Спецоценка условий труда в вопросах и ответах
Закон о специальной оценке условий труда*(1), который заменил привычную аттестацию рабочих мест совершенно новой процедурой, вызвал переполох в профессиональных кругах. Закон вступил в силу с начала 2014 года, но не все даже успели с ним ознакомиться, не говоря о выполнении его требований. Поэтому автор не собирается рассказывать теорию, которая была бы уместна перед вступлением в силу данного закона, а предлагает сразу перейти к рассмотрению практических вопросов, связанных с ведением новой процедуры по специальной оценке условий труда.
Будут ли штрафовать за непроведение специальной оценки условий труда в 2014 году?
Пожалуй, это самый главный вопрос, который волнует практиков. И Минтруд поспешил всех успокоить, разместив на своем сайте ненормативное разъяснение. В нем сообщается, что специальная оценка условий труда (СОУТ) выполняется в соответствии с методикой ее проведения, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н (далее - Методика проведения СОУТ). Этим же документом вводятся классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению. Однако в I квартале 2014 года данный приказ находился на государственной регистрации в Минюсте. Как проводить СОУТ, если еще не вступили в силу необходимые для этого подзаконные нормативные акты? Поэтому Минтруд указал, что требования отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны.
Здесь нужно добавить, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года, в связи с чем могут быть использованы работодателями для целей, предусмотренных Законом о специальной оценке условий труда.
Отметим, что освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам возможно только по результатам СОУТ, что подтверждается ст. 58.3 Закона о страховых взносах*(2).
Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по проведению специальной оценки после вступления в силу всех необходимых правовых актов?
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ вводится в действие ст. 5.27.1 КоАП РФ. Ей фактически будут предусмотрены штрафы за нарушение законодательства об охране труда. При этом ст. 5.27 КоАП РФ в редакции названного закона будет установлена ответственность только за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сейчас (в действующей редакции) в ст. 5.27 КоАП РФ прописаны штрафы за несоблюдение законодательства о труде и об охране труда.
Итак, с 2015 года нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей - от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 60 до 80 тыс. руб. (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Совершение такого правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, наказывается штрафом на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет; на предпринимателей - от 30 до 40 тыс. руб. или приостановлением деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб. или приостановлением деятельности на срок до 90 суток (п. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
К сведению. Для экспертов, проводящих СОУТ с нарушениями, ответственность будет прописана в ст. 14.54 КоАП РФ. Штраф составит для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 70 до 100 тыс. руб. За повторное нарушение санкции увеличатся: для должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Названные санкции вступают в силу в 2015 году.
Текущий 2014 год - фактически для всех переходный период, когда работодателей могут оштрафовать не за непроведение специальной оценки, а за нарушение законодательства об охране труда в целом, в том числе за непринятие мер по созданию безопасных условий труда и за невыплату компенсаций за вредные и опасные условия на рабочих местах. Для этих целей работодатель вправе в текущем году воспользоваться результатами ранее проведенной аттестации рабочих мест. В статье 27 Закона о специальной оценке условий труда есть переходные положения, согласно которым если до дня вступления в силу этого закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
В каких целях используются результаты специальной оценки условий труда?
Изначально введение данной процедуры предусматривало формирование единой системы оценки условий труда, которая позволит определять индивидуальные профессиональные риски работников на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты. Если условия труда работников являются безопасными (что подтверждено результатами специальной оценки или заключением государственной экспертизы условий труда), то дополнительные гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ).
Полный перечень применения результатов СОУТ приведен в ст. 7 Закона о специальной оценке условий труда, в нем более полутора десятка позиций. Выделим то, что будет интересно работникам строительных компаний. Помимо установления гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, по результатам СОУТ работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты, им также назначаются и проводятся медицинские осмотры. Кроме того, на основе результатов СОУТ будут рассчитываться скидки (надбавки) к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, устанавливаться дополнительный тариф пенсионных взносов с учетом класса условий труда на рабочем месте, а также обосновываться финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Из каких средств финансируются затраты на специальную оценку условий труда?
В общем случае организация и финансирование проведения СОУТ осуществляются за счет работодателя. Об этом сказано в ст. 212 ТК РФ и в ст. 8 Закона о специальной оценке условий труда. В то же время в п. 3 ст. 22 Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(3) в числе обязательных подзаконных актов названы правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н. В нем финансовое обеспечение за счет взносов по травматизму, как и раньше, предусмотрено для мероприятий по проведению аттестации рабочих мест, а не для СОУТ (хотя Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения во многие нормативные акты вследствие замены аттестации на специальную оценку). В связи с тем что в 2014 году аттестация фактически отменена (остаются в силе лишь ее результаты), страхователь вправе требовать финансирования аналога аттестации - специальной оценки условий труда, считая ее одной из предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. При этом на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусмотрено не более 20% от суммы начисленных страховых взносов на страхование от травматизма (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").
Какие изменения внесены в отчетность работодателей по страховым взносам во внебюджетные фонды в связи с введением специальной оценки условий труда?
Результаты специальной оценки используются для целей страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пенсионного страхования. Поэтому изменения внесены в соответствующую отчетность страхователей-работодателей.
В частности, в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам (ф. 4-ФСС), утвержденном Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 N 107н, есть таблица 10 разд. 2, где приводились данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, о количестве рабочих мест, аттестованных по условиям труда, в том числе отнесенных по условиям труда к вредным и опасным классам. Приказом Минтруда РФ от 11.02.2014 N 94н в названную таблицу формы 4-ФСС вносятся изменения.
Во-первых, меняется само название, которое в обновленной редакции выглядит так: "Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года". Во-вторых, меняется и состав заполняемых сведений. Это данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда по результатам специальной оценки, содержащиеся в отчете о проведении такой оценки. При этом если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим ранее порядком, не истек, то в названной таблице указываются сведения на основании данной аттестации.
Кардинально изменилась отчетность в ПФР. Правление Пенсионного фонда своим Постановлением от 16.01.2014 N 2п утвердило новую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (ф. РСВ-1 ПФР). По сути, это единая форма, позволяющая плательщикам страховых взносов обеспечить представление сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации и сведений персонифицированного учета по застрахованным лицам, исключая их несоответствие. В разделе 2 новой формы РСВ-1 ПФР есть подразд. 2.4, посвященный расчету страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков. Именно здесь указываются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на работах, дающих право на получение досрочной пенсии. Таблица разд. 2.4 заполняется либо на основании результатов аттестации рабочих мест, результатов специальной оценки труда, либо того и другого. При этом сведения разбиты по классам (подклассам) условий труда, по которым применяются соответствующие дополнительные тарифы. В подразделе 2.4 выделены классы условий труда "вредный" и "опасный". В случае если рабочим местам по условиям труда установлен класс опасности "допустимый" или "оптимальный", то заполнять следует иные подразделы (2.2 и 2.3), при условии, что страхователи входят в категорию тех, кто уплачивает взносы по дополнительным тарифам согласно ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах.
Что такое классы условий труда на рабочем месте и на что они влияют?
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 Закона о специальной оценке условий труда).
Оптимальными являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают безопасные уровни для человека.
Допустимыми считаются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы в пределах норм, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня.
Вредными являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. В свою очередь, вредные условия делятся на четыре подкласса.
Опасными считаются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания.
Определение класса условий труда нужно не только для принятия мер по улучшению условий труда работников, но и для того, чтобы определить, в каком объеме следует проводить СОУТ на предприятии. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются методикой, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н.
Что такое специальная оценка условий труда и каковы основные этапы ее проведения?
Специальная оценка условий труда - это комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника (п. 1 ст. 3 Закона о специальной оценке условий труда). Эталоном, с которым сравниваются результаты специальной оценки, являются санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, предусмотренные СанПиНами главного государственного санитарного врача РФ, принятыми во исполнение ст. 25 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения*(4).
Специальная оценка условий труда проводится в несколько этапов, которые можно выделить как исходя из норм Закона о специальной оценке условий труда, так и из положений Методики проведения СОУТ.
Этап 1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов экспертами сторонней организации, на которых возложено проведение СОУТ. Идентификация подразумевает сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных или (или) опасных факторов, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н. По результатам идентификации формируется перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям.
Этап 2. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. Данные действия проводятся только в отношении идентифицированных на рабочих местах вредных и опасных факторов. Различают неблагоприятные факторы производственной среды и трудового процесса. По их наличию (отсутствию) классифицируются условия труда, причем делают это эксперты сторонней организации, на которых возложено проведение исследований и измерений. Экспертам может понадобиться помощь в лице комиссии по проведению СОУТ. Такая комиссия создается работодателем и в нее входят специалист по охране труда, представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии).
Этап 3. Отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений. Данной процедурой, так же как исследованиями и измерениями, занимаются сторонние эксперты, которые учитывают химические, биологические, виброакустические и иные факторы при квалификации условий труда. При этом принимается во внимание тяжесть и напряженность трудового процесса на рабочих местах. Итоговая оценка дается экспертами комплексно.
Этап 4. Оформление результатов проведения СОУТ в виде отчета, форма которого утверждена Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н. Названная выше комиссия уполномочена подписывать и утверждать данный отчет, на основании которого работодателем принимаются соответствующие меры по обеспечению безопасности труда на рабочих местах.
В чем заключается процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда?
Согласно ст. 11 Закона о специальной оценке условий труда данная процедура проводится в отношении рабочих мест, на которых не выявлены (не идентифицированы) вредные или опасные производственные факторы. Декларирование заменяет основной этап специальной оценки - исследование и измерение потенциально вредных и опасных факторов. Декларирование подтверждает, что условия труда соответствуют нормативным требованиям в области охраны труда.
Форму и порядок подачи декларации разрабатывает и утверждает Минтруд. Срок действия декларации соответствия условий труда нормативным требованиям - пять лет. Но если в этот период произошел несчастный случай на производстве или выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных или опасных факторов, то действие декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.
* * *
Итак, автор рассказал все, что знал о специальной оценке условий труда. В основном рассмотрены положения законодательства. Читателю рекомендуем следить за официальными разъяснениями и посещать сайт Минтруда, где советы чиновников представляются как в виде рекомендательных писем, так и тематических интервью. В любом случае, если в силу тех или иных причин специальная оценка условий труда не проведена, паниковать не стоит, так как 2014 год - это, по сути, переходный период, в течение которого Закон о специальной оценке условий труда будет дополняться всеми необходимыми подзаконными актами, разрешающими все организационные и практические вопросы проведения данного мероприятия у работодателей.
Л.Г. Лукинова,
эксперт журнала
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
*(2) Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"