Физическое лицо владеет земельным участком, расположенным на территории одного из поселений Саргатского муниципального района Омской области. Представительный орган данного поселения не принял нормативные правовые акты об установлении и введении в действие земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Возникает ли в этой связи у физического лица обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество в отношении данного земельного участка?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае если физическое лицо владеет земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, находящимися на территориях муниципальных образований, представительными органами которых не приняты нормативные правовые акты об установлении и введении в действие земельного налога и налога на имущество физических лиц, то у него не возникает обязанности по уплате данных налогов, в том числе на основании полученного налогового уведомления.
Обоснование вывода:
Согласно основным началам законодательства о налогах и сборах лица обязаны уплачивать только законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 НК РФ). При этом ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).
В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы (п. 1 ст. 12 НК РФ). Налог на имущество физических лиц (далее - НИФЛ) и земельный налог относятся к местным налогам (ст. 15 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и п. 7 ст. 12 НК РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и НИФЛ устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Земельный налог и НИФЛ вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Таким образом, земельный налог и НИФЛ могут считаться установленными и признаваться обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований только при наличии нормативных правовых актов представительных органов этих муниципальных образований об установлении и введении земельного налога и НИФЛ. В случае же, если физическое лицо владеет земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, находящимися на территориях муниципальных образований, представительными органами которых не приняты нормативные правовые акты об установлении и введении в действие земельного налога и НИФЛ, то у него не возникает обязанности по уплате данных налогов в том числе на основании полученного налогового уведомления (дополнительно смотрите п. 3 письма Минфина России от 03.08.2005 N 03-06-02-02/57 "О порядке установления и введения местных налогов").
В заключение отметим, что с целью определения факта установления и введения земельного налога и НИФЛ на территориях тех или иных поселений Саргатского муниципального района Омской области физическое лицо в рассматриваемой ситуации может обратиться в налоговый (налоговые) орган (органы) по месту нахождения земельного участка и иных объектов недвижимого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
9 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.