Регистрация во внебюджетных фондах: порядок упрощен
В законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок регистрации юридических лиц и предпринимателей, внесен ряд новаций. Уже с 1 мая сообщать фондам об открытии и закрытии счетов в банках не требуется, и привлечь к административной ответственности за неуведомление нельзя. Кроме того, сокращены сроки регистрации и снятия с учета. Подробный комментарий экспертов фирмы "1С" к этим и другим изменениям читайте в статье.
Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ (далее - Закон N 59-ФЗ) внес в законодательство ряд изменений, которые направлены на упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данный закон принят в рамках реализации "дорожной карты", утвержденной Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 N 317-Р).
Ее реализация позволит к 2018 году России войти в двадцатку лучших стран в рейтинге Doing Business, подготавливаемом Всемирным банком. Рассмотрим нововведения более подробно.
Уведомлять фонды об открытии (закрытии) счетов больше не требуется
В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели, открывающие (закрывающие) расчетные счета в банках, должны в течение семи дней уведомить об этом ПФР и ФСС РФ (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ). Если же эта обязанность не исполнена, то организации (предпринимателю) грозит штраф в размере 5 000 рублей (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ).
С учетом изменений с 01.05.2014 данная обязанность отменена, и подавать уведомление об открытых (закрытых) счетах не потребуется (п. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 6 Закона N 59-ФЗ).
Если счет открыт (закрыт) до 01.05.2014, а семидневный срок истекает после указанной даты, то, по нашему мнению, в такой ситуации уведомить внебюджетные фонды все же придется. Обусловлено это тем, что к правоотношениям применяются те нормы, которые действовали на момент их (правоотношений) возникновения, то есть на дату открытия (закрытия) расчетного счета. Однако если счет открыт (закрыт) после 22.04.2014, то организации (предпринимателю), не подавшей соответствующее уведомление, ответственность не грозит. Это связано с тем, что на момент истечения семидневного срока указанная ответственность будет отменена.
Дополнительно отметим, что наряду с пунктом 1 части 3 статьи 28 Закона N 212-ФЗ ответственность за неуведомление ПФР и ФСС РФ об открытом (закрытом) счете установлена и частью 1 статьи 15.33 КоАП РФ. Однако с 01.05.2014 привлечь по ней к ответственности организацию (предпринимателя), не уведомившего внебюджетные фонды об открытом (закрытом) после этой даты счете, также будет нельзя. Это связано с тем, что норма, обязывающая подавать соответствующие уведомления, с указанной даты упраздняется. Таким образом, событие административного правонарушения отсутствует (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Следует отметить, что обязанность банков уведомлять внебюджетные фонды об открываемых организациями (предпринимателями) счетах сохраняется (ч. 1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ). За ее неисполнение банку грозит штраф в размере 40 000 рублей (ст. 49 Закона N 212-ФЗ).
Адрес электронной почты указывается в ЕГРЮЛ и ЕГРП
Напомним, что в ЕГРЮЛ и ЕГРП отражаются сведения, характеризующие конкретное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, например (п. 1, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, далее - Закон N 129-ФЗ):
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
- сведения об учредителях (участниках) организации;
- место жительства предпринимателя в РФ;
- данные паспорта предпринимателя.
Наряду с этими сведениями в Государственные реестры теперь будет вноситься адрес электронной почты организации и предпринимателя, если он был указан в заявлении о государственной регистрации (пп. "а", "б" п. 1 ст. 2 Закона N 59-ФЗ).
В этом случае документы, подтверждающие регистрацию юрлица или предпринимателя, а также внесение изменений в ЕГРЮЛ будут направляться в электронном виде на указанный в заявлении адрес.
Напомним, что ранее инспекция направляла документы в электронной форме на электронный почтовый ящик только в том случае, когда заявление и все необходимые для регистрации документы также подавались через интернет (п. 3 ст. 11 Закон N 129-ФЗ).
Отметим, что подавать сведения об адресе электронной почты уже зарегистрированным организациям и предпринимателям не потребуется.
По нашему мнению, указать адрес электронной почты в заявлении все-таки стоит. В этом случае внебюджетные фонды направят извещение (уведомление) о постановке на учет, уведомление о тарифе страховых взносов "на травматизм" на указанный адрес, и получать его на бумажном носителе не потребуется.
Срок регистрации во внебюджетных фондах сокращен
Напомним, что все организации, а также предприниматели, привлекающие наемных работников, должны встать на учет в качестве страхователей в:
- ПФР;
- ФСС РФ.
Предприниматели, не имеющие сотрудников, на учет в ФСС РФ вставать не обязаны (ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Организациям (предпринимателям) по-прежнему не нужно обращаться в территориальные органы внебюджетных фондов. Налоговая инспекция самостоятельно направит в ПФР и ФСС РФ сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРП), на основании которых каждый фонд самостоятельно зарегистрирует страхователя.
Постановка на учет во внебюджетные фонды по новым правилам осуществляется в срок, не превышающий три рабочих дня со дня представления инспекцией сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (пп. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона N 59-ФЗ). Ранее данный срок составлял пять рабочих дней.
После постановки на учет организация страхователь получит соответствующее извещение (уведомление).
Уведомление о постановке на учет направляется по электронной почте
Начиная с 01.10.2014 внебюджетные фонды будут уведомлять страхователей о постановке на учет по электронным каналам связи (п. 2 ст. 1, пп. "б" п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона N 59-ФЗ).
Соответствующее извещение (уведомление) будет направлено в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью страховщика:
- через портал государственных и муниципальных услуг;
- на электронный почтовый адрес страхователя, если он был указан в заявлении о государственной регистрации, поданном в налоговую инспекцию.
Указанное извещение (уведомление) страхователь сможет будет получить и на бумажном носителе, подав соответствующий запрос в территориальный орган внебюджетного фонда.
Оно будет выдано в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Исходя из нововведений, в том случае, если организация (предприниматель) при государственной регистрации не укажет адрес электронной почты, получить соответствующие документы она сможет только на бумажном носителе, обратившись в территориальный орган внебюджетного фонда.
Исключение составляют случаи, когда документы в инспекцию подавались через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Данный порядок применяется и к извещению о снятии страхователя с учета в ПФР.
Отметим, что с 01.10.2014 ФСС РФ будет направлять уведомление о размере страховых взносов в аналогичном порядке (п. 2 ст. 1 Закона N 59-ФЗ).
Напомним, что ранее указанные уведомления направлялись Пенсионным фондом в большинстве своем почтовым отправлением либо через интернет-портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, п. 10 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п).
ФСС РФ направлял извещения о постановке на учет только почтой (п. 7 Порядка, утв. постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).
Уведомления об установленном тарифе взносов "на травматизм" можно было получить (п. 62 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 06.09.2012 N 178н):
- на руки, явившись в территориальный орган ФСС РФ;
- по почте;
- через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Данные изменения вступают в силу с 01.10.2014 и распространяются на правоотношения, возникшие после указанной даты (ч. 1 ст. 6 Закона N 59-ФЗ).
Таким образом, если внебюджетные фонды получат от инспекций сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРП) до указанной даты, то постановка на учет осуществляется в ранее действовавшем порядке.
Эксперты фирмы "1С"
"БУХ.1С", N 6, июнь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667