Ради справедливости
Ввиду большого количества погибающих и травмируемых в дорожно-транспортных происшествиях граждан на законодательном уровне систематически принимаются меры по ужесточению ответственности за совершённые в названной сфере правонарушения.
Отдельные депутаты Государственной Думы, с учётом увеличившегося более чем в полтора раза количества ДТП, совершённых лицами в состоянии опьянения и ранее лишёнными права управления, а также в два раза - числа в них погибших, предлагают конфисковывать автомобили с одновременным лишением водителей прав на три года при повторном совершении правонарушения, выразившегося в управлении транспортными средствами в нетрезвом виде. Для сведения, в соседней Белоруссии эта норма уже заработала.
Вместе с тем на сегодня сложилась ситуация, когда водители, впервые совершившие уголовно наказуемые деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 264 УК, в силу требований, содержащихся в ч. 1 ст. 56 УК, подвергаются уголовному наказанию в виде ограничения свободы, так как наказание в виде лишения свободы может быть назначено осуждённому, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231, ст. 233 УК, или только если соответствующей статьёй Особенной части УК лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания. При этом лишение прав управлять транспортными средствами лиц, совершивших уголовные преступления с причинением тяжкого вреда здоровью человека, суды не практикуют со ссылкой на то, что этот вид наказания в санкции указанной статьи УК предусмотрен в качестве дополнительного при назначении наказаний в виде лишения свободы либо принудительных работ, применение которых систематически переносится на более поздний срок из-за отсутствия надлежащих условий обеспечения их исполнения.
К примеру, приговором одного из районных судов г. Махачкалы от 5 августа 2013 г. И., причинивший в результате ДТП тяжкий вред здоровью Э., осуждён к 1 году ограничения свободы. При этом лишение права управления транспортным средством судом не применено с учётом указанных выше оснований.
Немало случаев, когда суды, руководствуясь ст. 25 УПК, прекращают уголовные дела в связи с примирением потерпевших с подсудимыми. Эти решения судов также не влекут лишение права управления транспортными средствами.
Так, постановлением Кировского районного суда г. Махачкалы от 6 ноября 2013 г. уголовное дело в отношении А., причинившего в результате ДТП тяжкий вред здоровью М. (в виде сотрясения головного мозга, закрытого оскольчатого перелома средней и нижней трети правого плеча со смещением отломков, травматической нейропатии правого лучевого нерва) прекращено на основании ст. 25 УПК в связи с примирением сторон.
В свою очередь, водители, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения (выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения и т.д.), подлежат лишению права управления транспортными средствами на сроки от одного месяца до трёх лет.
При таких обстоятельствах представляется целесообразным, с учётом степени общественной опасности содеянного, внести изменения в ч. 1 ст. 264 УК, направленные на обеспечение соблюдения принципа справедливости при назначении наказания. Следует предусмотреть одновременно с ограничением свободы лишение права управления транспортными средствами на определённый срок, так как виновники ДТП, причинившие тяжкий вред здоровью потерпевших, по отношению к водителям, совершившим административные правонарушения, без фактического наступления каких-либо последствий, влекущих лишение права управления транспортным средством, находятся в "привилегированном" положении.
М. Магомедов,
прокурор Кировского района г. Махачкалы
"Законность", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.