Арендуем... экипаж
Фирма может взять во временное пользование автомобиль с водителем, для этого ей нужно заключить договор аренды транспортного средства с экипажем. С точки зрения собственника ТС, такой контракт сулит только плюсы, он сохраняет полный контроль за условиями и режимами эксплуатации машины. А какие преимущества получает компания?
Арендодатель может сдать в аренду автомобиль на условиях предоставления услуг по его управлению и технической эксплуатации. Для этого он заключает с желающим получить во временное пользование ТС договор аренды с экипажем. Обратите внимание: аренда с экипажем или без такового - это разные виды аренды. Для каждого из них в Гражданском Кодексе предусмотрены свои нормы. В чем особенности аренды с экипажем? На что обратить внимание при составлении договора? Как арендатору правильно оформить первичные учетные документы?
Общие условия
По договору аренды транспортного средства с экипажем собственник автомобиля (ст. 632 ГК РФ): предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование, а также оказывает своими силами услуги по управлению машиной и ее технической эксплуатации.
Как видно, договор имеет две составляющие. Поэтому в акте приема-передачи нужно отразить поступления от собственника к компании не только автомобиля, но и экипажа. Хотя эта рекомендация звучит дико, пренебрегать ею не следует.
Суды приходят к выводу, что если транспортное средство передано без экипажа и арендодатель не сможет доказать, что объект аренды эксплуатировался с экипажем, то взыскать с арендатора арендную плату ему не удастся (постановления ФАС Уральского округа от 21.12.2010 г. N Ф09-10614/10-С5 по делу N А76-45677/2009-18-1170/208, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.02.2011 г. по делу N А67-5335/2010). Дело в том, что условие об оказании услуг по управлению является существенным для договоров данного вида (п. 1 ст. 432 ГК РФ). И если оно не соблюдено, контракт считается незаключенным.
Такой нюанс заслуживает самого пристального внимания бухгалтера. Ведь по длящимся соглашениям аренды оформлять акты об оказании услуг не обязательно (письмо Минфина России от 06.10.2008 г. N 03-03-06/1/559). Акты приема-передачи имущества не только удостоверяют отношения аренды, но и являются первичными учетными документами для признания расходов.
Впрочем, состав экипажа и персональные данные его членов могут быть отражены в отдельном "передаточном" документе. Но его должны подписать и лица, которых арендодатель уполномочил на управление машиной (ст. 402 ГК РФ). Это может быть наряд на работу у арендатора.
В ходе исполнения условий контракта состав экипажа может изменяться. Об этом собственник должен уведомить фирму.
Операции по передаче персонала напоминают процедуры, характерные для договоров аутсорсинга. И действительно, в пункте 2 статьи 635 Гражданского Кодекса прямо сказано: члены экипажа являются работниками арендодателя.
Из этой формулировки следует, что стороной договора аренды автомобиля с экипажем не может быть физическое лицо, которое самолично оказывает услуги по его управлению. В такой ситуации с физлицом надлежит заключить два договора: один - аренды машины без экипажа, второй - на оказание услуг по управлению ТС. Причем с части вознаграждения (относящегося к оказанию услуг) арендодателю придется уплатить взносы на обязательное социальное страхование.
Альтернативным вариантом оформления отношений с физлицом - владельцем автомобиля может быть договор перевозки (ст. 785 ГК РФ). Он менее выгоден для сторон, поскольку тогда взносы на обязательное социальное страхование придется уплатить со всей суммы сделки. Но если водитель имеет статус индивидуального предпринимателя, уплачивать за него страховые взносы, а также НДФЛ не придется.
Добавим, что наемных работников вправе привлекать и физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя (ст. 303 ТК РФ). Другими словами, физлицо может быть полноценной стороной договора, если вверит свое авто другому водителю.
Распределяем обязанности
Предусмотренные законом обязанности участников договора охарактеризованы в Таблице 1.
Таблица 1. Обязанности по договору аренды автомобиля с экипажем
Арендодатель обязан (безоговорочно) | Арендатор обязан (если иное не предусмотрено договором) | Члены экипажа обязаны подчиняться (п. 2 ст. 635 ГК РФ) |
- поддерживать надлежащее состояние автомобиля, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ); - обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию ТС в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (п. 1 ст. 635 ГК РФ) | - нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией автомобиля, в т.ч. расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ) | - распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации автомобиля; - распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации автомобиля |
Привлечение стороннего персонала освобождает арендодателя от ряда обязанностей. Например, организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей, эта функция ляжет на плечи арендодателя (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Он же обеспечивает мероприятия по охране труда, включая проведение специальной оценки условий труда (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Обязанности по страхованию автомобиля стороны определяют в договорном порядке. По умолчанию они возлагаются на собственника ТС (ст. 637 ГК РФ).
Обязанности арендатора, установленные законом и договором, определяют круг расходов, которые он вправе учесть в целях налогообложения прибыли. Скажем, признать траты на ремонт арендованного автомобиля он не сможет. Это позволено только арендодателю.
Платим взносы
Договор может предусматривать, что расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендатор (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Такое соглашение не свидетельствует о наличии у него договорных, в том числе трудовых отношений с водителем. Поэтому уплачивать взносы на обязательное социальное страхование за экипаж ему не придется (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации..."). Эта обязанность сохраняется за собственником машины.
Минфин (Письмо от 01.12.2009 г. N 03-03-06/1/780) считает, что плата по договору аренды транспортного средства с экипажем состоит из двух частей: денег собственно за аренду машины и платы за услуги по управлению автомобилем. Но такое толкование выходит за рамки закона. Данный договор не является смешанным, содержащим элементы различных контрактов (п. 3 ст. 421 ГК РФ): аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ) и возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Это самостоятельный вид договора (что подтверждено в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2009 г. N Ф04-4263/2009(10662-А67-11) по делу N А67-4601/2008). Поэтому цена контракта распределению между "элементами" не подлежит.
Подчеркнем: договор аренды автомобиля с экипажем подразумевает участие как минимум трех разных лиц - арендодателя, арендатора и водителя. Если же собственник и водитель - это одно лицо, заключенный договор нуждается в толковании (ст. 431 ГК РФ). А уж каким образом он будет переквалифицирован в целях исчисления страховых взносов (пп. 4 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации...") - зависит от особенностей его исполнения. Арбитражная практика единообразием не "страдает".
Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 13 ноября 2013 года по делу N А06-1300/2013 был сделан вывод, что подобные сделки с физлицами представляли собой договоры перевозки. Такое решение повлечет за собой доначисление взносов. А вот в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2013 года по делу N А69-2236/2012 судьи пришли к противоположному заключению - что фактически имели место отношения аренды имущества. Такая интерпретация доначислением взносов не грозит. Наконец, в постановлении ФАС Поволжского округа от 15 января 2013 года по делу N А65-16395/2012 представлено третье мнение: с единой цены договора страховые взносы не могут быть исчислены в принципе (ввиду отсутствия законных методик разграничения выплат, различных по своему целевому назначению).
Е.Ю. Диркова,
ведущий эксперт журнала "ПБ"
"Расчет", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru