Операция: регистрация
Если организация или предприниматель собираются что-то продавать или предоставлять услуги населению, то им, вероятнее всего, придется обзавестись кассой. О том, как зарегистрировать покупку в налоговой инспекции, рассказала Вероника Позднякова.
Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 года N 470. Казалось бы, что сложного, следуй этому документу, и все будет хорошо. Однако на практике у желающих поставить ККТ на учет возникает масса вопросов. Предлагаю вам пошаговую инструкцию, какие действия нужно совершить.
Шаг 1. Собираем документы
Итак, кассовый аппарат выбран и приобретен, теперь пора собирать бумаги для его регистрации. Перед тем как начать это делать, сначала стоит определиться: в какой инспекции вы будете регистрировать аппарат. Индивидуальные предприниматели ставят на учет ККТ по месту своей регистрации, то есть по месту жительства. А вот компаниям нужно обращаться в инспекцию по месту нахождения фирмы либо обособленного подразделения, если таковое имеется, то есть другими словами, по месту использования агрегата.
Для регистрации ККТ в налоговой нужно подготовить заявление о регистрации контрольно-кассовой техники (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 г. N ММ-3-2/152@). К заявлению не забудьте приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке (его нужно заключить с центром техобслуживания). По идее, это все документы, которые необходимо подать ревизорам: именно такой перечень установлен в Положении, утвержденном постановлением N 470. Но на практике контролеры могут запросить дополнительные документы, к этому нужно быть готовым.
Шаг 2. Высылаем бумаги
Как я уже сказала, налоговики могут запросить дополнительные бумаги. Советую взять с собой в инспекцию все документы, которые есть у компании и предпринимателя, включая регистрационные (свидетельства ОГРН и ИНН). Также могут потребоваться: документ о собственности (или договор аренды) на помещение, в котором будет использоваться ККТ; журнал кассира-операциониста и журнал учета вызовов специалистов. Пригодятся и бумаги, которые заполнили в центре технического обслуживания, например, учетный талон ККТ. Не лишним будет захватить с собой незаполненные бланки формы заявления (вдруг на месте налоговики выявят ошибки в подготовленных документах). В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Например, если регистрируется не новая ККТ, в таком случае придется представить копию старой регистрационной карточки с отметкой о снятии кассового аппарата с учета (эту бумагу должен передать покупателю продавец). Как видите, пакет документов может разниться, поэтому советую уточнить его состав применительно к регистрации конкретной техники. Это позволит избежать отказов в регистрации.
Обратите внимание, подать бумаги можно как самостоятельно, так и по доверенности. В первом случае в инспекцию должен пойти руководитель компании или предприниматель. Во втором - представителем фирмы и ИП может быть любое лицо, включая фирму-посредника, однако у него должна быть доверенность. Кстати, бумаги законом разрешено отправить и по почте.
Итак, документы поданы, возникает вопрос: а может ли инспекция отказать в регистрации? Ответ - может. И вот в каких случаях: если представлен неполный комплект документов или поданы бумаги, которые оформлены неправильно и эти недостатки не устранены; компанией или ИП предъявлена для регистрации модель, не включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники или исключенная из него. Со списком таких аппаратов можно ознакомиться на сайте ревизоров по адресу: www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/kkt/. Не примут документы, если истек срок амортизации ранее применявшейся техники, исключенной из Государственного реестра ККТ. Иногда аппараты воруют, следовательно, если вы вдруг приобрели ККТ, находящийся в розыске, - в регистрации будет отказано. Вам также откажут, если обнаружена неисправность, отсутствует марка-пломба, идентификационный знак либо средство визуального контроля (знаки "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание"); отсутствует заключенный договор о технической поддержке; наконец, при регистрации ККТ представлены чеки, контрольные ленты и фискальные отчеты, не соответствующие техническим требованиям к этой технике или отпечатанные в нефискальном режиме.
Шаг 3. Рассмотрение документов
Если все бумаги в порядке, инспекция в срок не позднее 5 рабочих дней с даты представления документов зарегистрирует контрольно-кассовую технику. Ревизоры внесут сведения о ней в книгу учета. А компании или ИП выдадут карточку регистрации. Ее нужно хранить по адресу, указанному в ней в течение всего срока эксплуатации агрегата.
Однако, прежде чем зарегистрировать технику, инспектор рассмотрит поданные бумаги: он проверит представленные сведения и информацию. Если контролер обнаружит какую-то ошибку, то сообщит об этом компании или предпринимателю. Последние смогут устранить выявленные недостатки. Однако сделать это нужно будет оперативно - в течение 1 дня.
Если документы будут в порядке, чиновник назначит день и время осмотра ККТ. Кассу необходимо будет доставить в инспекцию. Если техника регистрируется в составе платежного терминала или банкомата, то есть ее невозможно будет привести в налоговую, то нужно предоставить контролеру возможность осмотреть ККТ на месте.
Когда осмотр будет завершен, кассу опломбируют маркой-пломбой, включат фискальный режим, активируют накопитель памяти. Когда фискализация будет завершена, инспектор проверит наличие на чеках необходимых реквизитов. Будет отпечатан чек на произвольную сумму, которую нужно отразить в сменном и фискальном отчетах. Если активация прошла успешно, то ревизор внесет сведения в книгу учета ККТ, поставит отметки в паспорте и учетном талоне, заполнит карточку регистрации.
Шаг 4. Работаем
ККТ зарегистрирована, теперь можно ее применять. Напомню, что делать это должно большинство компаний и предпринимателей, которые осуществляют торговлю или оказывают услуги, за исключением отдельных категорий бизнесменов, например, коммерсантов, применяющих "вмененку" или патентную систему налогообложения.
Если же компания или ИП обязаны по закону использовать кассу, но они этого не делают, то им не избежать ответственности, которая установлена пункте 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф за такое нарушение для компаний составляет от 30 000 до 40 000 рублей, для предпринимателей - от 3000 до 4000 рублей.
Нельзя забывать, что налоговики могут проверить работу с кассой. Причем делать это они могут несколько, а точнее - сколько угодно, раз в год (Письмо от 12.09.2012 г. N АС-4-2/15195).
Контролеры вправе изучать все первичные документы, которые относятся к кассе, а именно приказ об установлении лимита наличных денежных средств, ленты кассовых аппаратов, кассовые книги, авансовые отчеты, приходные ордера и так далее.
Однако есть и хорошая новость. Оштрафовать за отказ предоставить какие-либо кассовые документы, за ошибки в них налоговики не вправе. Статья 126 НК РФ в этом случае не применяется. Ответственность может грозить только за превышение лимита наличных или неоприходование выручки. Его размер составляет от 40 000 до 50 000 рублей для компаний и от 4000 до 5000 рублей для руководителей (ст. 15.1 КоАП РФ). Инспекторы вправе одновременно наказать как организацию, так и директора. На практике чаще всего так и происходит.
В. Позднякова
"Расчет", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru