На директоров нигде не учат
Первый этап всероссийского конкурса "Директор школы - 2014" стартовал. Заявки на участие принимаются до 15.04.2014. В чем особенность мероприятия и в чем конкретная польза, рассказывает член жюри и оргкомитета конкурса - Дмитрий Ефимович Фишбейн, кандидат педагогических наук, директор АНО "Образовательный квартал".*(1)
Директор школы - фигура ключевая для системы образования.
Возможность разговаривать об аспектах управления школой именно с директорами, обмениваться с ними опытом, выявлять и распространять лучшие управленческие практики необходима!
Об успехах грамотного управления, увы, не пишут
Мы много беседуем с руководителями школ, и это общение вызывает стойкое ощущение, что первое лицо образовательной организации - очень одинокая фигура. Ему не с кем посоветоваться, а управленческие решения, которые он принимает, на часть людей в коллективе влияют негативно или негативно воспринимаются. Один из способов преодоления этого "структурного" одиночества - профессиональная среда других управленцев, с которыми можно обсуждать свои проблемы в управлении, не боясь за последствия.
Еще одна проблема из проблем - уровень квалификации. Ведь на директоров нигде не учат. В основном это те, кто прошел все ступеньки: учитель - завуч - директор. У них большой педагогический опыт, но чисто управленческих навыков не хватает. Многие из них данный факт признают. Конкурс "Директор школы" - серьезная площадка для роста профессиональной компетентности.
Наконец, нужно поддержать директорский корпус в нынешних сложных условиях, когда решать бюджетные проблемы приходится на фоне многочисленных изменений в системе образования. Мы хотим, чтобы общественность обратила внимание на эту фигуру - директор школы, на его достижения и не искала бы в ней исключительно врага: директор сделал что-то не то, выплатил не все деньги, нарушил, уволил и т.д. О победах, о достижениях, об успехах грамотного управления, увы, не пишут.
Директорам есть что сказать
Каждый директор школы, желающий побороться за почетный титул, регистрируется лично, по своей инициативе, без отборов, разнарядок и региональных этапов. Он заполняет анкету на сайте http://konkurs.direktor.ru, а потом отсылает в оргкомитет эссе на заданную тему, опираясь на свой опыт в менеджменте. Тридцать победителей заочного этапа осенью примут участие в очном этапе, который в ноябре пройдет в Общественной палате. За четыре года существования мероприятия конкурс объединил две с половиной тысячи директоров, уже можно говорить, что выявилась большая группа инициативных, неравнодушных руководителей, которые пытаются поднять свою школу на новый уровень, могут об этом рассказывать, демонстрировать результаты. Директорам есть что сказать. Сохранилась достаточно большая когорта директоров, которым не все равно. Они реально хотят сделать многое для того, чтобы результаты у школы были: и чисто образовательные результаты - уровень обученности, и результаты с точки зрения социализации детей, дальнейшего взаимодействия с выпускниками и т.д.
Сравниваются не достижения, а навыки
Мы еще на старте конкурса приняли для себя позицию: ни в коем случае нельзя сравнивать сами образовательные учреждения. Понятно, что ресурсы успешной столичной школы - не только финансовые, но и информационные и человеческие - намного выше, чем в сельской. Однако директора школы можно выбрать из ряда его коллег: он должен продемонстрировать профессиональные навыки, то, как он преодолевал возникавшие управленческие проблемы. Таким образом, в конкурсе сравниваются не достижения, а навыки управленцев, организаторов, кризис-менеджеров - то есть руководителей. Проблемы разные, но способы их решать сравнимые. Тема конкурса 2014 года - "Человеческие ресурсы: деньги в управлении". В эссе участники описывают, как они используют финансы в управлении учебным заведением. Один из важных результатов конкурса за каждый год - подборка антикризисных кейсов, основанных на опыте конкретных директоров: описаны управленческие проблемы и то, как они решались лучшими директорами страны. Эта подборка может служить практическим пособием. Любой директор школы потом сможет воспользоваться уникальным банком материалов, банком успешного опыта.
Каков эффект конкурса?
Любые образовательные эффекты оценить в короткой перспективе очень сложно. Мы не можем сказать, что благодаря конкурсу значительно повысилась профессиональная квалификация директорского корпуса или что образовательные учреждения стали намного лучше, образовательные результаты в этих школах повысились и т.д. Для системы образования в принципе характерен отложенный эффект, и конкурс не исключение.
Но нам явно удалось создать новый тип педагогического конкурса в принципе. Нас очень радует, что финалисты начинают сотрудничать, общаться, обмениваться опытом, ездить друг к другу на стажировки уже по своей инициативе - независимо от конкурса, от оргкомитета. Они налаживают связи, реализуют уже свои проекты. Ведутся даже разговоры о том, что нужно создать профессиональное сообщество директоров, ассоциацию, которая бы оказывала помощь, заявляла общие позиции от директорского корпуса, а иногда и защищала своих участников.
Директор - должность и профессия
Нельзя сказать, что картина, которую мы получаем в результате конкурса, анализа тех кейсов, что присылают директора, уж очень радужная. Конечно, многие руководители школ еще не осознают себя, воспринимают себя не как самостоятельных деятелей - скорее как исполнителей. Я так это формулирую: у них есть понимание должности "директор", но нет понимания профессии "директор". Должность - это место, где ты должен принимать те или иные решения, подписывать приказы, отвечать за безопасность детей и т.д. Но этого мало. Понятие профессии директора еще включает самостоятельную реализацию инновационных проектов и развитие: как школы, так и той территории, на которой она находится.
Сейчас ведутся разговоры - нам кажется, очень правильные - по поводу профессионального стандарта учителя и, в частности, профессионального стандарта директора. Это действительно сложный вопрос: что является тем обязательным минимумом знаний, умений и навыков, который должен быть у директора школы? Одним из подходов к поредению этого профессионального стандарта может стать анализ деятельности лучших директоров и описание тех необходимых профессиональных компетенций, которые должны быть у любого директора школы, или по крайней мере то, к чему он должен стремиться.
В национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" сейчас запускают проект по изучению школьного директорского корпуса России. И основанием такого проекта служит установка, что у нас очень мало информации, кто эти люди - директора, как они пришли в профессию, насколько долго они в ней задерживаются, какие у них трудности и успехи, какая помощь им необходима, насколько быстро меняются они на руководящей должности. Нам кажется, что понимание в сообществе, в частности в руководстве системы образования, того, как живет группа ключевых работников системы образования, которые возглавляют школы, - очень важно. Мы после каждого конкурса делаем анализ всех этапов его проведения и знакомим Минобрнауки с результатами. Данная информация позволяет более адекватно строить взаимодействие на всех уровнях власти - взаимодействие именно в контексте взаимодействия с директорами образовательных организаций.
Что будет нового?
Конкурс постоянно развивается. Каждый год появляется что-то новое. Так, в прошлом году, кроме основного, появились дополнительные конкурсы от наших партнеров. Они позволили принять участие еще большему количеству директоров и тоже получить оценку деятельности по разным направлениям, в частности по внедрению в образование информационных технологий: web 2.0, интернет-технологии для обучения и управления. В этом году планируем дополнительный конкурс сайтов общеобразовательных организаций.
Есть серьезные государственные требования к обязательному наполнению школьных сайтов, но также существует много не предусмотренных законом содержательных моментов, которые тоже нужны и важны. Думаю, что по итогам конкурса сайтов мы сможем дать школам конкретные образцы, примеры и рекомендации.
Организационные вопросы
Важный для нас вопрос - прозрачность, открытость конкурса. Работы оценивают две группы профессионалов, всего более шестидесяти человек. Первая - "большое жюри": Ефим Рачевский, Евгений Ямбург, Анатолий Каспржак и другие эксперты, известные всей стране. Им доверяют, они имеют большой опыт самостоятельного управления образовательными организациями. Вторая группа - реальные директора школ, финалисты прошлых конкурсов. Каждую работу читают как минимум три человека. Это гарантия объективности. Тридцать лучших директоров мы приглашаем на очный этап конкурса.
К сведению. Ефим Лазаревич Рачевский - российский педагог, директор центра образования "Царицыно". Заслуженный учитель России, лауреат премии Президента РФ в области образования за 2004 год, удостоен почетного звания "Народный учитель России", награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Член Общественной палаты, член комиссии Общественной палаты по развитию образования.
Центр образования "Царицыно" - общеобразовательная школа N 548 (Москва), в которой наряду с общим образованием можно получить разнообразное дополнительное образование, профессиональную подготовку, а также повысить свою квалификацию в различных областях человеческой деятельности.
Евгений Шоломович Ямбург - советский и российский педагог, общественный деятель. Доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, член-корреспондент РАО, директор центра образования N 109 (Москва), больше известного как "школа Ямбурга". Автор книг "Эта скучная наука управления", "Школа для всех" (лучшая педагогическая книга России 1997 года), "Педагогический декамерон". Разработчик и автор адаптивной модели школы - новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы, главный посыл которой - не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребенка.
Анатолий Георгиевич Каспржак - директор Центра развития лидерства в образовании. Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России. Научный руководитель программы "Менеджмент в сфере образования". Участник проектов, реализуемых Минобрнауки, а также ряда международных проектов.
Другой значимый момент - прозрачность бюджета. Впервые в образовательном пространстве России мы открыто заявили его, перечислили все расходные и доходные статьи: откуда берутся деньги и как они тратятся, как организуется конкурс, кто его поддерживает, каков призовой фонд, сколько выплачивается победителям, какие подарки они получают. Мы рады, что появились люди, которые, узнав о конкурсе, сочли нужным выделить на него какую-то сумму в качестве пожертвования. Мы будем благодарны всем, кто готов поддержать это важное мероприятие, и готовы отчитаться по каждому рублю, на что он пошел: на какую поддержку директоров, на реализацию каких конкретных проектов и направлений.
* * *
Тенденция нашего времени - школам делегируют большой объем полномочий. Директорам имеет смысл подготовиться к тому, что многие решения будут приниматься именно на уровне школы, а значит, им нужен достаточно высокий уровень квалификации: чисто управленческой, экономической, юридической и т.д. Если директор школы позиционирует себя только в качестве менеджера, который должен обеспечивать организационные, финансовые, юридические вещи (а органы власти позиционируют его так), - этого мало. Основным объектом его внимания должно быть не только обеспечение условий в школе, но и его профессиональный рост, а значит, и рост педагогов. Директор школы должен стать учителем учителей. Конкурс поможет этой задаче.
Д.Е. Фишбейн,
директор АНО "Образовательный квартал"
"Руководитель бюджетной организации", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Материал подготовила И.А. Зубкова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"