Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 мая 2013 г. N ВАС-5859/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Козловой О.А.,
судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П.
рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2012 по делу N А51-15810/2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.03.2013 по тому же делу
по иску администрации Партизанского городского округа (далее - администрация)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 1 058 179 рублей расходов, возникших в связи с предоставлением на основании решения Партизанского городского суда от 17.06.2010 жилого помещения военнослужащему и членам его семьи.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2012 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением 06.03.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что 17.06.2010 Партизанским городским судом принято решение по гражданскому делу, которым суд удовлетворил требования Козубенко Н.А. к администрации и признал за Козубенко Н.А. и членами ее семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Партизанск, ул. Мирошниченко, д. 14б, кв. 10, на основании договора социального найма жилого помещения.
Главой Партизанского городского округа Приморского края принято постановление от 24.11.2011 N 1065-па "О передаче жилых помещений в собственность граждан", согласно пункту 2.2 которого Козубенко Н.А. и членам ее семьи передана в долевую собственность 2-комнатная квартира, полезной площадью 49,9 кв.м., расположенная по названному выше адресу.
Между администрацией и Козубенко Н.А. заключен соответствующий договор от 28.11.2011 N 13048 на передачу квартиры в собственность граждан.
Администрация, полагая, что расходы, связанные с предоставлением спорной квартиры военнослужащему и членам его семьи, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 и пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Доказательств выделения администрации в спорный период из федерального или краевого бюджетов денежных средств для приобретения жилья военнослужащим не представлено. Также отсутствуют сведения о поступлении денежных средств в бюджет г. Владивостока по распоряжению Министерства обороны Российской Федерации.
Судами установлен факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов, и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению военнослужащему жилого помещения, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Данный вывод судов соответствует позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А51-15810/2012 Арбитражного суда Приморского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 27.08.2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.03.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
М.В. Пронина |
Судья |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 мая 2013 г. N ВАС-5859/13 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А51-15810/2012
Истец: Администрация Партизанского городского округа
Ответчик: Управление Федерального Казначейства
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5859/13
26.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5859/13
06.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-278/13
31.10.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8671/12
27.08.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-15810/12