Нужен системный подход
На парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ в ноябре 2013 года были озвучены предложения о новой концепции уголовно-правовой политики, разработке новых редакций Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.
Обосновывалось это тем, что в результате внесения многочисленных, зачастую несистемных изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве появилось немало несоответствий и даже противоречий. Обратим внимание на одно из них.
Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида досрочного освобождения осуждённых от отбывания наказания. Речь идёт о ст. 79 (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания) и ст. 80 (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания). Оговоримся, что в обоих случаях нас интересует досрочное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы.
При введении в действие Уголовного кодекса РФ (ФЗ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ) ст. 79 устанавливала, что условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осуждённым: а) не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; в) не менее трёх четвертей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также трёх четвертей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79. А ст. 80 при введении в действие УК 1996 г. распространялась только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.
ФЗ от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ значительно облегчил условия для условно-досрочного освобождения на основании ст. 79: срок фактического отбытия наказания по преступлениям небольшой и средней тяжести снизился с половины до одной трети; по тяжким преступлениям - вместо двух третей стало достаточным отбытие половины срока; по особо тяжким преступлениям, а также лицам, которым условно-досрочное освобождение было впоследствии отменено, - установили срок в две трети вместо трёх четвертей.
Одновременно произошли изменения и в ст. 80 УК. Из неё исключили указание на преступления небольшой и средней тяжести - т.е. замена наказания более мягким видом стала возможна по всем видам преступлений. И самое главное, ст. 79 и 80 УК привели к единому знаменателю, установив абсолютно одинаковые условия для освобождения осуждённых. Таким образом, чтобы претендовать на замену наказания более мягким, достаточно было отбыть одну треть наказания - по преступлениям небольшой и средней тяжести; половину - по тяжким преступлениям; две трети - по особо тяжким преступлениям.
Такой подход законодателя, уравнявшего условия освобождения осуждённых в порядке ст. 79 и ст. 80 УК, был совершенно обоснованным.
В дальнейшем законодатель вносил в ст. 79 и 80 УК изменения, которые были идентичными. К примеру, Федеральным законом от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ в ст. 79 УК ввели дополнение - о том, что условно-досрочное освобождение по преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних может быть применено после фактического отбытия осуждённым не менее трёх четвертей срока наказания. Аналогичное положение было введено и в ст. 80 УК.
ФЗ от 3 ноября 2009 г. N 245-ФЗ к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних добавил и ст. 210 УК, в результате чего для досрочного освобождения на основании ст. 79 или ст. 80 УК осуждённым на указанной статье также требовалось отбыть не менее трёх четвертей срока.
Первая несогласованность в правовом регулировании условий досрочного освобождения осуждённых произошла в результате принятия ФЗ от 9 декабря 2010 г. N 352-ФЗ. Он внёс изменения только в ст. 79 УК, добавив к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних и ст. 210 ещё три состава - ст. 205, 205.1, 205.2 УК. Для всех этих преступлений условием для условно-досрочного освобождения стало отбытие осуждённым не менее трёх четвертей срока наказания.
В связи с усилением ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних, ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ внёс в ст. 79 УК новый пункт - о том, что для условно-досрочного освобождения лиц, осуждённых за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, требуется отбытие осуждённым не менее четырёх пятых срока наказания. Аналогичное положение было введено законодателем и в ст. 80 УК.
Совсем скоро возникла новая нестыковка. ФЗ от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ внёс изменения в ст. 79 УК, согласно которым требование о необходимости фактического отбытия трёх четвертей распространили и на тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
ФЗ от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ внёс очередные изменения в ст. 79 УК, распространив требование об отбытии трёх четвертей срока наказания ещё на три состава преступлений - ст. 205.3, 205.4, 205.5.
В последних двух случаях аналогичные изменения в ст. 80 УК не вносились.
Что в результате получается на сегодня? Согласно п. "г" ч. 3 ст. 79 УК условно-досрочное освобождение может быть применено после фактического отбытия осуждённым трёх четвертей срока наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 УК.
Однако таких требований нет в ст. 80 УК. В результате осуждённый, отбывающий наказание, к примеру, по ч. 1 ст. 228.1 УК, может быть освобождён по ст. 79 УК условно-досрочно при отбытии трёх четвертей срока, а по ст. 80 УК в порядке замены лишения свободы более мягким наказанием - при отбытии половины срока наказания.
Другой пример - осуждённый по ст. 205 УК может претендовать на условно-досрочное освобождение в порядке ст. 79 УК после фактического отбытия трёх четвертей срока наказания. Одновременно этот же осуждённый может быть освобождён в порядке замены лишения свободы исправительными работами на основании ст. 80 УК после отбытия двух третей срока наказания.
Считаем, что условия освобождения по ст. 79 (условно-досрочно) и по ст. 80 (в порядке замены наказания) УК должны быть одинаковыми для одних и тех же категорий осуждённых. В действующем законе это правило не соблюдается. Поэтому в ст. 80 УК необходимо внести изменения, устанавливающие возможность замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания лицам, осуждённым за тяжкие и особо тяжкие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров по ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 УК, лишь после фактического отбытия трёх четвертей срока наказания.
Кроме этого, в ст. 80 УК не предусматриваются особые условия досрочного освобождения от отбывания наказания для лиц, которые уже ранее освобождались условно-досрочно или которым заменялась неотбытая часть наказания более мягким видом наказания, но эти решения впоследствии были отменены. В отличие от ст. 79 УК, ст. 80 УК вообще не упоминает об этой категории лиц, и они освобождаются в порядке замены наказания после отбытия половины срока.
Соответственно, в ст. 80 УК необходимо внести изменения, устанавливающие возможность замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания лицам, ранее освобождавшимся по ст. 79 и 80 УК, если досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным в законе, только после фактического отбытия двух третей срока наказания.
Ф. Багаутдинов,
доктор юридических наук
Д. Бригаднов,
Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением
законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан
"Законность", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.