Алгоритм действии по борьбе с авиационными правонарушениями
Факты авиационных правонарушений требуют от транспортных прокуроров значительной активизации их надзорной деятельности, применения всех предусмотренных законом средств прокурорского реагирования для устранения выявленных нарушений законов, использования новых форм и методов работы, повышения профессионального уровня.
В южных регионах России активно развивается сельское хозяйство, для обеспечения необходимого уровня урожайности в котором широко применяется химическая обработка (опыление) возделываемых культур и почвы. Наиболее эффективной с практической и экономической точки зрения обработкой является обработка с воздуха.
Так, по данным журнала "Аграрное обозрение", химический метод борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур посредством сверхлёгких летательных аппаратов позволяет добиться повышения урожайности на 15-35% и более, одновременно улучшив качество продукции растениеводства. Сверхлёгкие летательные аппараты работают в 10-12 раз производительнее наземных средств обработки (реально достигаемая дневная производительность самолёта при химобработке сельхозкультур - 500-1000 га)*(1).
Опыт других стран доказал, что малая авиация более чем рентабельна. Причём спектр применения малой авиации предельно широк - обучение пилотированию, авиаспорт, патрулирование, туризм, перевозка небольших грузов, сельскохозяйственные работы.
Воздушный транспорт, являясь, согласно статистике, самым безопасным видом транспорта, тем не менее сопряжён с риском для жизни и здоровья граждан. Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ деятельность по осуществлению воздушных полётов представляет собой источник повышенной опасности.
Статистика авиапроисшествий с воздушными судами авиации общего назначения представлена в докладах Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Госавианадзор), в которых отмечен их рост пропорционально увеличению интенсивности полётов.
В 2013 г. на юге России произошло девять аварий на воздушных судах. В Ставропольском крае сгорели пилот и самолёт. В Ростовской области рухнули на землю два самолёта и один мотодельтаплан. Погибли два человека. Но по количеству аварий в воздушном пространстве лидирует Кубань, где разбились три самолёта и один вертолёт. При этом погибли три пилота и два пассажира. Приземление ещё одного самолёта специалисты расценили как жёсткую посадку*(2).
Согласно данным Госавианадзора, с воздушными судами авиации общего назначения РФ за 2012 г. произошло 25 авиационных происшествий (17 катастроф, в которых погиб 31 человек, 8 аварий), 39 инцидентов, 2 чрезвычайных происшествия. По сравнению с 2011 г. количество авиационных происшествий на самолётах авиации общего назначения увеличилось на 20%, при этом возросла и тяжесть последствий авиационных происшествий - число катастроф выросло на 33%. За последние годы немаловажную роль в ухудшении состояния безопасности полётов на воздушных судах авиации общего назначения сыграли случаи незаконного выполнения авиационных работ как на воздушных судах ДОСААФ, так и на воздушных судах, "замаскированных" под гражданскую или государственную авиацию.
По мнению специалистов Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация), почти все они случаются из-за того, что руководители авиапредприятий и лётчики не выполняют требований Воздушного кодекса РФ и нарушают Федеральные авиационные правила. Кроме того, пилоты часто переоценивают уровень своей профессиональной подготовки и пытаются выполнить задачи, которые им не по плечу.
Анализ судебной и прокурорской практики, публикаций в средствах массовой информации показывает, что нарушения законодательства о безопасности полётов и авиационной безопасности носят весьма распространённый характер.
Не случайно поэтому в числе первоочередных задач при осуществлении прокурорами надзора за исполнением законов о безопасности полётов и авиационной безопасности выступают качество и результативность прокурорского вмешательства, своевременное и безусловное реагирование на любые нарушения законов.
Согласно п. 3.1 приказа Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" на транспортные прокуратуры возложены полномочия, помимо прочих, по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о безопасности полётов и авиационной безопасности.
Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный кодекс (далее - ВК), согласно положениям которого государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полётов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 21 ВК авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
В действующем законодательстве России закреплено право граждан владеть воздушными судами, аэродромами, аэропортами, техническими средствами и другими предназначенными для обеспечения полётов воздушных судов средствами (ст. 7 ВК).
Согласно п. 2 ст. 11 ВК пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделённые в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Как подчёркивает в своём докладе начальник управления инспекции по безопасности полётов Росавиации, в настоящее время в собственности физических и юридических лиц находятся 1815 воздушных судов, из них в собственности физических лиц, зарегистрированных на территории Москвы и Московской области, около 850 воздушных судов (47%). Всего согласно Госреестру гражданских воздушных судов в собственности юридических и физических лиц находятся около 2400 лёгких и сверхлёгких воздушных судов. В Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, включая единичные экземпляры, зарегистрировано 1826 воздушных судов авиации общего назначения, из них 1570 единичных экземпляров воздушных судов. С 2009 г. по июнь 2012 года численность эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, увеличилась в 2,3 раза.
Практическое решение задач, возложенных на работников транспортных прокуратур, требует повышения уровня организации надзора в рассматриваемой сфере правоотношений, что, в свою очередь, обусловливает необходимость качественного повышения методического обеспечения деятельности работников транспортных прокуратур.
Рассмотрим этапы надзорной деятельности в названной сфере.
Сбор информации. Важнейшую роль при осуществлении прокурорского надзора играет оперативное получение полной и достоверной информации о состоянии законности на поднадзорной территории.
Необходимо на постоянной основе проводить с подразделениями правоохранительных и контролирующих органов (Росавиация, Госавианадзор, МВД, ФСБ, Таможенные службы, транспортные и территориальные ОВД, таможенные органы, органы местной администрации и пр.) сверки по материалам, содержащим сведения о правонарушениях в рассматриваемой сфере.
Кроме того, информация о правонарушениях может быть получена из следующих источников: заявлений и обращений граждан, должностных лиц, сообщений СМИ; материалов уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел; материалов прокурорской и правоприменительной практики, государственной и ведомственной статистической отчётности.
Для полноты оценки состояния законности, а также в ходе подготовки к проведению надзорных проверок в рассматриваемой сфере транспортным прокурорам необходимо получать статистические данные в следующих органах:
В органах муниципальной власти. Например, согласно Концепции развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 г., утверждённой постановлением правительства Ростовской области от 18 февраля 2013 г. N 69, существуют определённые формы муниципальной поддержки развития малой авиации на территории Ростовской области, в частности: льготы по уплате региональных налогов; предоставление инвестиций и государственных гарантий; государственно-частное партнёрство; включение в долгосрочную целевую программу "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы" и т.п.
В таможенных органах. Российская промышленность уже 50 лет серийно не производит самолёты для малой авиации, выпускаются лишь отдельные партии, как правило, на заказ. Наибольшее предпочтение отдаётся самолётам иностранного производства*(3). Согласно аналитическим данным, а также информации Министерства промышленности и торговли РФ, иностранные воздушные суда в секторе малой авиации России почти полностью вытеснят самолёты отечественного производства к 2015 г.
В территориальных ОВД. В соответствии с приказом МВД России от 21 июня 2000 г. N 671 "Об укреплении и разграничении объектов оперативного обслуживания между органами внутренних дел на транспорте и территориальными ОВД" на органы территориальной милиции возложены обязанности по проверке законности деятельности маломерной авиации, точек временного базирования, охраны, хранения горюче-смазочных материалов, работы технического персонала*(4). Таким образом, территориальные ОВД зачастую обладают информацией о фактах выполнения полётов, о точках базирования маломерных судов и т.д.
В территориальных службах Росавиации и Госавианадзора. Росавиация осуществляет функции по контролю использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними*(5).
Госавианадзор, согласно положению об этой службе, осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ (кроме авиационно-космического поиска и спасания).
В аэроклубах. Аэроклубы - это организации, осуществляющие деятельность в сфере авиационного спорта. В России большинство спортивных аэродромов являются государственными и находятся в ведении ДОСААФ России.
В перечень полномочий аэроклубов России входит: обучение пилотированию самолётами лёгкой и сверхлёгкой авиации; обучение авиационному спорту; демонстрационные полёты с опытным пилотом на самолётах малой авиации; заправка воздушных судов; сезонное хранение техники. Таким образом, любой человек, желающий летать, может пройти обязательное обучение пилотированию самолётом.
В налоговых органах. Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются, помимо прочих, самолёты, вертолёты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (исключение составляют воздушные суда, используемые для пассажирских и (или) грузовых перевозок).
Непосредственная проверка с привлечением специалистов органов контроля и надзора (Госавианадзор, Росавиация), а также ведомственных пунктов управления Министерства обороны РФ, МВД России, ФСБ и иных органов.
Практика прокурорского надзора позволяет определить типичные нарушения законодательства в сфере авиации, допускаемые авиационными предприятиями и эксплуатантами воздушных судов:
- отсутствие объектов наземной инфраструктуры для обеспечения полётов, сети технического обслуживания, а также сети подготовки специалистов и пилотов;
- наличие незарегистрированных взлётных площадок, вертодромов и авиационных клубов (возможно выявление таковых с помощью аэрофотосъёмки и методом прочёсывания местности);
- нарушение порядка допуска к выполнению полётов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полётов. Допуск к полёту воздушного судна, на котором не укомплектован лётный или кабинный экипаж, либо эксплуатация воздушных судов, не прошедших регистрацию в установленном законом порядке;
- факты умышленного сокрытия авиационных происшествий, инцидентов или сведений о них и т.д.
Меры прокурорского реагирования в случае выявления авиационных правонарушений. Необходимо, используя весь комплекс мер прокурорского реагирования, добиваться реального устранения выявленных нарушений, во всех случаях рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности.
Так, аппаратом Южной транспортной прокуратуры, транспортными прокурорами на правах районных в 2013 г. во взаимодействии с территориальными и транспортными органами полиции с привлечением специалистов территориальных подразделений Госавианадзора и Росавиации проведены проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности полётов лёгких воздушных судов. В ходе надзорных мероприятий выявлены многочисленные нарушения требований воздушного законодательства, регламентирующих порядок использования воздушного пространства, эксплуатации авиационной техники, содержания мест стоянок воздушных судов, в том числе факты невыполнения требований пожарной и экологической безопасности, использования воздушных судов, не прошедших регистрацию в установленном законом порядке.
Всего в ходе проверок исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности полётов воздушных судов малой авиации, проведённых за неполный 2013 г., выявлено 347 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 30 представлений. По итогам рассмотрения указанных актов прокурорского реагирования 16 работников привлечены к дисциплиной ответственности, в отношении виновных юридических и физических лиц возбуждено 88 дел об административных правонарушениях. На противоречащие требованиям закона нормативные правовые акты принесено 4 протеста, 4 лица предостережены о недопустимости нарушения требований законодательства в указанной сфере, в судебные органы направлено 17 заявлений, из которых 6 - рассмотрены и удовлетворены*(6).
Вместе с тем следует отметить, что установленные КоАП РФ крайне низкие санкции за нарушение порядка эксплуатации малой авиации не обеспечивают выполнения профилактических целей административного закона.
Наиболее эффективными мерами реагирования в целях устранения выявляемых правонарушений являются исковые заявления о запрете эксплуатации воздушных судов до получения соответствующих сертификатов, в том числе подтверждающих лётную годность, о прекращении действий свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации (Белореченская и Сальская транспортные прокуратуры Южной транспортной прокуратуры).
Кроме того, до устранения выявленных нарушений могут быть применены такие меры, как приостановление действия или аннулирование лицензии, приостановление или прекращение действия сертификата соответствия по авиационной безопасности*(7).
Также возможны варианты приостановления эксплуатации: базовых складов; систем заправки воздушного судна топливом либо маслом; радио-маячной системы; аккумуляторной зарядной станции; мест стоянок воздушных судов; спецтехники; неаутентичных компонентов воздушных судов и элементов спецоборудования; компонентов изделий лабораторных стендов и пр.
Минераловодским межрайонным транспортным прокурором в 2013 г. в Предгорный районный суд Ставропольского края направлено уголовное дело по обвинению гражданина Ф. в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 238 УК, по факту оказания им платных услуг по полётам на параплане, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлёкших смерть малолетнего ребёнка. Приговором Предгорного районного суда Ф. признан виновным в совершении указанного преступления и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев.
Помимо указанных мер реагирования, одним из действенных способов борьбы с осуществлением незаконных авиационно-химических работ является принятие мер к заказчикам таких работ - сельхозпредприятиям, фермерским хозяйствам, контроль за заключаемыми ими соглашениями на авиационные работы.
Так, на основании обобщённой информации о выявленных Лиховской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры нарушениях в сфере безопасности полётов органами местного самоуправления приняты необходимые меры. В Красносулинском районе издан приказ, которым предписано всем сельхозпредприятиям района заключать договоры на выполнение авиационно-химических работ исключительно с эксплуатантами гражданской авиации, имеющими все необходимые разрешительные документы. В Белокалитвинском районе руководители и специалисты хозяйств всех форм собственности предупреждены о персональной ответственности за противоправное использование авиации, усилен контроль за исполнением законодательства об авиационной безопасности. Администрацией Боковского района все сельхозпроизводители, работающие на землях сельскохозяйственного назначения, предупреждены о недопустимости повторения фактов использования воздушных судов с нарушением воздушного, гражданского и налогового законодательства. Администрацией Миллеровского района проведено предпосевное совещание, на котором руководители, специалисты сельскохозяйственных предприятий ознакомлены с порядком проведения авиационно-химических работ, заключения договоров, перечнем документов, которые должны иметь лица, осуществляющие авиационные работы*(8).
А. Петренко,
старший помощник Ростовского транспортного прокурора по
осуществлению надзора за исполнением законов на транспорте
"Законность", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Малая авиация в сельском хозяйстве: дорого, но выгодно. - Аграрное обозрение, 2011, N 1.
*(2) См.: Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта: http://www.favt.ru/.
*(3) См. http://kachestvo.ru/.
*(4) См.: Малая авиация: проблемы безопасного функционирования. - Право и безопасность, 2006, N 3-4 (20-21).
*(5) См.: Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 396.
*(6) См.: http://www.utprok.ru.
*(7) См.: Программа авиационной безопасности гражданской авиации РФ, утверждённая приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 г. N 62.
*(8) См.: http://www.utprok.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.