования к отдельным видам ТРУ (в частности, их предельные цены). Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены) (ст. 19 Закона о контрактной системе).
Когда можно начать применять нормативный метод при определении НМЦК?
Обратите внимание, что нормативный метод в настоящее время применяться не может, поскольку он предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым ТРУ, определенных в соответствии со ст. 19 Закона о контрактной системе. Однако данная статья вступает в силу с 01.07.2014 (ч. 1.2 ст. 114 Закона о контрактной системе). То есть на сегодняшний день отсутствуют требования к закупаемым ТРУ, в том числе и определение их предельных цен, которые должны быть установлены в соответствии с данной статьей.
Впоследствии нормативный метод может применяться для определения НМЦК (если цена ТРУ нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Но при этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле, приведенной выше.
Допустим, требуется закупить 200 единиц товара Z. Предельная цена единицы товара Z, установленная государственными органами на текущий месяц, составляет 1000 руб. Рассчитываем НМЦК нормативным методом: 200 х 1000 руб. = 100 000 руб. При расчете НМЦК методом сопоставимых рыночных цен результат получился выше: 110 000 руб. При составлении заявки в этом случае нужно использовать результаты, полученные с применением нормативного метода (100 000 руб.).
Определение НМЦК тарифным методом
В каких случаях применяется тарифный метод определения НМЦК?
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяется по регулируемым ценам (тарифам) на ТРУ (ч. 8 ст. 22 Закона о контрактной системе).
Если ТРУ закупаются по ценам не ниже законодательно установленных (равным или выше), то тарифный метод при определении НМЦК применять не следует (п. 5.1 Методических рекомендаций).
Как рассчитать НМЦК тарифным методом?
НМЦК тарифным методом определяется по формуле:
, где
V - количество (объем) закупаемых ТРУ;
- цена (тариф) единицы ТРУ, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.
Информация о регулируемых тарифах размещена на сайте Федеральной службы по тарифам (www.fstrf.ru).
Кто устанавливает регулируемые цены?
Регулируемая цена (тариф) либо устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти по государственному регулированию цен (тарифов), органами местного самоуправления, либо обуславливается регулируемыми наценками, надбавками и другими увеличениями.
Федеральной службой по тарифам устанавливаются цены и тарифы:
- на газ природный (в том числе транспортировку) - опт;
- на электрическую и тепловую энергию (предельные уровни);
- на услуги отдельных портов, аэропортов;
- на перевозки железнодорожным транспортом;
- на отдельные услуги почтовой и электрической связи и т.п.;
- на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам.
Органы регулирования субъекта РФ осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции (услуг):
- тепловую и электрическую энергию;
- товары и услуги организаций коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение, захоронение ТБО);
- присоединение к тепловым и электрическим сетям;
- газ природный сжиженный, реализуемый для населения;
- размер платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям (предельный индекс изменения);
- жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) - предельные оптовые и розничные надбавки к ценам;
- перевозки грузов речным транспортом;
- пассажирские перевозки по дотируемым речным и авиационным линиям;
- перевозку пассажиров и багажа общественным городским транспортом (за исключением муниципального);
- услуги отдельных портов, аэропортов;
- оптовые и розничные надбавки к ценам на нефтепродукты.
Органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Регулирование на этом уровне также может осуществляться в соответствии с законами субъекта РФ. Так, Законом Республики Саха от 15.06.2005 246-З N 499-III "О наделении органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов)" органам местного самоуправления переданы полномочия по регулированию цен и тарифов на следующие виды продукции, товаров и услуг:
- топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемые населению;
- наценки на продукцию, реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных школах;
- социальные услуги, предоставляемые населению учреждениями, предприятиями социального обслуживания;
- торговые надбавки (оптовые, розничные) на социально значимые продовольственные товары;
- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном, внутрирайонном (внутриулусном) сообщении (за исключением регулируемых ГКЦ-РЭК РС(Я)).
Информация о ценах, регулируемых органами местного самоуправления, как правило, размещается на официальных порталах государственной власти: на странице департамента тарифной и ценовой политики или в разделе "Экономика и финансы".
Определение НМЦК проектно-сметным методом
В каких случаях применяется проектно-сметный метод определения НМЦК?
Проектно-сметным методом определяется НМЦК:
- на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
- на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора (ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе).
Обратите внимание, что согласно п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе применение проектно-сметного метода необходимо для определения НМЦК на выполнение работ только по капитальному ремонту. Текущий ремонт в ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе, определяющей применение проектно- сметного метода, не указан.
Основанием для определения НМЦК проектно-сметным методом является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная согласно законодательству РФ.
Метод применяется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.
А если объект капитального строительства финансируется из федерального бюджета?
Если строительство, реконструкция или техническое перевооружение (связанное со строительством или реконструкцией) объекта капитального строительства финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, то должна быть проведена проверка достоверности определения сметной стоимости строительства этого объекта*(7). Причем такая проверка проводится вне зависимости от обязательности государственной экспертизы проектной документации.
Если на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства направляются средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП), то рекомендуется устанавливать размер НМЦК в соответствии с объемом капитальных вложений на реализацию инвестиционного проекта, предусмотренного соответствующим нормативным правовым актом Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств (п. 6.3 Методических рекомендаций).
В случае, когда сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта не превышает установленный объем капитальных вложений, НМЦК на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.
Объем капитальных вложений устанавливается соответствующим нормативным правовым актом Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств. Сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта рассчитывается в ценах соответствующих лет с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определяемых Минэкономразвития в рамках разработки прогноза социально-экономического развития РФ.
Определение цены контракта затратным методом
Затратный метод применяется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к ним (ч. 10 ст. 22 Закона о контрактной системе).
Что учитывать при определении НМЦК затратным методом?
НМЦК определяется как сумма произведенных затрат и прибыли, обычной для данной сферы деятельности. При этом должны учитываться обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные необходимые расходы.
Заказчик может получить информацию о прибыли, обычной для определенной сферы деятельности, анализируя контракты, размещенные в ЕИС, других общедоступных источниках информации, в том числе данные информационно-ценовых агентств, открытых и заказных результатов изучения рынка.
Пример расчета НМЦК затратным методом
Наименование объекта закупки: регламентные работы по обслуживанию и запуску автономного источника электроснабжения - передвижного дизель-генератора (ДГУ).
Стоимость обслуживания ДГУ, которая определяется затратным методом, состоит из следующих частей:
- предпусковое обслуживание ДГУ;
- затраты на запуск ДГУ;
- затраты на приобретение для ДГУ масла, на замену воздушного и масляного фильтров.
Расчет и обоснование затрат на выполнение регламентных работ по обслуживанию и запуску автономного источника электроснабжения - передвижного дизель-генератора приведем в таблице.
N п/п | Содержание работ, услуг | Трудоемкость (Тр), чел.-час/ мес. | Стоимость единицы рабочего времени специалистов (Pt), руб./мес. | Стоимость товаров, работ, услуг (Ртру), руб. |
1 | Предпусковое обслуживание и запуск ДГУ электромонтажником 3-го разряда (январь-сентябрь 2014 года) | 4 | 133,66 | 4 811,76 Ртру = Тр х Pt х 9 (мес.) |
2 | Предпусковое обслуживание и запуск ДГУ электромонтажником 4-го разряда (январь-сентябрь 2014 года) | 16 | 150,77 | 21 710,88 Ртру=Тр х Pt х 9 (мес.) |
3 | Материалы для запуска ДГУ | 6 966,18 | ||
4 | Масляный фильтр, арт. ХХХ | 508,48 | ||
5 | Воздушный фильтр, арт. ZZZ | 830,51 | ||
6 | Масло (марка) | 4 957,74 | ||
7 | Накладные расходы (40% суммы п. 1-6) | 17 505,76 | ||
8 | Себестоимость работ | 57 291,31 | ||
9 | Прибыль (18% от п. 8) | 10 312,44 | ||
10 | Сметная стоимость контракта | 67 603,75 | ||
11 | НДС 18% | 12 168,68 | ||
12 | Всего по смете | 79 772,43 |
* * *
Обратите внимание, что расчет НМЦК должен сопровождаться справочной информацией и документами (либо реквизитами документов), на основании которых этот расчет выполнен. Причем в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в Интернете, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предоставивших соответствующую информацию. Целесообразно сохранять оригиналы использованных при определении и обосновании НМЦК документов, снимки экрана (скриншоты), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов, с указанием даты и времени их формирования.
Т.Ю. Антропова,
главный редактор журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 4, 5, апрель, май 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, вместо НМЦК в качестве обязательного критерия может быть использована стоимость жизненного цикла товара (объекта).
*(2) Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
*(3) Правила описания объекта закупки указаны в ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
*(4) Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации).
*(5) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(6) Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567.
*(7) В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"