Комментарий к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.02.2014 N 94н "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения"
В форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - Расчет) и Порядок ее заполнения (далее - Порядок)*(1) внесены ожидаемые изменения, которые действуют уже начиная с подачи отчета за I квартал 2014 года.
Внесение этих изменений связано, прежде всего, с введением нового порядка оценки рабочих мест на предмет выявления имеющихся на них вредных и опасных производственных факторов. Напомним, что с 01.01.2014 действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
Поправки*(2) в Расчет и Порядок приняты Приказом Минтруда России от 11.02.2014 N 94н (далее - Приказ N 94н).
СОУТ вместо аттестации
Итак, изменилась таблица 10 Расчета. В ней теперь вместо сведений о результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда надо отражать сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ). Впрочем, напомним, согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения: если до дня вступления в силу данного закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения этой аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ. При этом для целей, определенных ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ, используются результаты проведения аттестации.
Здесь же отметим, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ СОУТ на рабочем месте в плановом порядке проводится не реже чем один раз в пять лет, а также проводится в отношении всех рабочих мест, за исключением тех, на которых работают надомники или дистанционно (ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Соответственно, в таблице 10 теперь надо указать общее количество имеющихся рабочих мест. Данную таблицу можно было не представлять, если отсутствовали показатели для ее заполнения*(3) (абз. 3 п. 2 Порядка в прежней редакции). Теперь понятно, что отсутствие показателей для заполнения данной таблицы исключено, ведь какое-то количество рабочих мест у страхователя есть всегда. То есть таблицу представлять обязательно.
Предпринимателям, работающим на патенте
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах*(4) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Поэтому в силу п. 2 ч. 9 ст. 15 данного закона они представляют в орган контроля Расчет на общих основаниях, при этом не делается исключения для тех из них, которые работают на патенте. Хотя в соответствии с п. 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона о страховых взносах они не уплачивают страховых взносов в ФСС вплоть до 2018 года включительно.
Однако теперь для контроля со стороны ФСС им необходимо будет в новой строке 8 таблицы 3 разд. 1 Расчета указать сумму выплат и иных вознаграждений, которые они произвели физическим лицам. А в строке 1 той же таблицы данные предприниматели, как и все прочие страхователи, отражают сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со ст. 7 Закона о страховых взносах.
Разница между данными этих двух строк включается в таблицу 1 разд. 1 Расчета в качестве базы, облагаемой страховыми взносами, перечисляемыми в ФСС, в общем порядке, а также в таблицу 6 разд. 2 Расчета.
Кроме того, в разд. 1 Расчета добавлена таблица 4.5, в которой сумма выплат, указываемая в новой строке 8 таблицы 3, расписывается подробно по каждому отдельному патенту и должна соответствовать данным по строке "Итого выплат" таблицы 4.5.
Как следует из нового п. 24 Порядка, перечислить надо все патенты, включая те, при использовании которых труд наемных работников не применялся. Если в результате для заполнения таблицы 4.5 придется заполнить несколько страниц, сумму по строке "Итого выплат" надо указать отдельно на каждой странице, а строке 8 таблицы 3 будет соответствовать их общий итог.
Таблицу 4.5 не заполняют индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, поименованные в пп. 19, 45-47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ*(5).
Организации и индивидуальные предприниматели при наличии статуса "упрощенец" и осуществлении основного вида экономической деятельности, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, заполняют таблицу 4.3, в которой производят расчет соответствия условиям для применения пониженного тарифа при отчислениях в ФСС.
В пункте 19 Порядка теперь указывается, что этот расчет должны также сделать индивидуальные предприниматели, совмещающие УСНО и ПСНО.
Про коды
На титульном листе Расчета в поле шифр страхователя указываются коды, которые позволяют сразу определить категорию плательщика страховых взносов. Возможные варианты таких кодов указаны в приложениях 1-3 к Порядку.
В частности, в приложении 1 перечислены различные категории плательщиков страховых взносов. В нем шифру 101 соответствовали хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в силу Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), и образовательные учреждения высшего профессионального образования согласно Федеральному закону от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Теперь наименование хозяйствующих субъектов, имеющих данный код, приведено в соответствие п. 3.1 ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2014. Речь в этом пункте идет о хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) определенных результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ, участникам хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями.
В приложении 2 к Порядку приведены три варианта шифров, которые указывают плательщики, применяющие специальные режимы налогообложения. В частности, для "упрощенцев" - код 01. Теперь уточнено, что этот же код указывают упомянутые выше индивидуальные предприниматели, совмещающие УСНО и ПСНО.
Е.С. Казаков,
эксперт журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 8, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Расчет и Порядок утверждены Приказом Минтруда России от 19.03.2012 N 107н.
*(2) Утверждены Минюстом России 04.03.2014.
*(3) Это было возможно, если страхователь не был обязан проводить аттестацию рабочих мест и (или) периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда.
*(4) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(5) Имеются в виду сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, розничная торговля и услуги общественного питания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"